Отсканировать или сфотографировать выполненное задание и отправить преподавателю по электронной почте или ВКонтакте

Тезаурус

Биографический жанр - форма литературно-художественного или научно-документального жизнеописания истории конкретной личности и её индивидуальной судьбы.

Жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.)

Неореализм – течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая «традиционная проза», ориентированная на традиции классики и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Постмодернизм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века.

Материал для самостоятельного изучения:

Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов.

Смены идеологических и нравственных взглядов в России произошли в период с 1980-го по 90-е годы. Это время падения СССР. Смена политического режима оказала значительное влияние на общество, и, как следствие отразилась на культурных процессах.

Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год. Это редкое явление, когда дату можно назвать так точно. Не трудно догадаться, что это связано с новым политическим курсом, который в 85-ом году взял СССР. Как же менялась литература в новое время?

Реалистическое неоклассическое направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжило традиции русской литературы. Особенности этого периода: психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем, диалог автора с читателем.

Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского модернизма.

Нельзя не согласиться с обобщающим суждением литературоведа Александра Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было навёрстывать упущенное – догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст».

Неокритический реализм, зародившийся в постперестроечные годы, анализирует влияние на личность новой социальной среды. В произведениях авторов этого периода, таких как Сергей Каледин, Олег Павлов, Роман Сенчин, возникают новые для литературы темы, такие как информационные технологии и реклама. Литератор Чупрынин говорит о постперестроечном периоде: «В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял поминки по русской литературе, и нам действительно пора прощаться если не с литературой, то с собственным, традиционным представлением о ней».

Неореализм или неосентиментализм в русской литературе ХXI века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции. В её основе лежат традиции сентиментализма XVIII века. На страницах произведений мы видим осознание ценности простых человеческих чувств. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, большинство произведений женской прозы.

Одной из примет нашего времени становится размытость границ между массовой и интеллектуальной литературой. Самое яркое явление в этой области – детективные серии Бориса Акунина. Совокупный тираж книг об Эрасте Фандорине к концу 2000 года достигает миллиона экземпляров.

Появляется литература барокко или необарокко. Раньше подобное в литературе было табуировано, теперь же читатель может видеть жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространённые и в жизни, и в литературе социалистического реализма. Среди представителей этого течения, так называемой «другой прозы» можно назвать Владимира Сорокина. Автор в своих произведениях изучает проявление низменного в человеческой жизни, препарирует те аспекты бытия, которые ещё недавно были недопустимы в литературе.

Произведения «другой прозы» становятся остро полемичными по отношению к советской действительности и способам её изображения. Мир в этой прозе изображается абсурдным и нелогичным; в нём нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.

Важный маркер этого периода – абсолютная свобода: писатель творит в бесцензурном пространстве. Писатели-постмодернисты ведут в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно, он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Если нет смысла, наступает бессмыслица. «Дискурс» – основной термин постмодернизма.

Роман «Кысь» Татьяны Толстой о мутирующей после ядерного взрыва России. На страницах произведения автор создаёт абсолютно деградировавшую страну: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов.

В заключение необходимо отметить, что проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов.

I. Лекция

Современный литературный процесс характеризуется исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», «тема армии» и т. п.) и резким возвышением роли бытовых взаимоотношений. Внимание к быту, порой абсурдному, к опыту человеческой души, вынужденной выживать в ситуации ломки, сдвигов в обществе, порождает особые сюжеты. Многие писатели как бы хотят отделаться от былой патетики, риторики, проповедничества, впадают в эстетику «эпатажа и шока». Реалистическая ветвь литературы, пережив состояние невостребованности, подходит к осмыслению перелома в сфере нравственных ценностей. На видное место выходит «литература о литературе», мемуарная проза.

«Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. Одним из способов обновления реализма является попытка освободить его от идеологической заданности. Эта тенденция привела к новому витку натурализма: в ней соединились традиционная вера в очистительную силу жестокой правды об обществе и неприятие пафоса любого рода, идеологии, проповедничества (проза С. Каледина[2] «Смиренное кладбище», «Стройбат»; проза и драматургия Л. Петрушевской).
1987 год имеет особое значение в истории русской литературы. Это начало уникального, исключительного по своей общекультурной значимости периода. Это начало процесса возвращения русской литературы. Основным мотивом четырех лет (1987 гг.) становится мотив реабилитации истории и запрещенной — «неподцензурной», «изъятой», «репрессансной» — словесности.

