VI. Способы оформления заключения

1. Кольцевая композиция, поэтому можно с помощью концовки «закруглить» текст, например, дать ответ на вопрос, поставленный во вступительной части работы. При этом вопрос можно повторить:

«Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс принести пользу обществу».

  1. Призыв, обращение к читателю.

«Так давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!»

  1. Цитата из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица:

«Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К чему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии.   
«Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером».

  1. Открытый финал.

Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя хамство, лицемерие. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?


VII. Возможные проблемы и примеры к ним

Проблемы семьи, воспитания

Проблема отцов и детей

Проблема отношения к пожилым людям

Проблема взаимопонимания взрослых и детей

Проблема воспитания подрастающего поколения

Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми

Проблема воспитания сострадания

 

11

  огромная», которая в начале войны воодушевила на защиту Родины всю страну.
6.Заключение В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

V. Способы оформления вступления

Введение в тему может осуществиться с помощью:

1. Риторического вопроса и восклицания и других стилистических приемов.

«Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью…»
«Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома!» (риторическое восклицание)
«Наследственность или воспитание? Природное или социальное?» (риторические вопросы)

2. Вопросно-ответное единство.
Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры.

3. Цепочка вопросительных предложений.

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

4. Назывное предложение.

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию.

5. Применение афоризма или цитаты.

«О времена! О нравы!» - воскликнул Цицерон. Кажется, что эти слова произнесены сегодня.

 «Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…»

«Не позволяй душе лениться!/ Чтоб в ступе воду не толочь,/ Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь!»

 

10

5. Собственное отношение к позиции автора с обязательным его обоснованием
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? Позицию автора можно обосновать такими словами…
6. Заключение
В заключени е хотелось бы отметить... Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что... На мой взгляд, статья (очерк, рассказ) предназначена... Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться… Подводя итог сказанному, …. Обобщая сказанное, …

 




IV. Образец написания сочинения

    Исходный текст

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к  родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?»  (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю.

 (21)В эти минуты не звучала музыка о неистребимой любви к родине. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне этот мир

 

7

ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту

далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала

жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

 

Сочинение по тексту

1.Вступление «Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.
2.Формулировка проблемы и комментарий Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор ставит проблему роли музыки в жизни человека. Это то, о чём не так часто говорят в обществе в последнее время, хотя музыки, плохой и хорошей, вокруг нас очень много.


8

  Наверное, потому что наши современники воспринимают её не так, как наши предки.
Переход В своем рассказе выдающийся писатель повествует о себе и своём детстве и военном прошлом и делится с читателем тем, какое неизгладимое впечатление произвела на него музыка.
3.Примеры из текста с комментарием Рассказ В.П. Астафьева автобиографичный. Однажды в детстве он услышал исполнение полонеза Огинского на скрипке. Он воспринял эту игру так: «Мир был добр и одинок так же, как и я». Этими словами автор говорит, что музыка способна спасать душу человека в тяжелые минуты жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых ребёнком. И через несколько лет, в конце войны, он услышал ту же самую музыку в органном исполнении: «Музыка так же, как и в ту далёкую ночь», хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью». Полонез Огинского оказывает чудесное  влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…» И опять же музыка выполняет великую миссию: облагораживает душу человека.
4.Авторская позиция  Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. Отношение автора к великой музыке трепетное.
5. Собственное отношение к позиции автора Невозможно не согласиться с В. Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. А иногда музыка заставляет людей плакать, спасает от совершения непоправимых поступков. Вспомним хотя бы песню композитора Александрова «Вставай, страна

 

9

 

 

Подготовка к сочинению
(задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

____________________________

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: