Мини-сочинение по обществознанию: сложные вопросы подготовки школьников к заданию 29 ЕГЭ
Крутова Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения Волгоградского государственного социально-педагогического университета, учитель обществознания МОУ СОШ № 35 г. Волжского

● Структура мини-сочинения по обществознанию
● Проблемы выбора темы: есть ли "трудные" темы?
● Особенности подготовки школьников к заданию 29
● Проверка обществоведческого мини-сочинения
![]() |
Крутова Ирина
Владимировна
Соболева Ольга Борисовна Кишенкова Ольга
Викторовна
Подготовка к ЕГЭ по
обществознанию:
Обществоведческое эссе
Подготовка к ЕГЭ: как
Писать эссе по
Обществознанию
Логический алгоритм написания сочинения по обществознанию

11 декабря 2017 10 января 2018 16 февраля 2018
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материаловединого государственного экзамена 2018 года по обществознанию
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материаловединого государственного экзамена 2018 года
по обществознанию


![]() |
![]() |



Возможная структура текста:
Основная идея затронутой автором темы касается… (Смысл данного
высказывания заключается в ….)
Эта идея может быть раскрыта через несколько положений (аспектов).
29.2 + 29.4 (29.3) Вначале обратимся к вопросу: …
Во-первых,… Примером, доказывающим (иллюстрирующим) это является… Во-вторых,… Например, …
В третьих,… Например,…
Теперь обратимся к другому вопросу….
Таким образом, можно сделать следующий вывод:..

- Про выбранную для эссе область знания (социальная психология, экономика, философия и пр.)
- Об авторе высказывания
- Актуальность проблемы
- - Фразу «Я согласен с позицией автора» (позиция обозначена может быть)
Экономика: Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность» Джон Кеннеди.
| 1. Что представляет собой экономический кризис? - Циклические колебания в экономике - Причины экономических кризисов (Великая депрессия в США 1929- 1939 гг.) | 2. Почему кризис – это «опасность»? - Негативные последствия экономического кризиса (Д. Стейнбек «Гроздья гнева») | 3. Почему кризис – это «благоприятная возможность»? - Положительные последствия экономического кризиса |
![]() |


| 1. Что такое демократия? - Признаки демократии (Примеры демократических режимов современности) | 2. Действительно ли: «демократия — плохая форма правления»? -Положительные стороны демократии -Отрицательные стороны демократии (К. П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени») | 3. Что значит, что «ничего лучшего человечество не придумало»? -Альтернативы демократии: авторитаризм, тоталитаризм (Примеры политических режимов из истории) |
![]() |


| Что такое гипотеза? - Гипотеза как форма (метод) научного познания | Почему «гипотеза – это леса….»? Почему наука – «кладбище гипотез»? - Роль гипотезы в научном познании (Примеры из истории географии, астрономии, физики, химии и др.) |
![]() |
|
| Что такое социализация? -понятие -факторы социализации 29.1 - взаимовлияние субъектов и объекта социализации | Что значит: «в ходе социализации личность выступает как субъект этого процесса»? -Личность как агент (субъект) Примеры: из собственн субъекты и объекты соци | Что значит: «в ходе социализации личность выступает как объект этого процесса»? - Изменение самих агентов социализации в ходе социализации другого ых наблюдений (родители как ализации); из худ. литературы. |
![]() |


| Речь идет о самооценке и образе «Я» | |||
| Что такое самооценка? -понятие самооценка и образ «Я» -виды самооценки - факторы формирования самооценки | Почему «в известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает»?
- Значение самооценки для человека - Влияние самооценки на самоопределение человека (Примеры из собственных наблюдений, художественной литературы, истории) | ||
![]() |

| Что такое государственная власть? - Понятие «государственная власть» - Принцип разделения властей | В чем сущность законодательной и исполнительной власти в государстве? -Сущность законодательной власти -Сущность исполнительной власти (Примеры из истории и современности) | Действительно ли, законодательная власть – это сердце государства, а власть исполнительная ее мозг? -Рассуждения, согласие/несогласие с автором. |
![]() |

| Что значит банкир – это посредник? - Понятие «банк» - Простейший механизм работы банков | Почему «банкир не просто посредник, он дает возможность внедрять инновации отдельным индивидуумам в интересах общества»? - Инвестиционная функция кредитов (Примеры из СМИ, современности, худ. литературы, истории) |
![]() |


| Что такое спрос и предложение? Понятия «спрос», «предложение» | Что значит «силы спроса и предложения действуют свободно»? -Взаимодействие спроса и предложения в условиях чистого рынка (Примеры из современности и /или истории) | Всегда ли «силы спроса и предложения действуют свободно»? - Факторы, влияющие на взаимодействие спроса и предложения в условиях смешанной экономики (Примеры из истории, современности) |
![]() |
![]() | |||
![]() | |||
| «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп) | «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау) | ||
| Какие существуют | Действительно ли, | Что такое | Действительно ли, |
| способы сделать | самый верный | социальный статус | «социальный статус |
| карьеру? | способ сделать | родителей | родителей человека |
| (Примеры) | карьеру «родиться в | человека? | обычно оказывает |
| нужной семье»? | небольшое | ||
| (Примеры из | непосредственное | ||
| истории, | воздействие на его | ||
| современности) | профессиональные | ||
| достижения»? | |||
| (Примеры из истории, | |||
| современности) | |||

• Таким образом, можно сделать следующий вывод:..
Например:
(К слайду 19) Таким образом, можно сделать следующий вывод: социальный статус семьи является одним из социальных лифтов, но его значение в различных ситуациях может быть разным.
(К слайду 14) Таким образом, можно согласиться с автором: действительно, в процессе социализации, воздействуя на другого человека, субъект социализации меняется и сам, приобретает новый опыт, знания, ценности.
![]() |





