Первые годы реабилитационного периода — 1987—1988 годы — это время возвращения духовных изгнанников, тех русских писателей, которые (в физическом смысле) не покидали пределов своей страны.

С републикацией произведений Михаила Булгакова («Собачье сердце», «Багровый остров»), Андрея Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»), Бориса Пастернака («Доктор Живаго»), Анны Ахматовой («Реквием»), Осипа Мандельштама («Воронежские тетради») творческое наследие этих (известных и до 1987 г.) писателей было восстановлено в полном объеме.
Следующие два года — 1989—1990 годы — это время активного возвращения целой литературной системы — литературы русского зарубежья. До 1989 года единичные републикации писателей-эмигрантов — Иосифа Бродского и Владимира Набокова в 1987 году — были сенсационными. А в 1989—1990 годах «толпа теней хлынула в Россию из Франции и Америки» (Е. Эткинд) — это Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Виктор Некрасов, Саша Соколов и, конечно, Александр Солженицын.
Главной проблемой для литературы второй половины 1980-х годов становится реабилитация истории.

В 1988 году критики заговорили о появлении в литературе целого направления, которое обозначили как «новая историческая проза». Опубликованные в 1987 году романы Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» и Владимира Дудинцева «Белые одежды», повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стали общественными событиями этого года. В начале 1988 года таким же общественно-политическим событием стала пьеса Михаила Шатрова «Дальше... дальше... дальше...», при этом образы «живого плохого Сталина» и «живого нестандартного Ленина» едва прошли тогда еще существовавшую цензуру.
В этот период литература являлась прежде всего делом гражданским. Громко заявить о себе в это время смогли только поэты-иронисты и авторы «физиологических повестей» («прозы гиньоль»[3]) Леонид Габышев («Одлян, или Воздух свободы») и Сергей Каледин («Стройбат»), в чьих произведениях живописались темные стороны современной жизни — нравы несовершеннолетних преступников или армейская «дедовщина».
Публикация рассказов Людмилы Петрушевской, Евгения Попова, Татьяны Толстой, авторов, которые сегодня определяют лицо современной литературы, в 1987 году прошла почти незамеченной. В той литературной ситуации, это были «художественно избыточные тексты». 1987—1990 эти годы называют годами «пиршества чтения»; произошел неслыханный и неповторимый рост тиражей периодических литературных изданий («толстых» литературных журналов).
Начало следующего периода в новейшей русской литературе — постмодернистского 1991—1994 гг.. Для постмодернизма характерно осмысление мира как хаоса, мира как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия. Один из главных принципов постмодернизма — интертекстуальность (соотнесенность текста с другими литературными источниками).
Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра. Постмодернистское повествование — это книга о литературе, книга о книгах.
В последней трети ХХ века постмодернизм получил широкое распространение в нашей стране. Это произведения Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова, Татьяны Толстой, Иосифа Бродского и некоторых других авторов. Пересматривается система ценностей, разрушаются мифологии, взгляд писателей часто ироничен, парадоксален.
Изменение политических, экономических, социальных условий в стране в конце ХХ века привели ко многим изменениям и в литературном и окололитературном процессах. В частности с 1990-х годов в России появилась Букеровская премия. Ее учредитель — английская Букеровская компания, которая занимается производством продуктов питания и их оптовой продажей.
Литературная премия «Русский Букер» учреждена основателем Букеровской премии в Великобритании компанией Booker Pic в 1992 году как инструмент для поддержки авторов, пишущих на русском языке, и возрождения издательской деятельности в России с целью сделать хорошую современную русскую литературу коммерчески успешной на ее родине.
Российскими букератами стали Марк Харитонов (1992, «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича»), Владимир Маканин (1993, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), Булат Окуджава (1994, «Упраздненный театр»), Георгий Владимов (1995, «Генерал и его армия»), Андрей Сергеев (1996, «Альбом для марок»), Анатолий Азольский (1997,»Клетка»), Александр Морозов (1998, «Чужие письма»), Михаил Бутов (1999, «Свобода»), Михаил Шишкин (2000, «Взятие Измаила»), Людмила Улицкая (2001, «Казус Кукоцкого»), Олег Павлов (2002, «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней»).
Букеровская премия, как и любая другая литературная премия, не призвана ответить на вопрос «Кто у вас первый, второй, третий писатель?» или «Какой роман лучший?». Литературные премии — это цивилизованный способ вызвать издательский и читательский интерес.

Букеровская и последовавшие за ней литературные премии (Антибукер, «Триумф», премия им. А. С. Пушкина, Парижская премия русскому поэту) не сняли в полной мере проблему противостояния некоммерческой литературы («чистого искусства») и рынка. «Выходом из тупика» (так называлась статья критика и культуролога Александра Гениса, посвященная литературной ситуации начала 1990-х гг.) для «нерыночной» литературы стало ее обращение к традиционно массовым жанрам (литературным в даже песенным):
• fantasy («фэнтези») — «Жизнь насекомых» (1993) Виктора Пелевина;
• фантастический роман — «Тавро Кассандры» (1994) Чингиза Айтматова;
• мистико-политический триллер — «Стражница» (1993) Анатолии Курчаткина;
• эротический роман — «Эрон» (1994) Анатолия Королева, «Дорога в Рим» Николая Климонтовича, «Будни гарема» (1994) Валерия Попова;
• истерн — «Мы можем все» (1994) Александра Черницкого;
• авантюрный роман — «Я — не я» (1992) Алексея Слаповского (и его же «рок-баллада» «Кумир», «блатной романс» «Крюк», «уличный романс» «Братья»);
• «новый детектив» Б. Акунина;
• «дамский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др.
Произведением, воплотившем в себе практически все черты современной русской прозы, стал «Лед» Владимира Сорокина, номинированный в шорт-листе 2002 года. Произведение вызвало широкий резонанс благодаря также активному противодействию движения «Идущие вместе», обвиняющего Сорокина в порнографии. В. Сорокин снял свою кандидатуру из шортлиста.
Следствием стирания границ между высокой и массовой литературой (наряду с расширением жанрового репертуара) явилось окончательное крушение культурных табу (запретов), в том числе: на употребление обсценной (ненормативной) лексики — с публикацией романа Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка!» (1990), произведений Тимура Кибирова и Виктора Ерофеева; на обсуждение в литературе проблем наркотиков (роман Андрея Саломатова «Синдром Кандинского» (1994) и сексуальных меньшинств (сенсацией 1993 г. стало двухтомное собрание сочинений Евгения Харитонова «Слезы на цветах»).
Жанр «fantasy», оказавшись из всех жанровых новообразований наиболее жизнеспособным, явился отправной точкой для одного из самых заметных явлений в новейшей русской литературе — это проза вымысла, или fiction-проза — фантазийная литература, «современные сказки», авторы которых не отображают, а изобретают новые абсолютно неправдоподобные художественные реальности.
Fiction — это литература пятого измерения, каким становится безудержное авторское воображение, создающее виртуальные художественные миры — квазигеографические и псевдоисторические.
Домашнее задание: прочитать внимательно лекцию, просмотреть презентацию и ответить на вопросы
Вопросы для самопроверки.
1. Какие самые существенные изменения произошли в обществе и литературе начиная с 1987 года?
2. Какие периоды можно выделить в истории новейшей русской литературы?
3. Назовите основные идеи, тенденции, мотивы, характеризующие каждый из этих периодов
5. Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?
7. Определите понятия «новая литература», «самиздат», «андеграунд».
8. Почему «новую литературу» называют «другой», или «альтернативной»?
9. За что и как присуждается Букеровская премия? Кто из русских писателей стал лауреатом Букера?
10. Какие новые жанры появились в русской литературе 1990-х годов? С чем связано расширение жанрового репертуара?
11. Что такое проза fiction?

Соотнесите основные жанры по направлениям

 

Массовая литература   Элитарная литература  
   

Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.).

Размытая авторская позиция или ее отсутствие.

Обращение к человеческим инстинктам, желаниям.

Ярко выраженная авторская позиция

Обращение к традиционным нравственным ценностям.

Адаптация идей подлинного искусства.

Художественный эксперимент.

Уникальная авторская идея.




































Отсканировать или сфотографировать выполненное задание и отправить преподавателю по электронной почте или ВКонтакте.

В теме письма обязательно указать Ф.И., номер группы и дисциплину. Например: Петров А., гр.М-19, Литература.

2. Ваше задание будет оценено в соответствии со следующими критериями:

Оценка «5» - задание выполнено в полном объеме; представлен полный, развёрнутый ответ, продемонстрировано знание материала.

Оценка «4» - выполненное задание в основном соответствует требованиям, но при наличии в работе некоторой неполноты информации или мелких ошибок.

Оценка «3» - выполненная работа наполовину соответствует требованиям. В ответе имеются недостатки и ошибки.

Оценка «2» - работа с существенными недостатками и ошибками, или задание полностью или в большей степени не соответствует требованиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: