Пр. №7 Порог без названия (1-2 к.с)

Через 100-200 м после окончания порога №7 с левой стороны в Колвицу впадает еще одна маленькая речка – Белый ручей. На вырубке ПБ брусничник. Ниже порога 800 - 1000 м гладкой воды.

Ориентиром порога Белый является трос, протянутый через речку. На ПБ будка водомерного поста. Чалиться к ПБ.

 

Пр. №8 Порог Белый (L ~ 150 - 200 м, осмотр по ПБ обязателен! 3 к.с).

Красивый порог, который по сложности превосходит все предыдущие. Его начало находится на крутом левом повороте среди высоких берегов. Течение перед порогом слабое. Чалиться и просматривать порог лучше справа, но сигнальщиков нужно выставлять на ЛБ. Во время перекуса обнесли гермомешки и снаряжение по ПБ ниже порога.

Порог Белый водопадного типа, сложенный из гранитных плит (фото 17).

а)                                                                          б)

Фото 17 –  Порог Белый на Колвице

а) – начало порога, б) – прохождение экипажа №3

 

В правой части русла перепад выбирается крутым сливом высотой около полутора метров (в нашу воду непроходим). Слева находятся две последовательные ступеньки высотой по 50-60 см каждая, которые разделяет около 6 м. Причем после первого слива нужно резко уйти влево, чтобы перевалить через вторую в самом узком месте. Дальше нужно было уйти от прижима к камням у скалистого ЛБ. Этот участок требовал слалома на пределе возможности, так как приходилось маневрировать в мощной струе среди множества валунов и бочек.

Экипаж №3 переправился на ЛБ для наводки байдарок в сливы и страховки с берега.

Первым пошел экипаж №1, который хорошо прошел первый слив, но взял слишком вправо и застрял на камнях второй ступеньки. Упираясь веслами, им удалось сняться и продолжить сплав, удачно пройдя через гребенку камней ниже, обходя прижим и бочки внизу.

Не совсем удачный проход экипажа №1 отчасти объясняется тем, что сигнальщик находился слишком далеко, а зеркало воды на входе в порог находилось примерно на уровне глаз человека, что не позволило правильно оценивать расстояние.

После прохождения экипаж №1 причалил к ЛБ берегу, чтобы выставить сигнальщиков. Теперь уже были выставлены два сигнальщика: один на плитах первой ступени.

Следующим пошел экипаж №3. По указанию первого сигнальщика они точно вошли в первый слив, матрос сделал флажок, и байдарка сместилась влево точно в проход второй ступени. Дальше экипаж филигранно обошел все препятствия и причалил к ПБ.

Затем сплавлялся экипаж №4. Их линия движения была близка к прохождению экипажа №1, но удалось избежать посадки на камни второй ступени.

Менее поворотливым «Тайменем» решили не рисковать и обнесли: развернуть его на участке между первой и второй ступенью было проблематично.

Байдарки загрузили снова и продолжили сплав.

Через 100 – 200 м начиналась шивера.

 

Пр. №9 Шивера (L ~ 400 - 500 м, 1 к.с).

В начале заметные валы, затем немало мелкосидящих камней. Просмотр необязателен.

Двух-трехкилометровый участок ниже, хотя в лоции и указан как простой, но в нашу воду был не ниже 2 к.с. С небольшими разрывами следовали шиверы, как правило, со сложным выходом через каменистые отмели.

Ориентиром пор. Черный является открытая площадка на возвышающемся ПБ. В начале предыдущей шиверы был своеобразный валун в виде диска диаметром около 3 м.

Группа причалила к указанной площадке, выше которой находилась неплохая стоянка. Здесь мы остановились на ночлег, оставив на ночь дежурных.

Пр. №10 Порог Черный (L ~ 120 - 150 м, осмотр по ПБ обязателен! 4 к.с).

Короткий, но сложный порог. Порог начинается цепью достаточно мощных локальных бочек, между которыми есть гладкие языки (см. фото 18а). Далее по всей ширине реки стоят довольно крутые и высокие валы, перемежающиеся с локальными бочками.

Затем река еще более сужается до (20 м), а течение разгоняется еще сильней. Здесь струи, отраженные от берегов, образуют высокий стоячий вал в центре. Сразу за валом поперек всей струи стоят одна за другой две мощные бочки. Сразу после второй бочки на правом берегу - остатки ряжевой стенки.

 

а)                                                                          б)

Фото 18 – Порог Черный на Колвице

а) – начало порога, б) – выход из порога

 

Напротив ряжевой стенки стоит 3 - 4 постепенно уменьшающихся вала (см. фото 18б), а затем река разбивается на три шиверистые протоки. В этом месте Черный порог, в сущности, и кончается, а следующий участок следует рассматривать уже как заход в водопад.

Сам порог не воспринимается как слишком опасный, но в 100 метрах ниже Колвица образует самый натуральный водопад. Перехватить человека или байдарку можно было на участке достаточно сильной струи протяженностью не более 40 м. Поэтому от его прохождения мы отказались.

 

Пр. №11 Колвицкий водопад (Непроходим! Осмотр по ПБ)

Река падает в водопад двумя протоками. При этом конфигурации водопадов в левой и правой протоках довольно сильно отличаются друг от друга.

Фото 19 – Колвицкий водопад. Правая протока

Просмотр водопада в правой протоке осуществляется с правого коренного берега, водопада в левой протоке – с левого коренного берега. Мы ограничились осмотром только правого водопада, куда уходит большая часть воды (см. фото 19). Этого было достаточно, чтобы получить общее впечатление.

Конфигурация водопада в правой протоке довольно сложна. Там, где падает основная струя, перепад выбирается не одним сливом, а тремя ступенями общей высотой 5 м. В двух-трех местах прямо по центру основной струи торчат едва залитые водой острые гранитные зубья. Да и вообще струя в водопаде буквально мечется среди камней. После сливов на протяжении 30-40 м следует очень быстрая и мощная струя с высокими валами. В этом месте вода наваливается на бревенчатую стену бывшей электростанции, остатки которой расположены на правом берегу. Детально описывать препятствие нет смысла, так как проходить его на байдарках нельзя.

 



По Белому морю

День 10

С утра шел дождь, и мы не спешили сворачивать лагерь. В Белое море нужно было выйти за полтора часа до начала прилива, то есть не позже 1500. Сначала мы сходили в пос. Колвица, чтобы разведать дорогу для обноса. Спуск к воде находится за вторым домом по левой стороне. Тропа полого уходит к практически пересохшему русло протоки, но другого пути не было.

Перенеся снаряжение и загрузив байдарки, мы провели их до слияния проток, откуда можно было плыть. Пройдя мелкие перекаты, причалили сразу за мостом. Заранее были приготовлены пластиковые бутылки для запаса пресной воды. Набрали 9 бутылок (~ 50 л), чего должно было хватить на двое суток.

Вначале Колвицкая губа – мелкий залив с песчаном дном. Затем глубины начинают расти (см. схему 7) и достигают 60 м. Колвицкая губа это единственный в нашей стране фиорд, который возник благодаря тектоническому разлому. Зрелище исключительное.

 

Схема 7 – Колвицкая губа – Белое море М1:100 000

 

Время было. Попробовали ловить рыбу, предварительно выгрузив матросов на ПБ. Они не спеша пошли к выходу, по пути собирая ягоды. Им попалось пару неплохих стоянок, где останавливались туристы. Из рыбалки нечего не получилось: ветер сносил байдарки настолько сильно, что 30-граммовые грузы не доставали дна. Нужно было двигаться дальше, так как отлив заканчивался.

Поскольку ветер был попутный, снова из тента соорудили парус бóльшего размера – 2х3 м (фото 20). К верху мачт прикрепили оттяжки, которые передали капитанам средних лодок и нагрузка на матросов, удерживающих парус, сразу снизилась. Байдарки понеслись, поднимая буруны (не менее 10 км/ч). Ветер был местным, и когда через час мы свернули за западный мыс и он стих. Парус разобрали и дальше пошли на веслах.

Фото 20 – Под парусом по Белому морю           Фото 21– Кандалакшский залив

 

Далее начинался Кандалакшский заповедник (фото 21), о чем информировали желтые транспаранты на берегу и островах, где выход на берег был запрещен.

Руководитель и большинство участники уже имели опыт морских переходов (в 2011 г. – р. Воньга [2] и 2012 г. – р. Кереть [3]). Ниже представлена полезная информация по этому вопросу.

 

На островах и берегу Белого моря пресной воды нет. Воду следует брать из расчета не менее 3 л на человека в сутки плюс неприкосновенный запас. Для перевозки пригодны пластиковые бутылки объемом по 5 л. Такие бутылки следует брать специально, а не использовать емкости непотопляемости. Воду также можно перевозить в мешках-герметиках, которые освобождаются к концу похода. Воду мы набрали в Колвице перед выходом в море.

Ритм Белого моря регулируется приливными явлениями. В сутки бывает по два прилива и отлива: один – большой, другой – малый. Через сутки эти явления повторяются с запаздыванием примерно на 45 мин. Колебания уровня воды в зависимости от взаимного расположения Солнца и Луны и составляет 1,3 – 2,3 м. Оставлять байдарки и снаряжение на берегу следует выше приливной линии (на траве), чтобы их не унесло море. Расписание приливов и отливов (высокой и малой вод) можно скачать в Интернете. Чем дальше ваше место будет от известной точки, тем больше окажется расхождение. При приливе (начало роста воды от минимального уровня) вода поднимается. В результате в прибрежной зоне и заливах возникает течения к берегу, скорость которого может достигать 3 – 5 км/ч. При отливе (падению уровня от максимума) течение направлено от берега. Не учитывать это явление, значит напрасно тратить силы и время.

Ориентирование в Кандалакшском заливе достаточно простое, так как хорошо видны острова, противоположный карельский берег и вершины Кольского полуострова (см. фото 21) Тем не менее, 2 – 3 участника должны вести штурманскую проводку, периодически сверяя свое местоположение.

При движении на море нужно держаться компактной группой. Большую экономию сил дает движение в кильватерной колоне с разрывом между судами не больше полуметра. К сожалению, современные байдарки плохо держат курс и неопытный экипаж скорее всего не получит выигрыша.

Обязательно нужно следить за метеообстановкой, высотой волн и направлением ветра. Линию движения нужно выбирать таким образом, чтобы при необходимости можно было высадиться на какой-нибудь остров или берег.  

В отлив на песчаных пляжах обнажается дно. На нем местами видны горки песка диаметром 5 – 10 см из коротких песчаных цилиндриков-макаронин. Это выход норок морского червя пескожила. Где-то рядом находится воронка-понижение – это ее вход. Червь живет в U-образной норке. Выкопать его можно лопатой, но действовать надо быстро, иначе он успеет зарыться в грунт. Пескожил имеет тело навозного червя с двумя рядами ножек и длинным тонким хвостиком (см. фото 22).

Чем больше горка песка, тем больше размеры обитателя. Для рыбалки лучше выкапывать крупные особи длиной не менее 10 см. Черви долго не хранятся. Наши прожили больше суток в стеклянной банке, правда, воду мы часто меняли.

Фото 22 – Морской червь пескожил                           Фото 23 – Европейский керчак

Пескожил – лучшая наживка для морской рыбы (трески, зубатки, камбалы). Местные ловят эту рыбу на небольшую белую тяжелую блесну с одиночным крючком (как на судака), наживляя на крючок кусочек морского червя. Мы же успешно ловили на джигголовку весом 24 – 30 г с длинным цевьем. На крючок нанизывался белый твистер или виброхвост таким образом, чтобы большая часть цевья оставалась открытой – на эту часть потом наживляли пескожила.

Ловить рыбу следует отвесным блеснением с глубины не менее 8 – 10 м вблизи выхода скал на берегу – там глубже. Снасть опускают до дна, а затем поднимают примерно на полметра, ритмично и размашисто подергивая кончиком спиннинга. Поклевка воспринимается как сильный удар в руку. После этого остается только выудить рыбу. Иногда попадается зубатка – изворотливая рыба с острыми зубами и мощной челюстью – следует быть осторожным, чтобы не остаться без пальцев.

В печени трески часто попадаются большие как лапша белые черви. Они не опасны для человека и такая рыба пригодна в пищу после тепловой обработки. Поэтому, чтобы не пугать покупателей, треску всегда продают в потрошенном виде.

Следует иметь ввиду, что рыба ловится по расписанию: за час-полтора до и после большой (максимальной) воды. При отливе на улов можно не рассчитывать.

В нынешнем походе нам попадался «европейский керчак» (морской скорпион) – уродливая рыба с несоразмерно большой головой (фото 23). Рыба считается съедобной, но есть там попросту нечего. В основном в улове была мелкая треска.

 

Не доходя до пос. Лувеньга, мы причалили к коренному берегу, наскоро сделали перекус и продолжили движение.

Через 3 часа мы обогнули о. Большой Березовый, над которым возвышается указатель створа морского форватера, который ведет в Кандалакшу.

На втором по счету мысе находится отличная стоянка, где мы остановились на ночлег и дневку. Кандалакша находилась в 6 км за следующим мысом.

 

 

 

Схема 8 – Белое море. М1:50 000

 

День 11, дневка

Утром по большой воде была рыбалка: поймали несколько мелких тресочек общим весом около 3,5 кг. Высушили личные вещи. Позагорали (фото 24). После обеда часть участников сходила по береговой линии в Кандалакшу. Нашли место для антистапеля, прикупили продуктов, договорились о доставке группы на ж/д вокзал.

 

Фото 24 – Последняя стоянка

День 12

Подъем был ранний, чтобы успеть на приливную волну. Через час (в 940) причалили к пологому берегу в месте, где возвышается большой стилизованный бревенчатый дом. Разобрали и просушили байдарки, по мобильнику вызвали микроавтобус, который доставил нас на ж/д вокзал. Перед отъездом успели закупить продукты в дорогу.

Наше путешествие закончилось, все остались довольны.

 

Схема 9 – Белое море - Кандалакша. М1:50 000

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: