3.1. Методы диагностики электродвигателей, применяемые на предприятии.
Электродвигатели переменного тока с приводимым оборудованием (насос, вентилятор) и электрогенераторы переменного тока с приводным оборудованием (турбина) сегодня проверяются тепловизорами (посмотреть, где греются подшипники), шумомерами, различными визуальными осмотрами (в частности для оценки цвета подтёков), оценкой цвета масла спектрографами, газоанализаторами и так далее. То есть регулярные обходы.
Возможная, но не единственная альтернатива — виброзамеры: машина обвешивается датчиками со всех сторон, а затем запускается. По паразитным вибрациям можно понять, где и что не так. Это нормальный метод диагностики и мониторинга, позволяющий не только понять статус машины, но и предотвратить аварию. Когда вибрации становятся нетипичными или слишком сильными, двигатель просто останавливается до того, как пойдёт вразнос.
Методы комплексно-тестовой оценки технического состояния. Они
характеризуются следующими основными особенностями:
|
|
1) тестовые испытания и диагностика;
2) использование большого количества датчиков и измерителей параметров двигателя;
3) анализ статических и динамических характеристик двигателя, определение конкретных дефектов, прогнозирование технического состояния;
4) использование ЭВМ для расчета характеристик и представления их в удобной форме.
Эти методы применяются для испытаний двигателей массового производства на электромашиностроительных предприятиях, а также в исследовательских целях. При этом из-за высокой стоимости методы комплексно-тестовой оценки экономически неэффективны.
Функциональные методы контроля (или методы контроля в рабочем
режиме). Эти методы применяются для выявления развивающихся дефектов в процессе функционирования двигателей, что является их значительным преимуществом. Однако существующие функциональные методы, главным образом вибрационные и акустические, не нашли широкого практического применения из-за некоторых своих недостатков, к которым относятся:
1) зависимость от изменения параметров момента нагрузки и трудность учета их влияния;
2) влияние вибрации фундамента и рабочей машины, перекрытие спектра шума помехами в производственных помещениях. Методы контроля отдельных узлов двигателя. Они требуют, как правило, разборки аппарата, а также больших трудо- и временных затрат. Методы достаточно хорошо разработаны, но сами по себе не могут служить основанием для ремонта двигателя по фактическому состоянию.
Анализ существующих способов контроля технического состояния электродвигателей показал, что в настоящее время не существует общепринятых методов, специально предназначенных непосредс
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп |
Дата |
Лист |
37 |
ПП 02. ЭМ21.07.00.00.00 ТО |
|
|
-осуществляться с использованием динамических свойств электродвигателя;
- вестись по обобщенному диагностическому параметру;
- давать только общую оценку технического состояния;
- общее количество средств контроля должно быть минимальным.
Опыт эксплуатации электрооборудования показывает, что система диагностики, опирающаяся на традиционный контроль в отключенном состоянии, недостаточна эффективна. Контроль в рабочем режиме решает две задачи - получение точных и надежных результатов испытаний и идентификацию серьезности дефекта.
Вопросы диагностики тесно связаны с критериями работоспособности электрических машин, анализ которых позволяет поставить диагноз о техническом состоянии электрической машины. Сказанное не означает, что все критерии работоспособности являются диагностическими параметрами. Необходимо выявить наиболее информативные (в смысле выявления и обнаружения дефектов и их расположения) из критериев работоспособности и из электромагнитных параметров электрических машин (напряжение, ток, момент и др.).
Для диагностики состояния электрической изоляции АД непосредственно на производстве, в условиях реальной эксплуатации, применяются методы, основанные на воздействии электрического тока. К основным электрическим методам диагностики состояния изоляции относятся методы, основанные на оценке следующих показателей: проводимости изоляции, абсорбции, поляризация изоляции и саморазряда, диэлектрические потери, резонансных свойств контура, электрической емкости.
3.2. Методы диагностики трансфо
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп |
Дата |
Лист |
38 |
ПП 02. ЭМ21.07.00.00.00 ТО |
Диагностика состояния трансформатора носит комплексный характер, она осуществляется на стадии изготовления трансформатора, перед вводом его в работу и в процессе эксплуатации. После окончания монтажа перед вводом в работу проводятся испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ. В частности, производятся: определение условий включения трансформатора, измерение характеристик изоляции и сопротивления обмоток постоянному току, проверка работы переключающего устройства т снятие круговой диаграммы, испытание бака с радиаторами гидравлическим давлением, проверка состояния силикагеля, фазировка трансформатора, испытание трансформаторного масла, испытание включением толчком на номинальное напряжение.
Все работы по диагностике трансформаторов в процессе его эксплуатации делятся на четыре группы:
• не требующие прикосновения к работающему трансформатору;
• не требующие отключения, но связанные с необходимостью прикосновения к трансформатору или его вспомогательным устройствам;
• выполняемые на отключенном трансформаторе;
• выполняемые на трансформаторе, выведенном в ремонт.
К первой группе работ относятся периодические внешние осмотры с контролем за показаниями сигнальных устройств и средств контроля и измерения. При периодических осмотрах проверяется следующее:
• состояние внешней изоляции, т.е. изоляторов вводов: нет ли на них трещин или сколов фарфора, какова степень загрязнения поверхности, не наблюдается ли коронирование;
• исправность измерительных приборов, термометров, маслоуказателей, мембраны выхлопной трубы, газового реле. Окошко последнего должно быть заполнено маслом;
|
|
• наличие или отсутствие подтекания масла;
• состояния доступных для наблюдения контактных соединений. Их повышенный нагрев может быть выявлен с использованием термоиндикаторов или по внешнему виду контакта и шины: появление цветов побежалости, потемнение, выгорание краски, «струящийся» воздух над контактом. Очень сильный нагрев может вызвать свечение контакта, особенно в темное время суток.
Эффективный контроль нагрева осуществляется с помощью тепловизора (микропроцессорный прибор с дисплеем, осуществляющий измерение температуры на расстоянии, без непосредственного контакта с контролируемым объектом).
Одновременно осматриваются все
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп |
Дата |
Лист |
39 |
ПП 02. ЭМ21.07.00.00.00 ТО |
Температура верхних слоев масла контралируется термометром. Если эта температура превышает допустимую, в первую очередь следует обратить внимание на исправность системыохлаждения. Если неисправностей в ней не обнаружено, то повышение температуры, скорее всего, обусловлено возникновением внутренних повреждений в трансформаторе: витковым замыканием в обмотке, ухудшением состояния контактных соединений, ухудшением циркуляции масла в следствие уменьшения сечения масляных каналов из-за разбухания изоляции или наличия постороннего предмета.
Снижение уровня масла ниже допустимого может быть обусловлено наличием протечек в баке или радиаторах, ухудшением системы дыхания масла через расширитель или недостаточным количеством залитого масла. Работа трансформатора со сниженным уровнем масла не допускается, это может привести к ускоренному старению масла, срабатыванию газового реле и отключению трансформатора, ухудшению работы системы охлаждения. Если уровень снизится настолько, что изоляция обмоток окажется частично в воздухе, может произойти перекрытие по воздуху с замыканием между обмотками, что является серьезной аварией.
|
|