Объединенные Арабские Эмираты

В марте 2003 г. президент ОАЭ Зайед Аль Нахайян выдвинул важную инициативу, направленную на стабилизацию ситуации в регионе Ближнего Востока. Эта инициатива акцентировала внимание на развитии событий, связанных с кризисом в Ираке, грозящих многочисленными опасностями арабской нации и всему миру. Кроме того, в ней содержался призыв к руководителям арабских стран найти выход из этого сложного и опасного кризиса, сохранить территориальную целостность Ирака, оградить его народ от разрушений, кровопролития и ненужных жертв. Для выполнения этого шейх Зайед предлагал: во-первых, руководству Ирака отказаться от власти и покинуть страну в течение двух недель после принятия совещанием в верхах данной резолюции, во-вторых, дать необходимые юридические гарантии иракскому руководству на местном и международном уровне, что оно не будет подвергаться каким-либо преследованиям. В-третьих, его предложение содержало объявление амнистии всех иракцев, проживающих в стране и за ее пределами. Наконец, в-четвертых, Лига Арабских Государств, при сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН, должна была взять на себя ответственность за положение в Ираке в течение переходного периода, во время которого должны были быть проведены необходимые мероприятия по возвращению дел к «их естественному состоянию, отвечающему чаяниям братского иракского народа»[62]. Этот документ отразил настроения, и стремления государств ССАГЗ до начала военной операции против Ирака. Они были озабочены тем, чтобы предотвратить войну. Инициатива была поддержана арабскими странами, за исключением самого Ирака. 20 марта 2003 г. началась военная операция под эгидой США, которая привела к падению режима Саддама Хусейна.

В ноябре 2004 г. произошла смена власти в Абу-Даби. После смерти эмира Зайеда Аль Нахайяна его сменил его сын –Халифа бен Зайед Аль Нахайян. Он был сразу же избран президентом страны.

Халифа бен Зайед Аль Нахайян родился в 1948 г. в г. Аль Айн и получил образование в местной школе. С 18 лет он начал работать в административном аппарате Абу-Даби, сначала как представитель правителя в восточной провинции Абу-Даби, а затем как глава одного из департаментов в Аль Айн. В 21 год он стал наследником престола Абу-Даби и главой департамента по обороне, занимаясь созданием вооруженных сил эмирата, которые в дальнейшем составили ядро вооруженных сил ОАЭ. В 1971 г. он получил пост премьер-министра, а также министра обороны и финансов в правительстве Абу-Даби. После создания федерации Халифа бен Зайед стал заместителем премьер-министра во втором кабинете министров, сформированном в декабре 1973 г. В 1974 г. он возглавил Исполнительный совет Абу-Даби, заменивший кабинет министров. В мае 1976 г., когда были объединены вооруженные силы эмиратов в единую армию он был назначен заместителем главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ[63].

В начале января 2006 г. во втором по значимости эмирате ОАЭ Дубая также произошла смена власти. Эмиром стал Мухаммед бен Рашид Аль Мактум после смерти его старшего брата Мактума бен Рашида Аль Мактума.

Мухаммед бен Рашид Аль Мактум родился в 1949 г. Он сын Рашида бен Саида Аль Мактума, правившего Дубаем с 1958 по 1990 гг. и занимавшего пост вице-президента, и премьер-министра ОАЭ с момента образования федерации. Мухаммед бен Рашид закончил среднюю школу в Дубае, а затем учился в колледже в Кембридже, где изучал иностранные языки и в одном из военных колледжей Великобритании. По возвращению домой в 1968 г. он получил пост главы департамента полиции и общественной безопасности Дубая. После создания федерации он стал ее первым министром обороны.

В 1995 г Мухаммед бен Рашид был назначен наследником престола своим братом Мактумом, который сменил их отца в 1990 г. С того времени он стал заниматься вопросами экономического развития Дубая. Благодаря его деятельности, Дубай превратился в развитый туристический, торговый и финансовый центр с развитой инфраструктурой и использующий передовые информационные технологии. Став правителем Дубая, он получил пост премьер-министра ОАЭ, а также был избран вице-президентом страны[64].

Были назначены и новые наследники престола: в Абу-Даби им стал Мухаммед бен Зайед Аль Нахайян – сводный брат эмира Халифы, а в Дубае – Хамдан бен Мухаммед Аль Мактум – старший сын эмира Мухаммеда.

Новое поколение руководителей инициировало проведение реформ. Прежде всего, они коснулись усовершенствования работы правительства в этих двух эмиратах. В Абу-Даби был обновлен кабинет министров, а в Дубае в январе 2010 г. были созданы пять комитетов, которые должны были улучшить работу Исполнительного комитета, выполнявшего роль Совета министров. Его возглавил наследник престола Хамдан бен Мухаммед.

В октябре 2010 г. произошла смена власти в одном из небольших эмиратов Рас-Эль-Хейме. Она была связана с определенными проблемами, которые были решены, благодаря вмешательству федеральных органов власти.

27 октября 2010 г. скончался эмир этого эмирата Сакр бен Мухаммед Аль Касим, который долгое время им правил. Его сменил наследник престола Сауд бен Сакр, назначенный на этот пост в 2003 г., когда его отец отстранил с этой должности его старшего брата Халеда бен Сакра. Халед бен Сакр пытался доказать свое право на пост наследника престола, проводя пропагандистские кампании за рубежом и у себя в стране, хотя федеральное правительство выступало с заявлениями о том, что его отстранение носило легитимный характер и не может быть оспорено. Для того, чтобы обеспечить безопасность при вступлении на трон эмира Сауда бен Сакра, дом Халеда бен Сакра был окружен силами безопасности ОАЭ[65].

Одной из главных задач ОАЭ было укрепление федерации и обеспечение ее безопасности и стабильности. Федеральные органы власти способствовали тому, чтобы во всех эмиратах были созданы условиях для их поступательного развития.  

В декабре 2006 г. было объявлено о том, что половина мест в Федеральном национальном совете–органе представительной власти, состоявшем из 40 депутатов, будет избираться. В выборах принимали участие не все граждане страны, а только те, кто был внесен в списки избирателей. Избирательная комиссия одобрила список из 6595 человек, из них 1162 женщины (менее 20 % от общего списка). Число кандидатов составило 452 из них 65 женщин. Только одна женщина смогла одержать победу, а семь женщин были назначены[66].

Повторные выборы прошли 24 сентября 2011 г. Число выборщиков был значительно увеличено. В избирательные списки было внесено 129 тыс. человек, почти половина из них –женщин. Число кандидатов составило 468, 85 из них – женщины. Победила вновь только одна женщина[67]. Активность избирателей была очень низкой. Федеральный национальный совет обладает ограниченными полномочиями и его в жизни страны не велика.

Модернизация, начатая в стране новым поколением руководителей, хотя она носила ограниченный характер, тем не менее способствовала процессу женской эмансипации.  Увеличилось число женщин, которые занимали руководящие посты. В конце 2007 г. в новом кабинете министров ОАЭ было 4 женщины-министра. Женщины составляли 20 % в дипломатическом корпусе страны. В 2008 г. две женщины были назначены послами. В 2008 г. были внесены изменения в федеральный закон, регулирующий назначения в органы правосудия, что позволило женщине стать судьей в Абу-Даби[68].

Реструктуризация правительства, начатая в 2006 г., привела к нововведениям в области информации, которой стали уделять большее внимание. Было ликвидировано министерство информации и культуры и создано Национальный медиа совет (НМС), который должен был дать толчок развитию новых информационных технологий и повышению уровня информационного обеспечения, а также включению медиа сферы ОАЭ в глобальное информационное пространство. Бывшие департаменты министерства, занимавшиеся прессой и публикациями, международными новостями и Эмиратское агентство новостей стали подчиняться НМС. Одной из главных задач НМС стала выдача лицензий на публикацию газет, журналов, периодики и книг в свободных экономических зонах. В 2008 г. структура НМС была усовершенствована. В этот период Эмиратское агентство новостей значительно расширило свой штат корреспондентов за границей до 25 и увеличило число корреспондентских пунктов в арабских странах и в крупнейших городах мира, таких как Лондон, Париж, Брюссель, Женева, Москва, Вашингтон, Нью-Йорк, Тегеран, Исламабад, Нью Дели, Стамбул и Камбера[69]. Оно развивало сотрудничество с агентствами новостей в других странах и применяло новые технологии для освещения всех событий, происходящих в стране. ОАЭ превратились в региональный центр по печатанию, изданию и рекламе.

ОАЭ в этот период поставили перед собой задачу и стать региональным центром культуры и искусства. В 2005 г. возникло Управление по культуре и наследию Абу-Даби, а в 2008 г. было создано Управление по культуре и искусству в Дубае. Они занимались сохранением культурного наследия страны, реставрацией традиционных кварталов, созданием музеев и библиотек. Среди проектов наиболее амбициозным был проект по созданию музея–Лувр-Абу-Даби. На него должно быть потрачено 400 млн. евро. Музей должен платить Лувру за использование его названия и за аренду картин, которые будут экспонироваться в Абу-Даби от шести месяцев до двух лет[70].

Культурным центром ОАЭ стал и эмират Шарджа.  Правитель эмирата доктор Султан бен Мухаммед Аль Касими уделял большое внимание развитию науки и культуры. В Шардже были созданы музей исламского искусства, Европейского ориентального искусства (на основе личной коллекции эмира), музей природы и музей машин. Эмир Шарджи известен своими широкими взглядами. Он выделил площадь на строительство в 2008 г. на территории Шарджи первой в стране православной церкви. В 2011 г. он пожертвовал деньги на реставрацию христианского монастыря Арцых на территории Армении.

В октябре 2008 г. ОАЭ протестовали против дальнейшего освоения Ираном острова Абу-Муса, хотя в том же году страны подписали Меморандум о взаимопонимании, который предполагал создать совместную комиссию для разрешения территориального спора в отношении трех островов.

В этот период ОАЭ резко критиковали Иран за его ядерную программу и поддерживали принятие международных санкций в отношении него.

Оман. В 2000-е годы в Омане было продолжено проведение умеренных реформ в политической сфере. В сентябре 2000 г состоялись первые прямые выборы в Консультативный совет, нижнюю палату парламента. В избирательные списки попала незначительная часть граждан страны, не более 25 % от общего числа. В 2002 г избирательный закон был изменен и все граждане, и мужчины, и женщины, достигшие 21 года, получили право участвовать в выборах. В 2003 г. в соответствии с новым законом прошли выборы в Консультативный совет. В них приняло участие 195 тыс. человек, что составило 74 % всех избирателей. Кандидаты выставляли свои кандидатуры самостоятельно. Они не представляли какие-либо общественно-политические или религиозные организации. Среди кандидатов было 27 женщин, но только две из них были избраны[71].

В октябре 2007 г. были назначены новые выборы. Впервые было разрешено вести предвыборную кампанию. Среди зарегистрированных 388 тыс. избирателей в выборах приняли участие 63 %. Число кандидатов было очень высоким – 631 человек из них 21 женщины. Однако женщины не смогли одержать победу на выборах.

Султан Кабус поощрял расширение прав женщин и своими указами назначал женщин на высшие государственные посты. В марте 2003 г. первая женщина стала министров в правительстве страны. В 2004 г. в состав правительства была введена еще одна женщина. Кроме того, в том же году султан Кабус назначил в состав прокурорского корпуса, состоящего из 29 членов пять женщин.

Было увеличено и число женщин, входивших в состав назначаемой султаном верхней палаты парламента - Государственный совет. Их число в 2007 г. возросло до 14 по сравнению с 9 в прежнем составе Государственного совета. В октябре 2011 г. состоялись очередные выборы. Была избрана одна женщина, но в верхнюю палату султан назначил 15 женщин[72].

Женщины активно продвигались и по дипломатической линии. В 2000-е годы стало два посла-женщины: посол в США и посол при ООН.

Процесс женской эмансипации происходил, благодаря усилиям со стороны власти и лично правителя государства. Султан Кабус поощрял участие оманских женщин в политической и общественной жизни страны. В своих речах он неоднократно подчеркивал, что «с началом новой эры уделяется большое внимание участию оманских женщин в возрождении страны. Им были предоставлены все возможности учиться, повышать свою квалификацию, занимать ответственные должности. Мы поддерживали их роль и положение в обществе». Султан Кабус образно подчеркнул значение женщин, сравнив мужчин и женщин «с крыльями птицы, которая с их помощью взлетает в небеса»[73]. 17 октября каждого года в Омане празднуется День оманской женщины.

Оманские женщины назначаются на ответственные должности в государственных учреждениях, в том числе и в дипломатической сфере, они участвуют в работе парламента, с каждым годов увеличивается доля работающих женщин и их численность в общем составе экономически активного населения. Кроме того, женщины активно участвуют в бизнесе. Повышение роли женщин в общественной и экономической жизни султаната, а также их участие в политике является наглядным свидетельством тех перемен, которые происходят в султанате.

В Омане не было отмечено активной деятельности террористических групп. Хотя в 2004 г. был арестован 31 человек, все они были гражданами Омана, ибадитами по религиозной принадлежности. Их обвинили в организации заговора с целью создания исламского государства. В июне 2005 г. они были помилованы султаном Кабусом[74]. Тем не менее, в 2007 г. был создан Национальный комитет по борьбе с терроризмом.

В 2000-е годы Оман укрепляет отношения с США в области военного сотрудничества и обеспечения безопасности. США вложили 120 миллионов долларов в реконструкцию одной из военно-воздушных баз, которую они использовали. Всего Оман предоставил для нужд ВВС США четыре базы. Во время проведения военных операций в Афганистане и Ираке американские войска из активно использовали. Но представители оманского истеблишмента были недовольны участием Омана в соседней арабской стране Ираке, поэтому участие американцев было сокращено. С 2004 г. Оман прекратил свое участие в этих операциях.

Оман стал участников американской программы – The International Military Education and Training Program. Ее целью было содействовать выработке американских стандартов защиты прав человека и осуществления гражданского контроля над вооруженными силами, что должно было помочь в достижении операбельности войск США и Омана.

Оман участвовал в деятельности Совета сотрудничества, поддерживая общие позиции по региональным проблемам, но он не выдвигал собственных инициатив и его участие не было активным.

В то же время он проводил отличную от других членов ССАГЗ политику в отношении Ирана, с которым у него были тесные связи и при шахском режиме. В 2009 г. было заключено соглашения между Оманом и Ираном по борьбе с контрабандой в Оманском заливе, в 2010 г. оборонное соглашение. Оманские официальные лица посещали Иран: в августе 2009 г. султан Кабус совершил свой первый официальный визит в Тегеран, после свершения Исламской революции.

Внешнеполитический курс Оман отличался умеренностью, готовностью к компромиссам. Оманские дипломаты нередко выступали в качестве посредников для решения конфликтных проблем. Султан Кабус следующим образом охарактеризовал внешнюю политику своей страны: «Она строится на прочных основах, которые остаются неизменными: это деятельность, направленная на поддержание безопасности, мира и счастья всего человечества»[75]. Для Омана, который проводит постепенную модернизацию страны, его внешняя политика должна обеспечивать стабильность – как главного условия для продолжения реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] The Middle East and North Africa 2005. 51st edition. Europa Publications. L., 2005. P.240.

[2] Ibid.

[3] Ibid.

[4] Джамийя альвифак аль-ватаний аль-исламийя (Исламская организация национального могласия (Аль-Ахбар, 05.03.2011, с. 1.

[5] Аш-шейх Али Сальман (Шейх Али Сальман) – http://www.aljazeeranet/NR/exeres/B4BFC9a9-23CD-4679-BBB8-5F...17.03.2011

[6] Там же.

[7] Дустур мамлакат Аль Бахрейн (Конституция королевства Бахрейн).

[8] The Middle East and North Africa, 2005. P. 241.

[9] Katzman K. CRS Report for Congress. Bahrain Reform, Security and US Policy. Updated October 17. 2008.. P. 2.

[10] Ibid.

[11] Ibid. P. 15.

[12] The Middle East and North Africa, 2005. P.241.

[13] Ibid.

[14] Kuwait Times. 03.10.2006.

[15] Ibid.

[16] Katzman K. Op. cit. P.3.

[17] The Report. Bahrain 2010. Oxford Business Group. P.15.

[18] Ibid.

[19] Ibid.

[20] Ibid.

[21] The Bahraini-United States Free Trade Agreement. Bahrain Economic Development Board.

[22] Ibid.

[23] Katzman K. Op. cit. P.3.

[24] Ibid.

[25] Ibid. P. 4.

[26] Ibid.

[27] Аш-Шарк Аль-Аусат, 13 июля 2007.

[28] Аль-Айям, Манама, 13.07.2007.

[29] Там же.

[30] Аш-Шарк Аль-Аусат, 13 июля 2007..

[31] Там же.

[32] Аль-Айям, 13. 07. 2007.

[33] Там же.

[34] Там же.

[35] BBC News – Q&A: Bahrain elections. – http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-11585289 25.10.2010

[36] Bahrain Elections to take Place AMID Crackdown – http://www.hrw.org/en/news/2010/10/20/bahrain-elections-take-place-amid-crackdown 25.10.2010

[37] BBC News – Torture of British Shia activist in Bahrain. – http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-11227814 25.10.2010

[38] Qatar.//The Middle East and North Africa 2007.. P. 933.

[39] Ад-Дустур (Конституция) Официальный сайт министерства иностранных дел Катара – http://arabic.mofa.gov.qa/detailscfm?id=206 13.10.2003.

[40] Там же. Ст. 72-75.

[41] Там же. Ст. 67.

[42] Там же. Ст. 14, 15.

[43] Qatar. Year Book 2009. P. 40.

[44] Ад-Дустур. Ст. 106.

[45] Qatar. Year Book 2009. P. 42.

[46] The Middle East and North Africa 2007. P.931.

[47] Jennifer Lambert. Op.Cit.

[48] Qatar.//The Middle East and North Africa 2007.. P. 932.

[49] Qatar. Year Book 2009. P. 174-179.

[50] Ibid. P. 452.

[51] Ibid.

 

[52] Al-Divan Al-Amiri – http://da.gov.kw/eng/amir/ 05.05.2007.

[53] См. Аш-Шарк Аль-Аусат, 2008., 19.03. 2008. L., С. 1.

[54] См. Aдам имкан ат-тааун маа аль-барламан ли истиджвабат (Невозможность сотрудничать с парламентом из-за депутатских запросов).в, Аль-Хайят, Л., 17.03. 2009. – http://www.alhayat.com/arab_news/gulf_news/03-2009/Item-20090316-10dab706-c0.

[55] Насс калимат аш-шейх Сабах Аль-Ахмед (Текст выступления шейха Сабаха Аль-Ахмеда). – Аш-Шарк Аль-Аусат, Л., 19.03.2009. – http://www.asharqalawsat.com/details.asp?section=4&article=51/1/545&issueno=10069.

[56] Kazman K. Kuwait: Security, Reform and U.S. Policy.//Congressional Research Service. November 4, 2010. – www.crs.gov.RS21513. P. 5.

[57] Ibid. P. 4.

[58] Ibid. P. 11.

[59] Вазир аль-хариджийяти аль-кувейти: каллакуна би шаан «мафаиль Бушир» ва нантазир такрир викалят ат-така (Министр иностранных дел Кувейта: Мы беспокоемся в отношении «реакторов Бушира» и ждем отчета агенства по энергетики) – Ащ-Щарк Аль-Аусат, 25 апреля 2013. - http://www.aawsat.com/print.asp?did=726080&issueno=12567.

[60] Katzman K. I. K. Kuwait: Security, Reform, and US Policy. – Congressional Research Service, November 2013. P. 14.

[61] Ibid.

[62] Elaph Publications, 01.03.03, http://www.elaph/com.

[63] United Arab Emirates Yearbook 2009. The National Media Council.L. 2009. P. 34- 35.

[64] Ibid. P. 36-37.

[65] Kennet Katzman United Arab Emirates (UAE): Issues for US Policy. Congressional Research Service. Report for Congress. October 17, 2013.. P. 2.

[66] Ibid.P. 4.

[67] Ibid.

[68] United Arab Emirates 2009.P. 235-236.

[69] Ibid. P. 261-262.

[70]Ibid. P. 283.

 

[71] Kenneth Katzman Oman: Reform, Security and US Policy. Congressional Research Service. Report for Congress. July 12, 2013. P. 4.

[72] Ibid. P.10.

[73] Джалялят ас-султан яшмулу би риаятихи ас-самия аль-иникад ас-санавий ли Маджлис Аль-Уман (Его Величество султан открывает ежегодную сессии Совета Омана). – http://www.omandaily.com/mainstories/main1.htm 17.11.2009.

[74] Ibid. P. 13.

[75] Джалялят ас-султан яшмулу би риаятихи ас-самия аль-инъикад ас-санавий ли Маджлис Уман (Его Величество султан открывает ежегодную сессии Совета Омана). – http://www.omandaily.com/mainstories/main1.htm 17.11.2009.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: