По дополнительной общеразвивающей программе

Диагностические материалы по дополнительной

Общеразвивающей программе «Вышивка»

художественной направленности.

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Разработала Пожнина Лариса Васильевна,

педагог дополнительного образования.

 

 

г.Волхов

2020г.

Пояснительная записка

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать учащихся и активизировать их работу.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики -управление личностным ростом ребенка.

 

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики учащихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценка дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- наблюдение;
- анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце 1 и 2 полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания, личностного развития ребенка.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.




Основные методы педагогической диагностики

Методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты, кроссворды и т.д.;

к косвенным методам относится наблюдение,

Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тесты.

Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования

- выбор теста;

- его проведение;

- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка (фиксируется прежде всего реакция учащегося на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

 

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся. Поэтому её результаты целесообразно оценивать по двум группам показателей:

- личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении).

- предметные достижения (фиксирующие предметные  знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы).

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся.
     5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование работы в объединении.
     6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.


Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированными в таблице «Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся объединения Вышивка» (Приложение). Это позволяет сделать вывод о степени результативности общеразвивающей программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

 




Оценочные материалы

По дополнительной общеразвивающей программе

«Вышивка»

Год обучения

Название тем

Формы вводного, текущего контроля и промежуточная аттестация

1 Вводное занятие. Анкетирование. Беседа.  
2 Виды ручной вышивки. Опрос  
3 Простейшие швы.   Опрос  
4 Украшающие швы на основе простых швов и на основе шва «козлик» Опрос Тестирование  
5 Техника вышивки - петля с прикрепом Анализ готовых работ Карта-задание  
6 Символы славянской вышивки Кроссворд. Промежуточная аттестация. Тестирование.  
7 Техника вышивки - тамбурный шов. Анализ готовых работ  
8 Техника вышивки - Владимирский верхошов. Анализ готовых работ  
9 Итоговое занятие    Промежуточная аттестация. Тестирование    

Оценочные материалы 1 год обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: