КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
| ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | Построение устойчивой бизнес-модели социального предприятия (Шаблон А0039) |
| ЦЕЛЕВАЯ (ЫЕ) ГРУППА (Ы) | □ Действующие предприниматели □ Школьники; □ Лиц в возрасте до 30 лет, в том числе студенты; □ Женщины □ Военнослужащие, уволенные в запас □ Лица старше 45 лет □ Безработные граждане; □ Граждане, имеющие инвалидность по состоянию здоровья □ Выпускники и воспитанники детских домов |
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | |
| Практические результаты | · Доля зарегистрированных субъектов МСП – 20% от общего числа выпускников · Доля предпринимателей, показавших качественный или количественный рост по результатам обучения – 20% и более |
| Предпринимательские компетенции, которые формируются в процессе освоения данной программы | · Понимание критериев социального предпринимательства в РФ · Понимание законодательных аспектов социального предпринимательства · Генерация и анализ бизнес-идей · Создание социального предприятия на основе критериев · Построение бизнес-модели социального предприятия · Расчет финансовой модели СП · Навыки финансового планирования, расчета инвестиционной привлекательности проекта · Навыки создания презентации перед экспертами · Навыки презентации перед экспертами |
| ОБЪЕМ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ | 40 академических часов Возможно совмещение очного и дистанционного проведения программы |
ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЮ, ПОСТУПАЮЩЕМУ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
| Участниками тренинга могут действующие и потенциальные предприниматели, самозанятые, представители незащищенных слоев населения: безработные, военнослужащие, уволенные в запас, лица старше 45 лет, безработные граждане, граждане, имеющие инвалидность по состоянию здоровья, выпускники и воспитанники детских домов - желают открыть свое дело и реализоваться в социальном предпринимательстве - желают стать социальными предпринимателями и решать социальные проблемы - желают сделать свой текущий бизнес социальным - желают сделать свой действующий социальный бизнес устойчивым и конкурентоспособным - для получения удостоверения о повышении квалификации государственного образца необходимо высшее или средне-специальное образование Метод оценки: - заявка на участие в обучающей программе - краткое описание потенциальной социальной бизнес-идеи или действующего проекта - описание своих целей для обучения (должны соответствовать целям образовательной программы и развиваемым компетенциям) - заинтересованность в открытии или развитии социального предприятия - при организации желательно ограничить количество участников тренинга – 30 человек максимум. Большее число участников ограничит индивидуальное участие в дискуссиях, возможность индивидуальной обратной связи и снизит эффективность обучения |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
| №.п.п | Наименование темы | Краткое содержание темы |
| 1 | Введение | · Знакомство, сбор ожиданий, разработка правил ведения тренинга |
| 2 | Что такое социальное предпринимательство? | · Определение социального предпринимательства · Отличие от благотворительности, некоммерческой деятельности, классического предпринимательства и других форм ведения деятельности. |
| 3 | Четыре критерия отнесения бизнеса к сфере социального предпринимательства | · Трудоустройство · Доступ к рынкам · Целевая аудитория · Вид деятельности · Примеры СП на основе данных критериев |
| 4 | Социальное воздействие | · Определение и оценка социального воздействия |
| 4 | Формирование бизнес-идеи | · Генерация идей СП на основе каждого из 4 критериев · Источники бизнес-идей · Изучение рыночных возможностей · Изучение успешных практик разных регионов и стран |
| 5 | Критерии выбора бизнес идеи для СП | · SWOT анализ · Анализ: социального потенциала, рыночного потенциала, потенциала устойчивости и потенциала конкурентных преимуществ |
| 4 | Бизнес-модель СП | · Типы бизнес-моделей социального предприятия · Модификация бизнес-модели по А. Остервальдер для социального предприятия · Построение бизнес-модели на основе выбранной бизнес-идеи |
| 5 | Анализ целевой аудитории | · Особенности целевой аудитории в социальном предпринимательстве. · Определение благополучателей и плательщиков · Изучение потребностей благополучателей и плательщиков · Составление портретов благополучателей и плательщиков социальных услуг / товаров |
| 6 | Конкурентные преимущества и формирование ценностного предложения | · Изучение конкурентов · Изучение альтернатив товару / услуги · Формирование конкурентных преимуществ · Составление ценностного предложения для благополучателей и плательщиков на основе анализа |
| 7 | Основы маркетинга | · 4 P маркетинга · Воронка продаж, конверсия, лидогенерация · Разработка маркетингового плана по привлечению, информированию, удержанию клиентов |
| 8 | Организация бизнес-процессов и ресурсы | · Бизнес-процессы · Различие между процессной и проектной работой · Ресурсы, необходимые для работы: финансовые, человеческие, информационные, материальные. Внешние и внутренние ресурсы. Использование аутсорсинга. |
| 8 | Основы финансового планирования | · Механизмы получения доходов · Источники финансирования СП · Постоянные и переменные затраты · Расчет себестоимости · Ценообразование · Необходимый стартовый капитал · Расчет точки безубыточности, окупаемости и рентабельности проекта · Расчет плана доходов и расходов, движения денежных средств |
| 9 | Работа с персоналом | · Организационная структура · Как набрать команду · Материальная и нематериальная мотивация сотрудников · Управленческий цикл · Особенности управления персоналом в социальном предприятии |
| 10 | Правовые аспекты предпринимательства. Правовые и налоговые режимы ведения предпринимательской деятельности. | · Формы ведения предпринимательской деятельности: сравнение, плюсы / минусы, выбор · Выбор налогового режима · Онлайн-кассы и особенности применения · Требования по лицензированию, сертификации, иным юридическим аспектам ведения бизнеса · Формы бухгалтерской отчетности для различных налоговых режимов |
| 11 | Структура презентации для итоговой защиты. | · Структура презентации · Особенности выступления перед экспертной комиссией · Как справиться с волнением и донести свою идею за 5 минут |
| 12 | Экспертная сессия | · Встреча с действующими социальными предпринимателями, экспертами в различных областях предпринимательской деятельности |
| 13 | Меры государственной и частной поддержки субъектов МСП и социальных предпринимателей | · Возможности получение финансирования из различных источников: плюсы / минусы, критерии выбора · Информация о мерах поддержки МСП и СП (финансовая, образовательная, имущественная, консультационная) · Информация о мерах поддержки социального предпринимательства (критерии, гранты, субсидии, образовательные программы) · Информация о частных мерах поддержки деятельности СП (акселераторы, обучающие программы, конкурсы) |
| 14 | Презентация проектов | · Презентация проектов: 5 минут на презентацию, 5 минут на ответы на вопросы |
| 15 | Подведение итогов | · Выбор лучших проектов по разработанным критериям · Подведение итогов тренинга, сбор обратной связи с участников |






