Дата 10.04
Тема: Обращение композиторов к музыкальным искусствам других народов. М.И.Глинка «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
Ход урока
Слово преподавателя
Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.
Нам нужно выяснить в чем же особенности восточной интонации?
В волшебном замке Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии.
2. Слушание «Персидский хор». https://youtu.be/wHiJNWz7Fho
– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)
- Зачем? (персидские девы манят путников своим пением) В чем особенность их пения?
– Тембр голоса завораживающий, нежный,
– многочисленные распевы,
– убаюкивающий ритмический рисунок,
– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.
Углубление в тему
– “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”.
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.)
- Увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова. Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца после первого знакомства со сборником сказок «1001 ночь».
Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, оставил свое намерение.
4.Слушание музыки из музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». https://youtu.be/BGKrY81_xjw
– Начинается этот фрагмент с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны?
– Какие инструменты помогли нам все это почувствовать? (скрипка и арфа –образ Шехеразады, медные духовые инструменты- Шахриар)
Итог урока
Устно ответьте на вопрос: В чем же особенности восточной интонации?
6. Исполнение песни Б. Савельев, М..Пляцковский «Танцуем сидя» https://youtu.be/dS44N7QZ4G8
Домашнее задание.
Выучить песню Б. Савельев, М..Пляцковский «Танцуем сидя»