Постройка бумажной модели планера

Прежде чем начать изготовление летающей модели планера, необходимо в первую очередь познакомится с ее устройством (рис.1).

          

                                  

Учебная модель не являет­ся точной копией настоящего планера, но напоминает его своим внешним видом. Сравни­те рис. 1 и 2.

 

Изготовление модели следу­ет начинать с крыла (рис. 3) — самой ответственной и сложной части. Возьмем полоску плотной бумаги. Сложим ее сначала поперек, потом вдоль. Сгибы должны быть очень точ­ными. Теперь начертим на заготовке крыло. Вырезая его, будем следить, чтобы полови­ны заготовки не расходились, иначе части крыла получатся не одинаковыми. Обрезки бу­маги не мните и не выбрасы­вайте, из них будем вырезать прокладку для фюзеляжа и шпильки.

           

Вырезанную заготовку раз­вернем (нижняя часть рис. 3). Начертим форму среза передней части крыла и вырежем крыло окончательно. Сложим его так, чтобы срезанная пе­редняя часть находилась сна­ружи, а концы крыльев точно сходились вместе.

Теперь займемся изготовле­нием фюзеляжа и других ча­стей модели.

Сложим полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки, стабилизатора и киля вдоль волокон, Начертим на одной из половин каждой заготовки квадраты и нанесем контуры дета­лей. Они показаны на рис. 4. Вырезав фюзеляж, срежем край сгиба в двух местах. Сю­да будут вставляться крыло и стабилизатор.

                               

 

Прокладку для фюзеляжа вырежем длиной 140 и шири­ной 710 мм. Для груза возь­мем: две полоски бумаги ши­риной 40 и длиной 150 мм. Их надо сложить, как показа­но на рисунке.

Из обрезков от крыла и фю­зеляжа сделаем шпильки. Они должны быть острые и длин­ные, чтобы удобно было затя­гивать их в гнезда.

Когда все части и детали модели готовы, можно присту­пать к ее сборке. Нужно обя­зательно точно соблюдать порядок сборки. Нарушение его — частая причина плохо­го полета модели.

Сборка. Между половинка­ми крыла (рис. 5) уложим од­ну или две прокладки сгибом кверху. Спереди прокладка должна быть видна на 30— 35 мм. Оба конца, крыла вста­вим вместе в переднюю про­резь фюзеляжа, снизу, изнут­ри. Протянем их вверх так, чтобы прокладка вплотную улеглась вдоль складки фю­зеляжа.

                       

Установив крыло, острым концом ножниц проколем в двух местах отверстия через фюзеляж, прокладку и кры­ло. В проколы вставим по од­ной шпильке. Шпильку встав­ляют только с той стороны, откуда делают прокол. Затя­нув шпильки как можно ту­же, отогнем их концы и ко­ротко срежем.

Теперь, когда крыло за­креплено, перейдем к сборке хвостовой части модели. Ста­билизатор вставим в заготов­ленное отверстие в фюзеляже так же, как крыло. Прежде чем закрепить его, установим киль сгибом вперед. Затем сделаем два прокола через фю­зеляж, основание стабилиза­тора, киль и прокладку. Будем следить, чтобы в момент про­калывания части модели не сходили с места и не прогнул­ся фюзеляж. В проколы вста­вим шпильки, плотно затя­нем, их концы отогнем и ко­ротко срежем.

Теперь соберем носовую часть фюзеляжа. Обе полоски груза сложим вчетверо. За­тем развернем груз и начнем его складывать от краев во­внутрь (рис. 6).

                    

Готовый груз прогладим краем ножниц по складкам, чтобы не раскры­вался. Груз уложим вовнутрь носовой части фюзеляжа. Ко­нец его должен дойти до крыла. Подровняем груз так, чтобы он не выступал внизу из фюзеляжа, и сделаем че­рез фюзеляж и груз два про­кола. Сделать прокол без при­вычки трудно. Нужно сильно нажать концом ножниц и, не торопясь, слегка покачивать ножницами, пока их конец не выйдет с другой стороны на 10—15 мм. В проколы вста­вим шпильки. Конец груза, выступающий из носовой час­ти фюзеляжа, срежем.

Лишь теперь, когда уста­новлены крылья и хвостовая часть, закреплен груз, можно отгибать крыло и стабилиза­тор.

Крыло отогнем вровень с верхним краем фюзеляжа (это линия установки крыла). Ста­билизатор — так же, как и крыло.

Крыло модели, пока не вста­влен в него лонжерон, не­прочное, оно еще не способно поддерживать модель в поле­те. Поэтому изготовим лонже­рон.

Полоску бумаги, предназна­ченную для лонжерона, перег­нем восемь раз. Складки должны быть как можно мельче. Остаток бумаги отре­жем, концы заготовки заост­рим. Пригладим лонжерон ножницами, чтобы он был тоньше и не развертывался.

Для установки лонжерона сделаем проколы на крыле в 10—15 мм от его передней кромки (рис. 7). Для начала вста­вим лонжерон в одну прорезь, затем острым концом ножниц продвинем его в другую. За лонжероном сделаем два про­кола. Вставим в них шпильки. Чтобы шпильками не проре­зать тонкое крыло, будем при­жимать пальцами места у про­колов. Концы шпилек отогнем в сторону хвоста модели, плот­но прижмем и коротко отре­жем. Шпильки будут не толь­ко удерживать лонжерон на месте, но и придадут крылу правильную плоскую форму.

 

 

                                             

Теперь осторожно прогла­дим крыло пальцами, чтобы устранить перекосы и изгибы.

Перед запуском, прежде всего, проверим центровку моде­ли. Центр тяжести модели должен находиться на перед­ней трети крыла (рис. 8).

                                      

Если получилась задняя цент­ровка, нужно увеличить груз. Для этого придется раскле­пать носовую часть и, добавив две-три полоски бумаги, скре­пить ее снова. Проверим также установку крыла и хвостового оперения. На учебной модели планера крылу дается — выражаясь языком техники — нулевой угол атаки. Это значит, что плоскость крыла не имеет на­клона ни вверх, ни вниз. У стабилизатора учебной моде­ли планера угол атаки отрица­тельный, примерно — 2°, т. е. его задняя кромка должна быть немного выше передней.

При запуске модель надо держать над плечом двумя пальцами под крылом за фю­зеляж и направлять ее гори­зонтально, немного опустив нос модели. Будем запускать модель не рывком, а сильным, но плавным движением. Слиш­ком резкий толчок заставит модель взлететь вверх, а за­тем спикировать, а слабый не придаст нужной скорости, мо­дель не полетит далеко. Ни в коем случае не пускайте мо­дель вверх, этим вы не добье­тесь ровного и длительного планирования.

Правильно сделанная мо­дель должна пролетать комна­ту на одной высоте. В школь­ном зале или коридоре хоро­шо отрегулированная модель пролетает со снижением 20— 25 м.

Не всегда с первого запуска удается достичь ровного и пря­мого планирующего полета Крутые развороты и спуск вниз, переворачивание моде­ли в воздухе происходят или от грубой неточности в изго­товлении, или от неправильно­го толчка.

Бумажная модель долго не живет. Могут вылететь заклеп­ки, надорваться крыло.

            

 

Модель можно отремонти­ровать. Для этого расклепав­шуюся шпильку удалим, в прокол вставим новую. Луч­ше при ремонте ставить две шпильки, отгибая их в разные стороны. На надорвавшуюся часть крыла или фюзеляжа поставим заплату (рис. 9).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: