Цветовые сочетания в орнаменте

Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные.

Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. "Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, "мрачные” - угнетают человека.

Рассмотрим цветовые сочетания.

Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт

Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.

 

 

 

 Бордюр. Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.

 

 

Раппорт. Это ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которых складывается орнамент

 

 

Наше государство Россия многонациональна. Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции. Объединяющим все народы России является то, что все они верили в магическую силу орнамента и активно использовали его в своей жизни. Рассмотрим характерные черты орнаментов ближайших к нам соседних народов: помимо славян и татар, башкиры, чуваши, удмурты.

Орнаменты народов России

 

Казанские татары

 

    Цветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветочных сочетаний.

    Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового (частью лесного)и садового происхождения. Преобладающее место в творчестве народа занимают изображения степных и луговых цветов. Изображения садовых цветов встречаются в большинстве случаев в искусстве городского населения. Из степных мотивов азиатского происхождения преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака, гвоздики, ветреницы. Из луговых мотивов местного происхождения часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, ромашек.

 

 

Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционны были следующие: мотив волны, мотив набегающей волны, который условно назван фестончатообразным, мотив жгута, спирали. В меньшей степени встречаются зигзагообразные мотивы: веревочки, плетенки.

 

 

Башкиры

    Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

    Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно.

    Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву.

    В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

 

          

 

       

 

 

Чуваши  

 

    Характерные черты чувашского орнамента - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.

 

              

 

 

 

Удмурты

Для удмуртского орнамента характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего, в орнаменте употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей.

    Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы – золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм – узор на груди. Особые орнаментальные композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.

 

 

           

 

 


 


Русские

    В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

    Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

    Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

- в центре, всадники или птицы по сторонам;
- держащая ветки или светильники;
- с птицами в руках

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.

Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов. В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью

 

             

Изученный нами материал актуален и сегодня. Многие начинают снова обращаться к прошлому, понимать и принимать то, что использовали наши предки. Элементы орнамента, как оригинальную деталь в одежде, выполненный своими руками, можно использовать в современной одежде и интерьере.

Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художника.

Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.

 





Домашнее задание

1. Прочитайте теорию

2. Проанализируйте письменно символический смысл орнамента (что изображено и значение изображенных элементов)

3. Напишите примеры бордюра из предметов вашего окружения

 Контроль выполнения

1. прислать мне фото ответов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: