План к практическому занятию 5-6
1. Определение метода и методологии.
2. Философские и общенаучные методы.
3. Методы эмпирического исследования.
4. Методы теоретического познания.
5. Значение предвидения для научно-исследовательской деятельности.
1. Определение метода и методологии.
Метод (греч. Methodos - <путь к чему - либо>) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.
Существуют 2 типа методов и приемов исследования:
1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.).
2). Научные методы исследования:
Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически - преобразующей деятельности.
|
|
Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии.
Современная методология выполняет 2 типа функций:
а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, культуры, человека.
б). методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и методологические ориентиры и основоположения.
Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не только ученые а все люди.
Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе мыслят логически но не
все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился раньше научного.
Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.
Логический метод послужил основой для научного но последний качественно отличается от него
Философские и общенаучные методы научного исследования 3. Методы эмпирического исследования 4. Методы теоретического познания.
|
|
Среди всеобщих (философских) методов исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический.
При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов (рис. 1.).
Рис. 1 — Соблюдение принципов диалектик в научных исследованиях
Все общенаучные методы исследования в научных исследованиях целесообразно распределить на три группы (рис. 2).
Рис. 2 — Классификация общенаучных методов научного исследования
Общими логическими методами исследования являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Развернутая характеристика общелогических методов исследования приведена в табл.1.
Таблица 1 — Характеристика общих логических методов исследования
№ п/п | Название метода | Содержание метода |
1 | Анализ | Расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. |
2 | Синтез | Соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. |
3 | Индукция | Движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на-ступившими последствиями |
4 | Дедукция | Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей |
5 | Аналогия | Способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. |
К методам исследования теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Характеристика сущностного содержания данных методов приведена в табл.2.
Таблица 2 — Характеристика методов теоретического уровня
№ п/п | Название метода | Содержание метода |
1 | Аксиоматический метод | Способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания |
2 | Гипотетический метод | Способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. |
3 | Формализация | Отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами).Формализация является основой для алгоритмизации и программирования |
4 | Абстрагирование | Мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. |
5 | Обобщение | Установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного. |
6 | Исторический метод | Заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности |
7 | Системный метод | Заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов |
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Характеристика сущности данных методов приведена в табл.3.
|
|
Таблица 3 — Характеристика методов эмпирического уровня
№ п/п | Название метода | Содержание метода |
1 | Наблюдение | Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Применяется, например, для сбора социологической информации в области права. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным |
2 | Описание | Фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами |
3 | Счет | Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойстваНапример, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве. |
4 | Измерение | Определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. |
5 | Сравнение | Сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов |
6 | Эксперимент | Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований — физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). |
7 | Моделирование | Получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей — аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект. |
|
|