Статья 10. Структура системы образования

Раздел. Духовная культура человека и общества

Тема. НАУКА

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Наука рассматривается с трех точек зрения:

— как особая система, совокупность знаний о природе, обществе, человеке;

— как особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;

— как система специфических организаций и учреждений.

Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то, как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами — метод исследования.

По своему предмету выделяют науки:

— естественные – это науки о природе, происходящих в ней процессах, закономерностях;

— технические – применяют полученные знания с целью развития технологий и техники;

— гуманитарные и общественные – это науки, изучающие человека и его взаимоотношения в обществе.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, а в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика.

В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов; и уровень теоретический, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах.

Специфика научного познания:

— это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи;

— оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность;

— цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний.

Развитие науки — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.

Функции науки:

— культурно-мировоззренческая;

— непосредственная производительная сила общества;

— катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

— социальная сила, непосредственно включена в процессы социального развития и управления ими.

По своей направленности научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействия природы, общества, мышления. Цель прикладных наук — применять результаты фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики находится особая область изысканий — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки:

— общечеловеческие требования и запреты;

— этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;

— свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Самостоятельная работа

Используя данный текст, 1-ую лекцию по обществознанию «Обществознание как наука», а также «Познавательная делятельность» и «Научное познание» (смотри рабочую тетрадь по дисциплине), выполни задания, письменно ответь на вопросы:

1. Что такое обществознание как наука? (определение);

2. Что является предметом изучения обществознания?

Продолжите фразу: Предметом изучения обществознания является:

3. Обществознание с точки зрения предмета изучения, к какому виду наук относится?

4. Классифицируйте все общеобразовательные учебные дисциплины, изучаемые в техникуме, по видам (см. теорию).

Создайте схему «Виды наук» и к каждому виду напишите название учебной дисциплины.

5. Какие научные методы использует обществознание?

6. Назовите объект наблюдения в обществознании?

7. Кто является субъектом наблюдений?

8. Какова цель обществознания как науки?

Тема. ОБРАЗОВАНИЕ

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации. Это процесс осуществляется двумя путями:

— в ходе стихийного влияния на человека окружающей действительности;

— в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе формирования личности через систему образования и воспитания, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Прежде всего государство берет на себя функцию регулирования системы образования, отвечающей уровню цивилизации.

Определенный уровень образования есть непременное свойство каждого человека. На образование требуется большие затраты, отсутствие средств приводит к снижению качества образования.

В истории общества изменялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной научно-образовательной деятельности общества. Существует внутреннее противоречие между содержанием образования (чему учить) и методами и формами (как учить). Отставание школы от современных требований поставило многие страны перед необходимостью школьных реформ.

Реформа происходит в настоящее время и в российской системе среднего и высшего образования. Среди многих проблем можно выделить следующие: гуманизацию, гуманитаризацию и интернационализацию образования.

Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и обязанностям. Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей, главная из которых — сам человек. В области образования гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.

Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека: экономической теории, истории, социологии, политологии, литературе, праву, искусству.

В России в настоящее время проходит реформирование образования в направлении введения многоуровневой структуры, целью которой является расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, в повышении общекультурной, научной и общепрофессиональной подготовки специалистов с учетом современных потребностей экономики и рынка труда.

Введение многоуровневой системы образования в России позволит осуществить его интернационализацию — создание единой системы образования для разных стран.

В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.

Задания по теме

По ссылке перейдите в документ:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации"и выполните задания


Статья 10. Структура системы образования

1. Назовите субъекты системы образования в РФ

2. Изобразите схему «Виды и уровни образования в РФ»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: