Тема: Колокольный звон в жизни русского человека

                                                                                  … В синем небе, колокольнями проколотом,

                                                                                   - Медный колокол, медный колокол

                                                                                   - То ль возрадовался, то ли осерчал…

                                                                                    Купола России кроют чистым золотом

                                                                                    - Чтобы чаще Господь, замечал…


 

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

 Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

 Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой. Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство.

 В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

 Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

Технологию литья колокола на Руси воспроизводит А. Тарковский в фильме «Андрей Рублёв» -       2 серия «Андрей Рублёв» А. Тарковский – с 44:33 мин  до конца - «Колокол» https://youtu.be/4JpnrdEOAcM

Для русской музыки характерно воплощение образов благовеста.

Очень часто перезвон колоколов имитировался на других инструментах, подчас на колокола совсем не похожих.

Так, у Римского-Корсакова в увертюре "Светлый праздник" (посвящённой, конечно, Пасхе) есть оркестровый инструмент — колокольчики. Но колокольный звон передаётся средствами целого оркестра. https://youtu.be/SPka49lgTZw

В музыке Рахманинова колокольность появляется очень часто. Это — неотъемлемая часть его композиторского стиля: от скромных фортепианных прелюдий до величественных Всенощной и Литургии.

«Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слёзах. Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырёх частях. Для третьей части, которой предпослано стихотворение Тютчева "Слёзы", я тотчас нашёл идеальную тему - мне вновь запел колокол Новгородского собора.» С. Рахманинов

Слёзы людские, о слёзы людские,
     Льётесь вы ранней и поздней порой...
     Льётесь безвестные, льётесь незримые,
    Неистощимые, неисчислимые, -
   Льётесь, как льётся струи дождевые
   В осень глухую, порою ночной.
  Фёдор Тютчев. https://youtu.be/yyjWfqvsPTw

Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С.В. Рахманинов написал грандиозное вокально-симфоническое произведение - поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины - «симфонию» русских колокольных звонов.

А у В. Гаврилина в симфонии "Перезвоны" колокольный звон звучит не только у инструментов оркестра, но и у хора! https://vk.com/video-169961146_456239063

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле. Кого бы ни встретил тот лихой человек, — старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых. И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек, — спешил он праздник великий встретить дома. Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий... Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса... Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:

— Христосъ Воскресе!..

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

— Во истину Воскресе!..

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие...

 

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами...

 

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот оркестровый инструмент так и назвали - колокол.

 Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона.

 В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон - набат в сцене пожара Путивля.

Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова.

 Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова.

 Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

О времени Ивана Грозного рассказывают такую историю:

«-Вырвать язык.

-Отрубить ухо.

-Отстегать плетью 12 раз.

-Сослать в Сибирь.»

Как вы думаете кого мог постичь такой приговор?

В народе его назвали «опальным мучеником», «безвинным страдальцем», «защитником невинно убиенного младенца»

Такая необычная судьба была у колокола города Углича. Случилось это в 1591 году во времена царствования сына Ивана Грозного царя Федора, где произошла страшная трагедия, был убит царевич Димитрий. Мать убитого царевича Димитрия и её братья приказали церковным служителям звонить в колокол, разнося скорбную весть и созывая угличан для расправы над предполагаемыми убийцами. Сбежавшиеся в Кремль разъяренные горожане убили, обвиненных в смерти царевича. За учиненный самосуд угличане вскоре были наказаны, понес ответственность и колокол. Cосланные в сибирскую тундру жители Углича должны были тащить опальный колокол волоком до Тобольска.

Тобольский воевода велел запереть колокол в приказной избе и сделать такую надпись «Первоссыльный неодушевленный с Углича.

В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же - мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса.

В финале оперы «Иван Сусанин» звучит хор «Славься!». Глинка определяет этот хор как «Гимн - марш». Тема хора сочетает в себе древние знаменные распевы, мощь многоголосного партесного пения, маршевые ритмы военных песен 1812 года. Звучание симфонического оркестра сливается с мощью двух медных духовых оркестров на сцене и звоном колоколов. Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Ивана Сусанина, славят русский народ. Музыка М.И. Глинки звучит в наши дни и вдохновляет наш народ на созидание, является мощной объединяющей силой.

Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».

Удивительные звуки, передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок, а самое главное - перезвон колоколов в увертюре «Рассвет на Москве - реке» в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. https://youtu.be/aMqT9Zs2uHE

С тихого удара колокола начинается первая часть музыкального произведения Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь». А слушая пьесу «Дорога» вы услышите, как музыка передает бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков.


Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство.

 

С.С. Прокофьев пишет музыку к к\ф «Иван Грозный» С. Эйзенштейна (1944г), а затем на её основе сюиту. 1 часть фильма прославляет юного царя, пришедшего к власти в 17 лет и сумевшего объединить раздробленные русские княжества в единое государство. Он искренно любит Анастасию и мстит за её гибель боярам. Балет в постановке Ю. Григоровича 1975 года создаёт эту атмосферу строгости и суровости в ограниченном пространстве сцены и большую роль здесь выполняют Колокола – вестники царских повелений, постоянный атрибут на сцене. https://youtu.be/oRVZgytFL1c (посмотреть фрагмент)

Колокола и колокольчики возвращаются в нашу повседневную жизнь. В начале третьего тысячелетия вновь торжественно гудят над городами и селами церковные колокола в праздничные дни. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества, в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами.
В истории XX столетия есть страницы, написанные кровью невинных жертв. В мемориальных комплексах, посвященных их памяти. Скорбят о них печальные колокола. «Хатынь» - огромные, словно обожженные огнем войны.

«Бухенвальдский набат» - так по праву назвал его поэт А. Соболев. https://youtu.be/nU4eGDkjaIM

 

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте:

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон,

Колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь,

И восстали вновь,

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

 

Сотни тысяч заживо сожжённых

Строятся, строятся

В шеренги к ряду ряд.

Интернациональные колонны

С нами говорят,

С нами говорят.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган.

Это вихрем атомным объятый

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет, это стонет

Тихий океан.

Это стонет, это стонет

Тихий океан.

 

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте:

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Колокольный звон,

Колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт

Над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир,

Берегите, берегите,

Берегите мир!

Берегите, берегите,

Берегите мир!

 

 

Домашнее задание: найти и записать легенду или историю о конкретном колоколе в тетрадь, фото в ЛС. Исполнение любой песни, голосовое сообщение - дополнительная оценка.

https://youtu.be/g9Drg1-gS6M «Вечерний звон» Д. Козловский

https://youtu.be/lVRLatFwN5U исп. Е. Дятлов

Вечерний звон Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом,  И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей!  И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон.  Лежать и мне в земле сырой! Напев унывный надо мной. В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет,  И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: