Модель организации внеурочной деятельности

2.1.Модель организации внеурочной деятельности школы - оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения.

2.2.Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, кото­рый в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательной организации;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития по­ложительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности об­щешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.

2.3.Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансо­вых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении. В структуру модели входит:

- организация внеурочной деятельности обучающихся в области работы ученических сообществ (небольших коллективов состоящих из подростков), клубов по интересам, общественных объединений;

- организация дополнительных (внеурочных) занятий по общеобразовательным предметам (факультативы, кружки, школьные олимпиады);

- внеурочная деятельность в основной школе по ФГОС предусматривает обеспечение дополнительной учебной деятельности для педагогов (планирование собраний, подготовка учебной и административной документации, общение с родителями);

- работа по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся (создание индивидуальных образовательных программ, психолого-педагогической поддержки обучающихся);

- работа, связанная с безопасностью учеников в ОО (охрана здоровья и жизни, коммуникативность в классе, борьба с неуспеваемостью, социальная защита).

2.4.По уровню взаимодействия ОО и окружающего социума модель внеурочной деятельности, реализуемая в МАОУ СШ № 4 им.М.С.Сахненко г.Курганинска, является социокультурной, т.к. предполагает сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, системы профилактики, общественными объединениями и др..

3.Формы, содержание  и направления организации внеурочной деятельности

3.1. Для преемственности во внеурочной деятельности и на уровне обучения 5-9 классов используются направления в соответствии с ФГОС основного обще­го образования:

Направления осуществления внеурочной активности Цель работы по направлению Методы реализации
Общеинтеллектуальное Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока. Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации. Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения). Формирование первичной профессиональной ориентации («Билет в будущее»).
Спортивно-оздоровительное Гармоничное психофизическое развитие детей. Привитие школьникам здоровых привычек. Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья. Информирование о вредных и полезных привычках. Формирование культуры здоровья. Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы.
Социальное Осознание важности социальных норм и установок. Формирование социальных навыков. Знакомство с законами развития общества. Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности. Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля. Данное направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера.
Общекультурное Привитие эстетических ценностей. Экологическое воспитание. Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. Стимулирование художественно-образного способа познания мира. Организация творческого самосовершенствования учащихся. Реализация различных форм взаимодействия с природой.
Духовно-нравственное Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание. Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края на основе историко-культурных традиций кубанского казачества. Организация работы по туристско-исследовательскому направлению. Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию.

3.2. Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды внеурочной деятельности:

Виды деятельности Особенности реализации
Игровая Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.
Познавательная Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.
Проблемно-ценностное общение Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням: - первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий; - второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству; - к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).
Досугово-развлекательная Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать: - свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом); - досуговые интересы учащихся; - активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.
Художественное творчество Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.
Социальное творчество Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям: - способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям; - готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.
Трудовая Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.
Спортивно-оздоровительная Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.
Туристско-краеведческая Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

3.3.Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от классно-урочной системы обучения:

Групповая Общешкольная
Кружковая работа, секции, студии Ученические сообщества Клубы по интересам Поисковые операции Олимпиады, соревнования Интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции Трудовой десант, производственные бригады Социальные пробы Исследовательские проекты Учебные проекты Групповые консультации Кружки художественного творчества Экскурсии Походы, военно-спортивные игры, экспедиции Социальные и гражданские акции Социально значимые проекты Шефское движение Детские общественные организации Подготовка и проведение научных ярмарок, выставок Школьные научные общества Концерты, спектакли Посещение театров, музеев

3.4.Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.

4.Время, отведенное на внеурочную деятельность.

4.1.Содержание плана внеурочной деятельности, реализуется в рамках количества часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за 5 лет на этапе обучения на уровне основного общего образования, а именно - не более  1750 часов.

4.2.Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через вне­урочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана.

4.3.Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образова­тельной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды кани­кул.

4.5.Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в рамках тема­тических образовательных программ (общественно-полезная деятельность на базе ОО, в тури­стических походах, экспедициях, поездках, экскурсиях и т.д.).

4.6.Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).

4.7.На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.

4.8.В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.

5. Организация жизни ученических сообществ

5.1. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;

- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

5.2.Организация жизни ученических сообществ происходит:

- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

5.3. Организация жизни ученических сообществ осуществляется в рамках реализации 4-х коллективных творческих дел (комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации совместной деятельности обучающихся).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: