Глава 5. Новые тенденции в развитии малых государств в начале XXI в

Бахрейн. В 1999 г. произошла смена власти. Эмир Бахрейна шейх Иса бен Сальман Аль Халифа умер, и на престол вступил его сын – шейх Хамад бен Иса Аль Халифа. Он получил образование в известном военном учебном заведении в Англии, в Санхерсте. Он был настроен изменить существующее положение и стабилизировать внутриполитическую ситуацию, которая в период правления его отца была взрывоопасной из-за действий шиитской оппозиции. 

Наследным принцем стал его сын – Сальман бен Хамад Аль Халифа, который получил образование в США и Великобритании. Он возглавлял Совет экономического развития, а также являлся заместителем верховного командующего силами обороны.

 Шейх Хамад инициировал проведение реформ в стране. Его первые шаги были направлены на смягчение внутриполитического положения, поэтому он поспешил освободить политических заключенных и наладить диалог с оппозицией. В течение 1999 г. была освобождена значительная часть политических заключенных и дано разрешение вернуться в страну ранее высланным из Бахрейна представителям оппозиции. Правящая власть стремилась к достижению национального единства.

В мае 2000 г. шейх Хамад бен Сальман Аль Халифа объявил о том, что в состав Консультативного совета – органа представительной власти, назначаемого эмиром, будут включены женщины и представители не мусульманских конфессий. Действительно, в состав Консультативного совета были включены бизнесмен еврейского происхождения, а также индиец-христианин и четыре женщины, среди которых одна христианка[1].

Этот шаг властей, беспрецедентный для государств этого региона, где ислам занимает главенствующее положение в политической системе, можно объяснить не только стремлением к либерализации, но и влиянием шиитского фактора. В стране, где шииты составляют большинство коренного населения, их главным требованием является предоставление шиитам равных прав с суннитами, к которым принадлежит не только правящая семья, но и значительная часть политической элиты страны. Христианское же меньшинство, не говоря уже об иудеях, не является многочисленным, и их представительство в органах власти не грозит изменениями в политике государства, однако, оно может быть использовано в противодействии шиитской оппозиции.

В ноябре 2000 г. эмир назначил Высший Национальный комитет, состоящий из 46 человек. Этот Комитет должен был представить проект развития политической системы Бахрейна[2]. Комитет подготовил документ, озаглавленный Хартия Национального действия, который был опубликован в конце декабря 2000 г. Хартия предусматривала переход к конституционной монархии. В ней также указывалось на необходимость создания двухпалатного парламента, в котором нижняя палата избиралась бы путем прямого тайного голосования всех граждан Бахрейна, включая женщин, а верхняя назначалась бы правительством из представителей всех слоев бахрейнского общества. В стране создавалась также и независимая судебная система. Женщины Бахрейна впервые получали право избирать и быть избранными в органы законодательной власти.

Оппозиция, базирующаяся в Лондоне, выступила против этого проекта. Она настаивала на возвращении к конституции 1973 г., как основы для проведения процесса демократизации. Согласно прежней конституции, парламент был однопалатным и выборным, что, по мнению оппозиционных политиков, было более демократично. Однако, в стране был проведен референдум, в котором впервые приняли участие и женщины. 98,4 % участвовавших в этом референдуме одобрили Хартию Национального действия[3].

Эмир создал два комитета – Комитет по претворению в жизнь положений хартии, во главе с наследным принцем шейхом Сальманом, а также Комитет по внесению изменений в конституцию, возглавляемый министром юстиции и исламских дел шейхом Абдаллой бен Халифом Хамадом Аль Халифом.

Накануне проведения референдума эмир освободил из заключения всех арестованных по политическим мотивам и разрешил вернуться в страну всем политическим эмигрантам. В середине марта 2001 г. в страну вернулся лидер шиитской оппозиции шейх Али Сальман, а также другой оппозиционный лидер, глава Бахрейнского национального фронта освобождения Абдель Рахман Ан-Наими.

В 2001 г. было сформировано Исламское общество национального согласия (Джамийят аль-вифак аль-ватаний аль-исламийя -Аль-Вифак). Оно было наследником существовавшей ранее организации Движения за освобождение Бахрейна. По численности своих членов это оппозиционное шиитское движение стало самым крупным[4]. Шейх Али Сальман стал генеральным секретарем организации. Али Сальман родился в 1965 г. Он получил религиозное образование, закончив медресе в Бахрейне. Затем продолжил свое образование в Иране, в Куме. Шейх Али неоднократно подвергался арестам[5]. Духовным руководителем «Аль-Вифак» был влиятельный шиитский религиозный деятель Бахрейна Иса Касем[6].

Власти, начавшие процесс реформ, стремились стабилизировать обстановку в стране и добиться национального согласия. Они пошли на то, чтобы разрешить деятельность неправительственные общественных организаций (НПО), что было одним из требований, выдвигавшихся оппозицией. Была выдана лицензия на деятельность независимого Бахрейнского общества по защите прав человека. Кроме того, с октября 2001 г. правительство начало выдавать лицензии на деятельность НПО. Расширение демократии затронуло и проблему предоставления гражданства. Полные гражданские права были предоставлены шиитам иранского происхождения, чьи предки проживали на территории Бахрейна на протяжении нескольких поколений. Одним из шагов, направленных на расширение прав женщин, стало создание в том же 2001 г. Высшего совета бахрейнских женщин, во главе с супругой эмира. В апреле 2002 г. была назначена первая женщина-министр. Она заняла пост министра здравоохранения.

Еще одно требование оппозиции – свобода средств массовой информации. Для снижения остроты внутриполитических противоречий между властью и оппозицией правительство разрешило издание двух независимых газет – «Аль-Мисак» и «Аль-Васат».

Новая конституция. 14 февраля 2002 по распоряжению короля был проведен референдум, по результатам которого был принят новый текст конституции.

В преамбуле к конституции отмечалось, что король – Хамад бен Иса Аль Халифа изменил ранее существовавшую конституцию, так как он опирался на волю бахрейнского народа, утвердившего принципы Хартии национального действия, для установления демократического правления и лучшего будущего, которое принесет прогресс, процветание и стабильность. Он опирался на достижения мировой цивилизации, на ислам, как на религию, кодекс законов и образ жизни, а также на свою принадлежность к славной арабской нации, свою связь с Советом сотрудничества арабских государств Залива, сегодня и в будущем, а также на стремления к справедливости, добру и миру для всего человечества. Показательно, что в условиях глобализации Бахрейн стремился занять свое место в мировом сообществе и рассматривал свои национальные задачи в глобальном контексте.

В преамбуле также было декларировано, что политический режим Бахрейна – конституционная монархия, основанная на принципе совещательности (аш-шура) - высшем достоянии ислама, и на участии народа в осуществлении власти, что является достижением современной политической мысли. Правитель выбирает наиболее опытных граждан, которые становятся членами Консультативного совета[7].

В первой статье конституции королевство Бахрейн провозглашалось арабским мусульманским независимым государством, обладающим полным суверенитетом. Правление Бахрейна – наследственное конституционное королевство. Власть была передана от покойного шейха Исы бен Сальмана Аль Халифы его старшему сыну шейху Хамаду бен Иса Аль Халифа, королю страны. От него она будет передана его старшему сыну и так поколение за поколением, если только король не назначит своим приемником не старшего сына, а другого из своих сыновей, в соответствии с положениями декрета о престолонаследии.

Король Хамад, таким образом, становился основателем нового государства – королевства Бахрейн.

Конституция состояла из 125 статей. Один из разделов был посвящен общим правам и обязанностям. Все граждане Бахрейна, согласно статье 17, равны в своем человеческом достоинстве, равны перед законом в своих правах и обязанностям, без какой-либо дискриминации в отношении пола, происхождения, языка, религии или убеждений.

В разделе, посвященном власти подчеркивалось, что система правления основывается на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, которые сотрудничают между собой в соответствии с положениями конституции.

Король, в соответствии с конституцией, обладал широкими полномочиями и ответственностью перед государством и народом. В статье 33 отмечалось, что король не только глава государства и персонифицирует его, но он и хранитель верности религии и отечеству, а также символ национального единства. Среди полномочий короля важнейшимибыли: назначение и снятие с должности премьер-министра, а также всех министров по рекомендации премьер-министра. Король также был председателем верховного суда и назначает его судей. Он – главнокомандующий бахрейнской армии. Глава государства обладал правом вносить предложения об изменении конституции. Он же мог инициировать принятие новых законов. Король должен утверждать все законы, которые считались вступившими в действие после того, как прошло шесть месяцев с момента их поступления из Консультативного совета или Совета депутатов и не было требований их повторного рассмотрения.

В третьем разделе, в котором говорилось о законодательной власти, подчеркивалось, что ее осуществляет Национальный совет, состоящий из Консультативного совета и Совета депутатов. В Консультативном совете – 40 членов, которых назначает король. Король же назначает председателя Консультативного совета, а два его заместителя избираются членами Совета.

Совет депутатов также состоит из 40 членов, которые избираются путем всеобщих, прямых, тайных выборов, в соответствии с избирательным законом. Совет депутатов избирает своего председателя и двух его заместителей из числа своих членов.

Этому органу законодательной власти представлены, согласно конституции, широкие полномочия. Депутаты имеют право выдвигать запрос в отношении любого министра. В соответствии со статьей 65, запрос должен быть подписан не менее, чем пятью депутатами и направлен в министерство. Он должен касаться вопросов, которыми занимается министерство. Вопрос о доверии министру может быть поставлен депутатами, если они заручились письменным согласием 10 депутатов, после того, как был обсужден депутатский запрос в отношении этого министра. Если Совет депутатов большинством в две трети от общего числа его членов вынес вотум недоверия министру, то министр подает в отставку.

Хотя Совет депутатов не вправе выразить вотум недоверия премьер-министру, тем не менее, если одна треть его членов заявит о невозможности сотрудничать с премьер-министром, то этот вопрос поступает на рассмотрение Национального совета, который выносит свое решение спустя семь дней после того, как этот запрос к нему поступил. Если Национальный совет большинством в две трети своих членов проголосует за то, что невозможно сотрудничать с премьер-министром, то вопрос должен быть решен королем. Он может отправить в отставку премьер-министра и правительство или же распустить Совет депутатов (ст. 67). Кроме того, Совет депутатов может направлять в письменном виде свои пожелания по вопросам общей политики правительству, которое обязано на них реагировать. Деятельность правительства, таким образом, контролируется Советом депутатов.

Взаимоотношения между двумя палатами парламента определялись в специальном разделе. Закон в соответствии со статьей 70 считается принятым, если он получил одобрение двух палат парламента, или, в случае необходимости, был одобрен на заседании Национального совета.

Проекты законов поступают вначале в Совет депутатов, которые могут его одобрить, отвергнуть или внести изменения. Затем этот проект рассматривает Консультативный совет, который также выносит в отношении него свое суждение. Если Консультативный совет отвергает проект закона, который был одобрен Советом депутатов, то его возвращают на повторное рассмотрение Совета депутатов. Если две палаты не смогли прийти к единому решению в отношении какого-либо проекта закона, то собирается Национальный совет во главе с председателем Консультативного совета для обсуждения тех вопросов, которые вызвали противоречия. Для принятия проекта закона необходимо, чтобы за него проголосовало большинство присутствующих членов Национального совета. Существование двухпалатного парламента, конечно же, осложняло процедуру принятия законов.

Выборы в представительные органы власти. В мае 2002 г. состоялись выборы в муниципальные советы. В них участвовали многие неправительственные организации, в том числе «Аль-Вифак». Все общественно-политические объединения были включены в список НПО, так как деятельность политических партий в соответствии с конституцией не была разрешена. На муниципальных выборах победу одержали исламисты, представлявшие как шиитов, так и суннитов. Организации, поддерживавшие идеи национализма и левые идеи не получили серьезной поддержки.

В октябре 2002 г. прошли выборы в нижнюю палату парламента – Совет депутатов. Из 40 депутатских мест 21 получили независимые и умеренные суннитские кандидаты, 19 – радикальные исламисты. В голосовании приняли участие 53, 2 % зарегистрированных избирателей[8]. На результатах выборов сказался бойкот, объявленный четырьмя оппозиционными политическими объединениями: обществом «Аль-Вифак», Обществом национального демократического действия, Обществом исламского действия и Обществом демократической национальной коалиции. Международные правозащитные организации не получили разрешения послать своих представителей на выборы. Несмотря на то, что среди кандидатов в депутаты было шесть женщин, ни одна из них не прошла в парламент[9].В верхнюю палату парламента – Консультативный совет было назначено 40 депутатов, из них четыре женщины[10].

Спустя несколько месяцев после начала деятельности нового парламента была оформлена оппозиция, которая включила в свой состав четыре организации, бойкотировавшие проведение парламентских выборов, а также Демократический прогрессивный форум и Арабское исламское общество «Васат». Эти организации заключили Пакт национального альянса. Организации, объединенные Пактом, поддерживались и Национальным Исламским форумом, хотя и не подписавшим Пакт.

Оппозиция действовала вне рамок парламента, не только потому, что часть ее членов бойкотировала выборы, не став в итоге его депутатами, но и из-за сложившего у ее представителей убеждения в том, что парламент подконтролен правительству и не имеет достаточных полномочий для проведения в жизнь законопроектов, в которых нуждается страна. Пакт национального альянса базировался не на принадлежности к той или иной конфессиональной группе или политических пристрастиях, хотя и очевидно, что большинство входящих в него организаций активно использовали исламскую риторику (определение «исламский» фигурировало в названии трех входящих в Пакт группировок).

Другие же организации оппозиции акцентировали свою националистическую и демократическую направленность. Многочисленные политические объединения Бахрейна, которые появились в начале нынешнего века, включили в свой состав тех, кто вернулся из эмиграции и в прошлом был членом различных левых и националистических группировок.

Оппозицию объединило стремление к решению насущных задач, стоящих перед бахрейнским обществом. Прежде всего, была поставлена проблема возвращения к конституции 1973 г., которая, по мнению членов оппозиции, была более демократичной, чем конституция, принятая в 2002 г. Кроме того, по политическим причинам оппозиция поднимала проблему натурализации. Она обвиняла власть в том, что бахрейнское гражданство стало политическим инструментом, используемым для того, чтобы увеличить число лояльных правящим властям граждан. Оно стало предоставляться суннитам из других стран, а также политически благонадежным иностранцам, которые поступали на службу в вооруженные силы или спецслужбы Бахрейна.

Другая проблема, поднятая оппозицией, была связана с ростом безработицы. Было составлено досье по безработице в стране. По данным оппозиции, 30 тыс. бахрейнцев были безработными, что составило 15 % всей национальной рабочей силы, тогда как в стране работали 270 тысяч иммигрантов[11]. Акцентировалось также внимание на проблеме коррупции.

Для того, чтобы разрядить обстановку в ноябре 2002 г. был утвержден новый закон о деятельности профсоюзов. Согласно этому закону было создано 40 профессиональных объединений[12]. Профсоюзы получили право проводить забастовки. В январе 2004 г. Всеобщая федерация бахрейнских рабочих провела конференцию по проблеме бахрейнизации рабочей силы.

В апреле 2004 г. во время демонстрации активистов организации по защите прав человека один человек был арестован[13]. В том же году в шиитском районе произошло нападение на полицейскую машину. Эти незначительные акты неповиновения, тем не менее, свидетельствовали о существующем недовольстве действиями правительства.

В октябре 2006 г, накануне выдвижения кандидатов на выборы в парламент, которые должны пройти в ноябре, в королевстве Бахрейн разразился скандал. Сотрудник бахрейнского аппарата Совета министров и Статистического правительственного агентства Салах Аль-Бандар обвинил власти королевства в том, что они путем секретных заговоров пытались лишить большую часть населения страны – шиитов их конституционных прав. Сам Салах Аль-Бандар был британским гражданином суданского происхождения мусульманином-суннитом. Он обнародовал серию документов, которые подтверждали его обвинения. Среди них банковские счета о переводах значительных денежных сумм из правительственных источников антишиитски настроенным политикам. Цель этих действий правительства, по свидетельству С. Аль-Бандара, состояла в том, чтобы добиться дискредитации официальных лиц шиитского происхождения и содействовать их удалению из любых государственных учреждений и снижению их влияния в обществе.

Обнародованные С. Аль-Бандаром документы стали толчком для открытых протестов со стороны бахрейнского общества. В конце сентября тысячи протестующих заполнили улицы западной части столицы города Манамы. Они потребовали от правительства прекратить предоставление гражданства мигрантам из арабских стран, а также Пакистана, Бангладеш и Индии, которые по своей религиозной принадлежности были мусульманами-суннитами для изменения конфессионального состава будущих избирателей.   

Во время этой демонстрации протеста произошли столкновения полиции с группой молодежи. Полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули, в результате чего несколько человек среди демонстрантов были ранены. «Эмнисти Интернэшнл» и ряд других правозащитных международных организаций обвинили власти Бахрейна в нарушении прав граждан на свободу слова и собраний. Противостоящие правящей власти группировки Бахрейна также выступили с критикой действий правительства. Министр внутренних дел Бахрейна шейх Рашид бен Абдалла Аль Халифа вынужден был выступить с разъяснениями. Он заявил, что предоставление бахрейнского гражданства происходит в соответствии с законом о натурализации и, что только 5 тыс. эмигрантов получили его с начала 2004 года. Однако по данным независимого расследования, проведенного газетой «Аль-Васат», более 30 тысяч человек обрели бахрейнское гражданство с начала 2002 года, т.е. семь с половиной тысяч человек становились бахрейнскими гражданами ежегодно[14].

Суннитские политические активисты распространяли листовки, в которых призывали к высылке из страны бахрейнцев иранского происхождения[15].

Соперничество между представителями суннитской общины, находящейся у власти и шиитской частью населения, составлявшей большинство, происходили на фоне таких событий в регионе Ближнего Востока, как столкновения между суннитами и шиитами в Ираке, а также действий вооруженных отрядов Хизбаллы против Израиля в Ливане. Требования шиитских организаций к правительству Бахрейна уважать их права стали более настойчивыми и бескомпромиссными.

До проведения предвыборной кампании в 2005 г. произошел раскол в организации «Аль-Вифак». От нее откололась группа, которую возглавил Хасан Мушайя.  Она стала называться Верный путь (Харакат аль-хак), Ее члены занимали радикальные позиции и выступали против участия в парламентских выборах.

На выборах, прошедших в ноябре 2006 г. шиитская оппозиция во главе с организацией «Аль-Вифак» завоевала 18 мест, суннитские организации (Братьев-мусульман и салафиты) получили 8 мандатов. Депутатом была избрана и одна женщина. В верхнюю палату – Консультативный совет, король назначил 17 суннитов, 18 шиитов, одну иудейку и одну христианку.  Образовательный уровень членов верхней палаты был выше, чем у депутатов нижней палаты и они отличались прозападными взглядами[16].

Представительство женщин было увеличено в верхней палате парламента с 6 до 10[17]. Возросло их число и в правительственных структурах. Две женщины стали министрами (здравоохранения и социальных дел). Однако министр здравоохранения в 2007 г. ушла в отставку. Кроме того, женщина получила назначение на пост посла Бахрейна в США[18]. На пост ректора Бахрейнского университета была также назначена женщина. Назначение женщин на ответственные государственные посты должно было наглядно продемонстрировать те изменения, которые происходили в Бахрейне. Кроме того, король пошел на увеличение числа шиитов в правительстве, таким образом пытаясь снизить недовольство шиитов. Представитель шиитской общины стал одним из заместителей премьер-министра. Было также увеличено до шести число министров, принадлежавших к шиитской общине[19].

Для оказания помощи Бахрейну в проведении реформ США распространили на него действие ряда программ, направленных на демократизацию политической системы и либерализацию экономики. Американская администрация высоко оценила действия королевства, направленные на предоставление прав христианам, проживающим на бахрейнской территории. В 2008 г. состоялась встреча короля Хамада с папой Бенедиктом XVI, который отметил, что Бахрейн стал родным домом для многих христиан. Более двух десятков церквей были зарегистрированы на его территории[20].

В 2004 году между США и Бахрейном было заключено соглашение о свободной торговле (Free Trade Agreement). В соответствии с ним 98% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции Бахрейна поступающей в США не должны облагаться пошлинами[21]. Соглашение дало толчок развитию взаимной торговли, которая в 2009 г. достигла отметки в миллиард долларов, что составило рост в 44 % за четыре года[22].

 В 2008 г. США оказали помощь Бахрейну в создании его независимой судебной системы. Бахрейн стал также участником американской программы, направленной на усиление роли женщины в обществе, а также создании законодательной базы для развития гражданского общества[23].

Однако деятельность американских структур, направленная на поощрение процессов демократизации, встречала противоречивую реакцию в бахрейнском обществе и среди правящей элиты страны. Часть политических сил рассматривала ее как вмешательство во внутренние дела королевства. Не случайно, американский директор Национального демократического института в сентябре 2006 г. не получил бахрейнскую визу, и деятельность возглавляемого им учреждения, которое содействовало активизации деятельности парламента и общественных неправительственных организаций, была приостановлена[24].

Тем не менее, США продолжали сохранять свои позиции в сфере обеспечения безопасности и военного сотрудничества с Бахрейном. В 2001 г. был продлен срок действия оборонного соглашения, заключенного между Бахрейном и США в 2001 г. Штабы Пятого флота США и Центрального командования, координировали операцию более 20 военных кораблей, которые осуществляли поддержку военно-морских операций, связанных с войной в Ираке и Афганистан. Бахрейн принял более 4 тысяч американских военнослужащих во время начала операции в Афганистане. Кроме того, он стал единственной страной Залива, которая направила свои войска на проведение операции в Афганистане. В марте 2002 г. американский президент Дж. Буш назвал Бахрейн «главным не натовским союзником США»[25]. Это высказывание американского президента было подтверждено во время начала операции США в Ираке, в марте 2003 г. На бахрейнской военной базе было размещено 4500 военнослужащих США, которые затем участвовали в операции «Иракская свобода», приведшей к свержению Саддама Хусейна[26].

Отношения с США были важны Бахрейну для его защиты от притязаний со стороны Ирана, который окончательно их не снимал. 9 июля 2007 г. Хусейн Шариатмадари – советник высшего духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и главный редактор тегеранской газеты «Кейхан» в написанной им передовой статье заявил о том, что Бахрейн является частью Ирана. Соответствующее положение его статьи гласило: «Среди стран Совета сотрудничества стоило бы предъявить особый счет Бахрейну. Бахрейн – часть иранской территории. Он был оторван от Ирана в результате незаконного урегулирования, осуществленного, с одной стороны, шахом, а, с другой, правительствами Соединенных Штатов Америки и Великобритании»[27].

Все политические силы, представленные в Королевстве Бахрейн, выступили с осуждением заявлений советника высшего духовного руководителя Ирана. Активно поддержали правительство шиитские организации, тем самым подтвердив, что шииты осознают себя частью бахрейнской нации. Представители организации «Аль-Вифак» охарактеризовали заявления Х. Шариатмадари как «безответственные, далекие от здравого смысла, противоречащие действительности и неожиданными для всех». В заявлении этой организации говорилось, что Бахрейн исторически является арабским государством, что было подтверждено в ходе референдума, проведенного в 1971 г. под эгидой ООН, когда народ Бахрейна сделал свой выбор в пользу независимости и создания суверенного арабского и мусульманского государства[28].

Другой спектр политических сил Бахрейна – Ассоциация демократической патриотической деятельности, которая представляет левые демократические силы, подчеркнула в своем заявлении, что она полностью отвергает «провокационные заявления Х. Шариатмадари и подтверждает арабский характер Бахрейна». Члены Ассоциации призвали политическое руководство Ирана «ясно определить свою позицию и проявить уважение к выбору, который сделал народ Бахрейна в отношении принадлежности своей страны к арабской родине»[29]. Единство всех политических сил Бахрейна, выступивших в поддержку независимости своей страны, свидетельствует о том, что, несмотря на существующие разногласия, бахрейнское общество движется в направлении укрепления своей национальной идентичности.

Позиция общественно-политических сил Бахрейна получили поддержку Совета сотрудничества арабских государств Залива, членом которого является эта страна. В заявлении генерального секретаря этой организации Абдель Рахмана Аль-Атыйи подчеркивалось, что «высказывания иранского политического деятеля в отношении Королевства Бахрейн должны рассматриваться как попытка покушения на единство и безопасность всех государств Совета сотрудничества»[30].

Власти Бахрейна попытались смягчить ситуацию. Премьер-министр страны шейх Халифа бен Сальман Аль Халифа назвал эти заявления безответственными, однако, он подчеркнул, что «между его страной и Ираном существуют отношения, базирующиеся на взаимном уважении. Это прочные отношения между соседями-мусульманами»[31]. Акцент на исламской общности, которая лежит в основе взаимоотношений государств Залива, помогает им улаживать проблемы, в том случае, если они в данный момент в этом заинтересованы, исходя из их политической ситуации.

В феврале 2009 г. с заявлениями, в которых утверждается, что Бахрейн всегда рассматривался Ираном как его четырнадцатая провинция», выступил Али Акбар Натык Нури – председатель следственного комитета при канцелярии «вождя иранской революции». Такого рода заявления были сделаны им в выступлении в связи с тридцатилетней годовщиной исламской революции в Иране. Необходимо подчеркнуть, что Натык Нури не только занимает ответственный пост, но и является лидером консервативного движения своей страны. В прошлом он был спикером иранского парламента, а в 1997 г. выставлял свою кандидатуру на выборах президента страны, во время которых потерпел поражение в борьбе с Мохаммедом Хатами, который тогда и был избран.

Министр иностранных дел Бахрейна во время его встречи с иранским послом в Манаме выразил ему возмущение правительства и народа Бахрейна заявлениями, прозвучавшими в Иране. Он подчеркнул, что они противоречат отношениям добрососедства, которые связывают две страны, Уставу ООН, принципам международного права и международным законом, которые призывают к взаимному уважению государств[32].

4 февраля 2009 г. министерство иностранных дел Королевства Бахрейн направило запрос иранскому посольству в Манаме с требованием разъяснить позицию его страны в связи, в частности, с заявлениями, с которыми выступил один из депутатов иранского парламента, представляющий провинцию Элам. Он заявил, о том, что Бахрейн является частью Ирана, и подчеркнул неблаговидную роль ООН, которая та сыграла в деле предоставления Бахрейну независимости. Он также сказал, что «если сегодня провести всенародный референдум в Бахрейне, то подавляющее большинство его жителей выступит в поддержку присоединения Бахрейна к его исконной родине Ирану»[33].

Министр иностранных дел Бахрейна подчеркнул, что «подобные заявления носят провокационный характер и не служат интересам развития двусторонних отношений между двумя соседними странами, интересам их народов и интересам укрепления безопасности и стабильности в регионе. Они не соответствуют тем предложениям, которые выдвигает Бахрейн с целью укрепления отношений с Ираном и их развития». Министр также отметил, что «Бахрейн и Иран прилагают усилия к развитию отношений в различных областях, и что подобные заявления не изменят этого направления их политики»[34]. Бахрейнские власти стремились не акцентировать внимание на подобных заявлениях Ирана с тем, чтобы еще больше не обострять региональную ситуацию.

В ноябре 2010 г. прошли очередные выборы в нижнюю палату парламента. Шиитская организация «Аль-Вифак» сохранила прежнее число мест в парламенте – 18. Во время предвыборной кампании представители этой организации выдвигали требования против «племенных и религиозных привилегий, за многопартийную демократию и за изменение системы, при которой король назначает всех министров»[35]. Она также требовала, чтобы министры были ответственны перед парламентом, а не перед королем. Ее требования совпадали по многим вопросам с требованиями демократических группировок.

Представительство салафитов, которые поддерживали королевскую власть, а также выступали за усиление влияния ислама в жизни королевства, в частности, против участия женщин в политике, не было изменено. «Братья-мусульмане» также сохранили прежнее число депутатских мандатов. Их позиции по многим вопросам совпадали с позициями салафитов, однако, они не выступали против того, чтобы женщины принимали участие в выборах и становились депутатами. На выборах 2010 г. женщина, которая стала депутатом парламента в 2006 г., сохранила свой депутатский мандат.

Накануне выборов, по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch, бахрейнское правительство дало указание о задержании некоторых активистов оппозиции по обвинению их в терроризме, о закрытии некоторых печатных оппозиционных изданий и веб-сайтов[36].

До этого, в августе 2010 г. были организованы митинги протестов шиитов, против того, что «они – люди второго сорта». Представители шиитов заявляли о высокой степени безработицы среди шиитов, об их плохих жилищных условиях, о том, что их не берут на работу в некоторые правительственные учреждения, что они не могут занимать ответственные посты на нефтяных предприятиях и в банковском секторе. Правительство применило репрессивные меры: 23 активиста были арестованы. Их обвинили в организации заговора при иностранной поддержке (имеется в виду поддержка со стороны Ирана). Появились сведения о том, что арестованных пытали[37]. Спустя пять дней после проведения выборов, начался суд над арестованными.

Катар. 13 июля 1999 г. шейх Хамад издал указ о формировании комитета, состоящего из 32 членов, по подготовке постоянной конституции Катара. Она была представлена в июле 2002 г. В апреле 2003 г. состоялся референдум, который одобрил конституцию[38].

Конституция. Конституция состоит из пяти разделов и 150 статей. Основным ее достижением стало формирование выборного парламента – Консультативного совета (Маджлис аш-шура). Парламент состоит из 45 членов, 30 из них избираются путем прямого тайного голосования, а 15 членов назначаются эмиром из числа министров[39].

В соответствии с постоянной конституцией был изменен порядок наследования власти. Статья восьмая гласила, что власть наследуется правящей семьей Аль Тани. Она передается по мужской линии потомкам Хамада бен Халифы бен Хамада бен Абдаллы бен Касема. Наследником престола становится сын, которого назначил эмир. Если у эмира нет сына, то власть передается тому представителю семьи, которого назвал эмир. Власть передается по мужской линии. Причем, эмир назначает наследника престола только после консультаций с правящей семьей.

Эмир страны обладает следующими полномочиями. Он назначает и снимает премьер-министра и всех министров, гражданских и военных служащих и членов дипломатических миссий. Кроме того, эмир определяет проведение референдумов по всем ключевым проблемам развития страны[40]. Эмир также утверждает все договоры и соглашения, которые после этого приобретают силу законов[41]

Эмир своим указом назначает «Совет правящей семьи». Его члены назначаются эмиром из числа членов правящей семьи. Этот орган объявляет о том, что пост эмира стал вакантным, в случае смерти эмира или его тяжелой болезни, которая не позволяет эмиру исполнять свои обязанности.. После этого, совет министров и парламент проводят совместное заседание и объявляют о том, что пост эмира стал вакантным, а также объявляют наследника престола эмиром[42]. Если наследник престола не достиг 18 лет, то Совет правящей семьи назначает регентский совет. Он должен состоять из председателя совета, а также 3-5 членов, большинство которых должны быть членами правящей семьи[43].

Законодательная власть, согласно 76 статье конституции, осуществляется Консультативным советом, который утверждает бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью. В соответствии со статьей 105 каждый депутат парламента обладает правом предлагать закон. Это предложение поступает в соответствующий комитет, который его изучает и передает на рассмотрение парламента. Если парламент его одобряет, он, уже в виде проекта закона, передается правительству, которое со своей стороны его рассматривает и повторно передает парламенту для утверждения. Затем проект закона поступает эмиру, который его должен подписать. В том случае, если эмир не подписывает проект закона, он возвращается в парламент с указанием причин, по которым эмир не может его подписать. Парламент может утвердить проект закона большинством в две трети голосов своих членов, в этом случае эмир должен его подписать и утвердить в виде закона. Но у эмира есть возможность отложить его исполнение на некоторый срок, так как того требуют национальные интересы страны[44].

Депутаты парламента имеют право, согласно статье 109, обращаться с запросами к премьер-министру. В статье 110 говорится, что одна треть депутатов может направить запрос любому министру по поводу деятельности его министерства. Министр обязан представить ответ не позднее, чем через 10 дней, как был направлен запрос. Депутаты парламента большинством в две трети голосов могут вынести вотум недоверия министру, который в этом случае должен подать в отставку.

 В парламенте не были представлены различные политические силы, конкурирующие друг с другом, как это происходило в соседних с Катаром арабских странах. Депутаты не избирались, а назначались эмиром среди лояльных ему граждан.

Согласно статье 104 эмир может распустить парламент своим указом, в котором должны быть изложены причины подобного решения. Нельзя распустить парламент по тем же причинам повторно. После роспуска парламента должны пройти выборы нового парламента не позднее, чем в течение шести месяцев. До избрания нового парламента законодательная власть осуществляется эмиром совместно с советом министров.

Граждане Катара имеют равные права и обязанности. Они также равны перед законом без какой-либо дискриминации по полу, расовой принадлежности, языку или религии. Это положение Всеобщей декларации прав человека нашло отражение в катарской конституции, так как Катар стремился стать полноправным членом мирового сообщества, который соблюдает права граждан. В конституции также была гарантирована личная свобода граждан, и провозглашалось, что никто не может быть арестован, задержан или подвергнут обыску без предъявления соответствующего судебного постановления.

Среди политических прав гражданам Катара было гарантировано право проводить собрания, создавать ассоциации, высказывать свое мнение и обращаться к властям. Была гарантирована свобода прессы и издательской деятельности[45].

Граждане Катара обладают и социальными правами: правом на образование и социальное обеспечение.

Эмир Катара шейх Хамад был сторонником предоставления больших прав катарским женщинам. В 2003 г. Шейха бинт Ахмед Аль-Махмуд была назначена министром образования, став первой женщиной-министром в стране. На муниципальных выборах, которые прошли в том же году, победила одна из кандидатов-женщин. Еще одним достижением стало назначение в 2003 г.  женщины на пост ректора Катарского университета. В сентябре того же 2003 г. состоялся Форум катарских женщин, принявший решение бороться за расширение представительства женщин в правительстве, промышленности, торговле, а также более активного участия в политической и социальной жизни)[46].

 Шейха Муза бинт Насер Аль-Миснад – вторая жена эмира, занималась не только благотворительностью и вопросами женского образования, но и выступала на различных общественных мероприятиях и давала интервью местным и иностранным средствам массовой информации. Она была приглашена в США, где выступила с лекциями в двух университетах страны. Ее влияние в стране неуклонно росло[47].

В августе 2003 г. шейх Касем попросил освободить его от должности наследника престола и его сменил его младший брат шейх Тамим. В официальном заявлении, которое было опубликовано, не было сказано о причинах смены наследника престола[48].В сентябре 2003 г. шейх Тамим стал заместителем главнокомандующего вооруженными силами, сменив шейха Касема. Произошли и другие перестановки в правительстве. В 2005 г. были созданы новые силы безопасности, которые подчинялись непосредственно эмиру. Их создание было объяснено необходимостью осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности во время Азиатских игр, которые состоялись в Катаре в апреле 2006 г. Кроме того, для обеспечения безопасности была создана Катарская компания по оказанию услуг в области безопасности, которую возглавил наследный принц шейх Тамим.

В 2004 г. был принят новый закон, касающийся образования. Он был призван совершенствовать систему высшего образования в Катаре. В эти годы катарское высшее образование развивалось в сотрудничестве с крупнейшими западными университетами. Одна из программ была создана при содействии Техасского университета. Она была призвана подготовить выпускников катарских средних школ для прохождения университетской программы по математике, информатике, получить навыки работы с компьютерами и мультимедийным оборудованием на уровне лучших университетов мира. В Катаре был создан медицинский колледж как филиал американского колледжа Вейл Корнелл. В нем преподавали только американские профессора. Он готовил не только врачей, но и средний медперсонал. Он имел также свой учебный госпиталь, который оказывает медицинские услуги населению. Его деятельность должна была содействовать созданию более квалифицированной системы здравоохранения в стране.

Помимо подготовки специалистов для социальной сферы, правительство было озабочено проблемой нехватки квалифицированных дипломатов и политических экспертов. Поэтому Джорджтаунский университет в Катаре был создан как филиал одного из подразделений аналогичного университета в Вашингтоне. Он готовил политиков и дипломатов. При университете возник и исследовательский центр, занимавшийся проблемами международных отношений, прежде всего, связанных с регионом Залива и Ближнего Востока. Институт политики Рэнд-Катар был призван повысить уровень образовательных и исследовательских программ и их технологическое обеспечение в области медицины, инжиниринга, искусства. Институт должен готовить политических аналитиков, и помогать лидерам стран региона принимать взвешенные политические решения, основанные на достоверной информации. Он должен был предоставлять квалифицированный анализ состояния общества, а также давать стратегические прогнозы по ситуации внутри страны и за ее пределами. Этот институт призван был превратить Катар в исследовательский и аналитический центр всего Ближнего Востока. Университет Карнеги готовил администраторов и менеджеров высшего звена для частных и государственных структур[49].

Все эти образовательные программы были инициированы государством в тот период, когда Катар поставил перед собой цель повысить свою роли в регионе. Для этого ему было необходимо подготовить кадры, соответствующие по своему уровню самым высоким мировым стандартам.

В 2000-е годы Катар активизировал свою внешнеполитическую деятельность, которая порой серьезным образом отличалась от политики соседних арабских государств. С началом второй интифады в 2000 г. в Катаре прошли демонстрации против политики Израиля на территории Палестинской Национальной Администрации. Катарские средства массовой информации усилили критику в адрес Израиля и стали подчеркивать свою приверженность солидарности с палестинским народом. Катар в ноябре 2000 г. объявил о закрытии на своей территории израильского торгового представительства. В то же время это не помешало проведению секретной встречи между израильским министром иностранных дел Шломо Бен Ами и высокопоставленными представителями Катара в Женеве, в декабре 2000 г.[50]

В 2005 г. Катар обратился с просьбой к Израилю поддержать его кандидатуру в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН от Азии. Катар продолжал поддерживать контакты с Израилем, так как считал, что решение ближневосточного конфликта достижимо только путем переговоров. Министр иностранных дел Катара прибыл на саммит ЛАГ в Бейрут летом 2006 г. из Тель-Авива, где он вел переговоры по поводу развития региональной ситуации. Катар стремился играть роль посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта.

В октябре 2006 г. Катар пригласил Израиль принять участие в Шестой Международной конференции, посвященной вопросам демократии, которая проходила под эгидой ООН. Израильскую делегацию должна была возглавить министр иностранных дел этой страны Ц. Ливни. Однако, из-за того, что в конференции участвовали представители ХАМАС, израильская делегация не приехала. Приглашение израильской делегации вызвало резкую критику со стороны арабских стран, в первую очередь, Саудовской Аравии.

В апреле 2008 г. Катар пригласил министра иностранных дел Ц. Ливни выступить с ключевым докладом на проходившем в Дохе Восьмом форуме по демократии, развитию и свободной торговли. Сирия и Иран в ответ на это отказались от участия в конференции. После ее визита, Катар посетил лидер ХАМАС Халед Машаль. После начала израильской военной операции в секторе Газа в декабре 2008 г. отношения Катара с Израилем были прерваны.

Катар проводил и отличный от своих партнеров по ССАГЗ курс в отношении Ирана. Его отношения с этой страной всегда были достаточно стабильными, несмотря на их ухудшение с другими государствами-членами ССАГЗ. В 2007 г. Катар пригласил участвовать в саммите ССАГЗ, проходившем в Дохе, иранского президента. Это вызвало критику со стороны его партнеров. В 2010 г. было подписано оборонное соглашение между Катаром и Ираном.

Отношения Катара с США в 2000-е годы укрепились. В ходе подготовки военной операции в Ираке США передислоцировали, по просьбе саудовского правительства, свой командный центр из военной базы Принца Султана в Саудовской Аравии на катарскую базу Аль-Удейд.  Когда в марте 2003 г. была начата военная операция в Ираке, США разместили на катарской базе три тысячи военнослужащих и 36 самолетов, кроме того, там находилось еще 26 самолет армии Великобритании и Австралии[51]. Кроме того, в Катаре располагался информационный центр коалиционных сил.

Катар предоставлял политическое убежище многим оппозиционным деятелям радикального толка. Среди них был Зелимхан Яндарбиев – один из лидеров чеченских повстанцев. Он был одним из кандидатов на президентских выборах в Чечне в 1997 г. После окончания войны он был послан в арабские страны для сбора денег в помощь чеченским повстанцам. В феврале 2004 г. З. Яндарбиев был убит на территории Катара двумя представителями спецслужб России, которые были арестованы катарской полицией и осуждены. Дипломатические контакты между Россией и Катаром привели к тому, что эти два гражданина Российской Федерации были переданы российской стороне. Этот инцидент необходимо рассматривать, прежде всего, в контексте отношения стран Залива к чеченской проблеме. Он не способствовал ухудшению двусторонних отношений между Катаром и Россией. Скорее уступчивость катарских властей была воспринята в России как свидетельство готовности Катара к дальнейшему развитию российско-катарских отношений. 

В 2000-е годы Катар активно выступал в качестве посредника в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке. Он сыграл свою положительную роль в урегулировании ситуации после войны в Ливане между Израилем и Хизбаллой летом 2006 г. Катарские дипломаты смогли оказать серьезную поддержку правительству Ливана, так как Катар действовал в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН, которым он в тот период являлся. Катар стал первой арабской страной, направившей свои войска в состав созданных ООН сил по поддержанию мира в Ливане. Он также предоставил значительную денежную помощь для нужд восстановления этой страны. После окончания военных действий «Катарские авиалинии» первыми возобновили полеты в Бейрут.

Катар сыграл ключевую роль в разрешении конфликтов в Судане. В феврале 2009 г., благодаря посредничеству Катара удалось заключить соглашение «доброй воли и доверия» между суданским правительством и оппозиционным Движением справедливости и равенства. Катарские дипломаты также прилагали огромные усилия для урегулирования конфликта в суданской провинции Дарфур.

 Катар также предпринимал шаги для урегулирования ситуации в других арабских странах, таких как Сомали, Джибути, Коморские острова и добивался положительных результатов.

В ноябре 2011 г. Катар выступил посредником в урегулировании отношений между Саудовской Аравией и Ираном, ухудшившимся в результате того, что американские спецслужбы раскрыли заговор, целью которого было убийство саудовского посла в Вашингтоне. В организации заговора был обвинен Иран.

Посредническая деятельность Катара способствовала повышению его престижа в мире.

25 июня 2013 г. шейх Хамад передал бразды правления наследнику престола шейху Тамиму. Ему присягнули на верность шейхи племен, главы крупнейших кланов и видные представители катарского общества. Во власти произошла смена поколений. Шейх Тамим (1980 г. рождения) получил образование в Великобритании, где он закончил среднюю школу и проходил обучение в Королевской военной академии Санхерст. После возвращения на родину он занимал различные посты, связанные с экономической и военной деятельностью. Он был также главой Катарского Олимпийского комитета и, благодаря его усилиям, Катар выиграл в отборочном туре по проведению чемпионата мира по футболу в 2022 г.

Кувейт. После смерти шейха Джабера Аль-Ахмеда Ас-Сабаха новым эмиром страны в 2006 г. стал шейх Саад Аль-Абдалла Ас-Салем Ас-Сабах. Состояние его здоровья не позволило ему выполнять свои обязанности как главе государства, поэтому Национальное собрание дало свою оценку состоянию его здоровья, и было принято решение привести в действие статью 3 Закона о порядке наследования и передать бразды правления шейху Сабаху Аль-Ахмеду Аль-Джаберу Ас-Сабаху. Шейх Саад направил послание с просьбой об отставке. Процесс передачи власти произошел в полном соответствии с конституцией и законами Кувейта и поэтому был встречен в кувейтском обществе с одобрением. 29 января 2006 г. новый эмир Кувейта принес присягу перед парламентом в соответствии с положениями кувейтской конституции. 

Сабах Аль-Ахмед родился в 1929 г. Сабах Аль-Ахмед начал свою карьеру в 1955 г., Он был назначен главой департамента социальных дел и труда. В течение 40 лет (с 1963 по 2003 гг.) он исполнял обязанности министра иностранных дел[52]. В 2003 г. Сабах Аль-Ахмед возглавил кувейтское правительство, став премьер-министром. Было нарушено негласное правило, в соответствии с которым премьер-министром является наследник престола.

30 января 2006 г. эмир издал указ о назначении шейха Наввафа Аль-Ахмеда Аль-Джабера Ас-Сабаха наследником престола. Премьер-министром стал Насер Мухаммед Ас-Сабах.

21 мая 2006 г. эмир издал указ о роспуске Национального собрания Кувейта, и о назначении новых выборов. Причиной роспуска стало то, что парламент выступил против решения правительства об изменении закона о выборах и о создании десяти избирательных участков вместо существующих двадцати пяти. Парламентская же оппозиция настаивала на сокращении числа избирательных округов до пяти. Кроме того, решение о роспуске парламента было принято после того, как парламент потребовал от премьер-министра страны отчитаться в своих действиях перед парламентом, и была назначена дата – 29 мая 2006 г., когда премьер-министр должен был выступить перед депутатами Национального собрания. Хотя эта процедура и предусмотрена конституцией, но в политической практике Кувейта она еще никогда не применялась.

Парламентская оппозиция, которая создала блок «За изменения» во главе с бывшим спикером парламента Ахмедом Ас-Саадуном, сразу же после объявления эмиром о роспуске парламента заявила, что ее сторонники продолжат борьбу за изменение закона о выборах. Как считали представители оппозиции, большее количество избирательных участков позволяет легче осуществлять подкуп избирателей и проводить в парламент консервативно настроенных депутатов. Однако главным требованием оппозиции была борьба с коррупцией.

29 июня 2006 г. состоялись выборы в Национальное собрание Кувейта. Женщины впервые в истории Кувейта приняли участие в выборах.

 В мае 2003 г. правительство приняло закон об изменении закона о муниципалитетах, в соответствии с которым женщины получили право принимать участие в работе муниципальных советов на основе участия в выборах, выдвижения своих кандидатур или же назначения. В мае 2004 г. правительство вновь внесло на рассмотрение Национального собрания предложение о предоставлении политических прав кувейтским женщинам. В результате голосования в парламенте — это предложение было одобрено большинством голосов и было принято. Таким образом, в 2005 г. женщины Кувейта получили пассивные и активные избирательные права.

Одним из главных результатов этих выборов стала победа противостоящих правительству сил. Оппозиция получила большинство депутатских мандатов, среди них - представители исламистских организаций - среди суннитов члены двух противостоящих друг другу направлений – Исламское конституционное движение, близкое по идеологии Движению «Братья-мусульмане» и салафиты (исламские фундаменталисты), а также шиитская группировка. Кроме того, в оппозиции были сторонники либеральных реформ.

Депутаты, представляющие исламистские группировки, в январе 2006 г. объявили о создании первой в истории Кувейта политической партии – партии Аль-Умма (Нация). Она не была официально зарегистрирована, потому что, согласно конституции страны, создание политических партий не предусмотрено, хотя существующие в стране общественно-политические организации фактически всегда исполняли их роль.

Новое кувейтское правительство было сформировано в марте 2007 г., однако уже в октябре того же года под давлением парламента его состав был в значительной степени обновлен. В отношении всех министров, покинувших правительство, поступили парламентские запросы. 

Во второй половине марта 2008 г. в Кувейте разразился очередной политический кризис. Министры кувейтского правительства подали премьер-министру страны Насеру Аль-Мухаммеду Ас-Сабаху прошение об отставке. В заявлении говорилось, что правительство подвергается постоянным нападкам и давлению со стороны парламента, противодействует принятию решений, которые вносятся правительством[53].

В марте 2008 г. парламент был распущен и были назначены досрочные выборы в парламент. Вновь созданный парламент проработал недолгий срок. В марте 2009 г. в Кувейте произошел новый политический кризис. Правительство страны, возглавляемое прежним премьер-министром, ушло в отставку.

Одной из причин недовольства правительства стало то, что три депутата парламента, (все они представляли исламистские фракции), направляли запросы о деятельности премьер-министра. В них поднимались проблемы, связанные с замедлением темпов экономического развития Кувейта, отсутствием программы экономического развития, а также финансовыми хищениями. Такие запросы стали традицией в деятельности кувейтского парламента. Кроме того, мировой экономический кризис оказал воздействие на развитие событий в Кувейте. Предприниматели страны выступили за роспуск парламента, который не поддержал антикризисные меры правительства, направленные на спасение банков и предприятий, не способных выплатить свои долги. Депутаты, возражавшие против программы правительства, заявляли о том, что те 20 млрд. долларов, которые были выделены правительством, являются общим достоянием кувейтского народа и что отсутствует необходимая в данном случае прозрачность и объективность принимаемых решений[54].

 Этот кризис стал продолжением подобных же столкновений между исполнительной и законодательной властью Кувейта. Правительство смогло проработать всего 64 дня после его формирования. Прежнее правительство ушло в отставку по тем же причинам. Премьер-министр – Насер Мухаммед, после того как он был впервые назначен премьер-министром в феврале 2006 г. до начала 2009 г. возглавлял пять составов правительства.

18 марта 2009 г. эмир Кувейта огласил свое решение о роспуске парламента и назначил проведение новых выборов. Философия власти в Кувейте традиционно отводит правителю роль «отца нации». Не случайно, в речи главы кувейтского государства шейха Ахмеда Ас-Сабаха, с которой он обратился к кувейтским гражданам, подчеркивалось, что он обращается к своему народу «как отец». Он говорил о той ответственности, которая лежит на правителе страны за ее будущее и будущее ее народа. В выступлении эмира была подчеркнута необходимость сохранения стабильности и единства кувейтского народа[55].

В выборах в парламент впервые приняли участие дети натурализованных кувейтцев, а также натурализованные кувейтцы, которые прожили в стране не менее 20 лет (ранее они должны были прожить в Кувейте не менее 30 лет).

Состав избранного в 2009 году парламента изменился по сравнению с предшествовавшим. Укрепил свои позиции проправительственный блок, в который вошли 24 депутата, по сравнению с 14 в предыдущем составе парламента. Исламистская фракция, представленная «Братьями-мусульманами» и салафитами снизила свое представительство с 24 до 16, тогда как численность исламистов-шиитов осталось без изменения – 5 мандатов. Либералы утратили один мандат. Их численность снизилась с 8 до 7 депутатов[56].

   По результатам парламентских выборов 2009 г., впервые в истории Кувейта членами Национального собрания стали четыре женщины.

Новый состав парламента, несмотря на укрепление позиций проправительственных сил, вновь продолжил деятельность, направленную на борьбу с коррупцией. В ноябре 2009 г. депутаты от оппозиции направили запрос о деятельности четырех министров, в том числе министра обороны- представителя правящей семьи, которого обвиняли в коррупции в процессе закупок вооружения. В то же время депутаты потребовали заслушать отчет премьер-министра шейха Насера о нарушениях в ходе прошедших парламентских выборов. Премьер-министр дал согласие предстать перед депутатами. Однако группа депутатов опубликовала заявление о выражении полного доверия премьер-министру. Голосование в парламенте по вопросу о доверии премьер-министру состоялось 17 декабря 2009 г. Результаты голосования были следующими: 35 – за, 13 – против. Таким образом, кризис между парламентом и правительством был разрешен[57].

США использовали различные инструменты для поощрения развития демократических процессов в этой стране. Кувейт стал одной из стран, участвовавших в The Middle East Partnership Initiative (MEPI) – программе Госдепартамента США по проведению демократических реформ в странах Ближнего Востока. Целями программы было развитие гражданского общества, молодежного и женского движения, средств массовой информации, а также совершенствование избирательных технологий и повышение профессионализма депутатского корпуса.

США следили за выполнение в Кувейте конституционного права на свободу средств массовой информации и соблюдением прав человека. В 1992 г. Кувейт запретил цензуру прессы, но доклады Госдепартамента США по соблюдению прав человека в Кувейте неоднократно отмечали нарушения со стороны кувейтского правительства в отношении свободы слова и свободы прессы. В частности, правительство контролировало Интернет, оправдывая это необходимостью обеспечивать национальную безопасность. Кроме того, критику со стороны американской администрации вызывал и тот факт, что кувейтские газеты должны были получать лицензию на издание в министерстве информации. Американские правозащитники приводили примеры запрета печатных изданий или судебного преследования лиц, позволявших себе критику эмира, правительства или конституционный строй страны, что запрещено законом. Госдепартамент США критиковал и решение суда, принятое в 2012 г., приговорить к тюремному заключению 35 человек за оскорбительные высказывания в адрес эмира в социальных сетях и других средствах массовой информации. Большинство из осужденных были помилованы эмиром после выборов, прошедших в июле 2013 г.[58].

 Кувейтская власть не возражала против такой деятельности США. Министр иностранных дел Кувейта Сабах Аль-Халед отмечал по поводу очередного доклада Госдепа США в отношении соблюдения прав человека в Кувейте: «Это не первый год, когда наши американские друзья представляют отчет о положении в Кувейте. Мы приветствуем это, потому что уровень свободы в Кувейте очень высок, и каждый может сам в этом удостовериться. Мы готовы обсуждать с американцами проблемы соблюдения прав человека в Кувейте и ответить на все вопросы, которые содержались в отчете, так как Кувейт и США связывают особые отношения»[59].

Кувейт поддержал операцию США, направленную на свержение Саддама Хусейна, осуществленную в марте 2003 г. Он предоставил возможность использовать свои базы ВВС, внутренний аэродром и морские порты. На территории Кувейта были расквартированы 250 тысяч американских военнослужащих. Кроме того, Кувейт предоставил продовольствие, горючее и другие, необходимые для американской армии, материалы на сумму в 266 млн. долларов. Администрация президента Джорджа Буша-младшего, в благодарность за поддержку Кувейта, назвала его «одним из основных не натовских союзников США»[60].

Во время пребывания американских войск в Ираке с 2003 по 2011 гг. в Кувейте на постоянной основе находилось около 25 тыс. американских военнослужащих. Во время вывода части американских военных из Ирака, начавшейся 27 февраля 2009 г., через Кувейт была осуществлена эвакуация американских войск. После вывода основного контингента американцев из Ирака, было сокращено и американское военное присутствие в Кувейте до 13500 военнослужащих, однако, они включали не только вспомогательные части, но и боевые подразделения, которые американцы предполагали использовать в случае ухудшения ситуации в Ираке[61]. 

Помимо США, Кувейт установил военное сотрудничество и с НАТО. В декабре 2004 г. Кувейт стал участником «Istanbul Cooperation Initiative”. Связи с Западом не вызывали протестов со стороны оппозиционно настроенных политических сил, которые основное внимание уделяют внутриполитическим проблемам развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: