Это своего рода ответ на гибель Содома и Гоморры, погрязших в грехе

Мифологическая живопись

Жанры живописи

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:


Герои и их борьба с врагами, подвиги;

Пантеон богов Египта, Греции, Рима, Англии и других европейских стран;

Герои сказок и былин славянских народов;

 Легендарные персонажи истории, чье фактическое существование не доказано.

История Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.
История

 Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталям
Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

 В 18 – 19 века

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы. Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего Рима. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.

 

В 20 веке

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев. Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.





Особенности жанра

 Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:

Динамичность сюжета;

 Реалистичность передачи образов;

Яркость, внимание к деталям;

Насыщенность сюжета, многообразие образов;

Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках.

 Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов: Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога

. Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью.

Мифологические и былинные образы не являются идеалом.

 Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

Известные художники

А.-Т. Лоуренс

 Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима. Помимо живописи, Лоуренс имел знания в археологии. Благодаря знаниям в истории и археологии, художник точно передавал одежду греков и римлян, мифы, вооружение. Картины: «Лопатки и губки», «В атриуме сауны».

 П. Батони

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».


Є. Берн-Джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

В.А. Бугеро

 Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».

В. Васнецов

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

 Ге Н.

 Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».


Г. Моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».


Н. Пуссен

 Один из ярчайших живописцев Франции 17 века, представитель барокко в живописи. Картины: «Похищение сабинянок», «Триумф Нептуна».

 

Представители мифологической живописи стремились передать особенности легенд и былин разных стран при помощи индивидуального стиля. Тематика мифов популярна до современности


В русской живописи первой трети XIX века такой гений не замедлил появиться. Это был «блистательный Карл» – Карл Брюллов, чья написанная в Италии картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие по Европе в Россию и принесла автору небывалую славу. Не зря про нее было сказано современником:

«И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первым днем».

(Е.А. Баратынский)

ут и сам автор, спасающий самое дорогое – орудия своего труда и зачарованно созерцающий грандиозную катастрофу. Здесь есть и христианский священник, воспринимающий событие как кару Божью, и языческий жрец. Яркая вспышка молнии и багровый отсвет разливающейся лавы, скрещиваясь, на миг освещают мир, которому суждено навеки кануть в небытие.

Самое интересное, что все люди необыкновенно достойно принимают эти события. Умирают достойно. Они являют собой разные степени добродетели. А природа – это Господь Бог, и для человека XIX века в этом не было сомнений. Господь Бог является на картине как абсолютно бездушное, жестокое существо. Это – страшный суд. Жители Помпеи у Брюлова – это богоизбранный народ, который гибнет непобежденным. А природа, рок и судьба совершенно несправедливы.

Вот как мыслили люди XIX века. Вот какой богоборческий импульс получило то общество, возможно, даже само это не замечая. Человек в центре – он достоин всего, в первую очередь справедливости, а суд, на который ему предстоит идти, совершенно несправедлив. Мне кажется, что для нас, христиан, это катастрофическое видение мира.

Русская публика увидела в картине воплощение своего национального гения и своей национальной драмы. Это было прощание с миром классики, но, расставаясь с миром классических образов, культура словно бы нуждалась в «оправдании античности», причем в оправдании религиозном. Возвращение к Библии, только теперь не к Ветхому, а к Новому Завету было неизбежным.

Классика вовлекается в мировое течение к Суду. И что особенно важно и характерно для этого времениСуд этот не признаётся справедливым. Человек нравственно выше слепой стихии, он гибнет, но гибнет непобежденным.


Это своего рода ответ на гибель Содома и Гоморры, погрязших в грехе.

По мысли Брюллова и его современников, человек достойно противостоит Богу, Который уже не воспринимается как Личность, а лишь как слепая и бездушная сила. Лучше всего это выразил Гоголь, сказав, что действующие лица картины «прекрасны в своем ужасном положении».

Все это льстило зрителю и пленяло его, разделявшего взгляды классицистов, что пластическое совершенство есть отражение совершенства нравственного.

Мы, люди XXI века, пережившие кошмар коммунистической тирании, полное свое бесправие перед лицом персонифицированного зла, жестокие войны, ужасы концлагерей, атомные взрывы, СПИД, познавшие смерть унизительную, смерть как избавление от еще более унизительной жизни, – мы можем лишь с изумлением взирать на коллизии Брюлловской картины.

Что это? Попытка самовнушения перед лицом грядущих катастроф или утверждение, что прав Пушкин и «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»? Ясно одно: человек больше не желает видеть свою истинную, поврежденную грехом природу. Призывы к покаянию больше не достигают его души. Он самодостаточен.

Романтическое мировидение пронизывает не только искусство. Так, в декабрьском восстании 1825 года можно увидеть своего рода русскую Помпею, несбыточные мечты прекрасных героев, чья неизбежная и достойная гибель – вполне жизненная иллюстрация художественной концепции романтизма. Их самопожертвование, чувство чести и долга, их нежелание лгать перед судом, наконец, их героические жены (как бы ни пытались развенчать их некоторые современные историки) вызывают и глубокое уважение, и прямое восхищение у нас, потомков.

Александр Иванов тоже отдал дань романтизму, что выразилось у него в стремлении к теме «вселенского масштаба». «Нужно выбирать сюжеты из жизни народа, выше которых не существовало в истории», – так он думал и писал. И художник, наделенный высшей честностью, которая дается истинной верой, такой сюжет нашел.

Тут необходимо заметить, что А. Иванов был новатором не столько в нахождении сюжета, сколько в отношении к главному Герою картины – Иисусу Христу. Тематика и круг сюжетов, характерные для академической живописи XVIII – начала XIX века определялись образами историческими и мифологическими. В их число входили и библейские сюжеты. Образ Христа чаще всего воспринимался в ряду других, так называемых «исторических» персонажей. Грамотному построению композиции, отточенности художественного мастерства уделялось больше внимания, чем самому смыслу произведения.

А. Иванов же, блестящий выпускник Академии Художеств, отнесся к сюжету как к самой важной вехе в жизни не только одного народа, но всего человечества. Такой выбор и такое к ней отношение поражает смелостью. С другой стороны, после XVIII века – века Просвещения, века откровенного атеизма, породившего неизменные иронию и скептицизм по отношению к вере и Церкви, исповедовавшего культ наслаждения, – переход к романтизму был естественен. Но зачеркнуть прошлое, забыть разрыв с Богом невозможно.

В.Г. Белинский писал: «…нам мало наслаждаться искусством, мы хотим знать, без знания для нас нет наслаждения». Эпоха, поддавшись искушению рационализмом, хочет «знать» и «понимать». Хочет поверить алгеброй гармонию, сохранив природу гармонии.

И в это сложное время, в середине XIX века, А. Иванов создает поистине ренессансную картину, которой отдает практически всю свою жизнь. Отдает ее величественной проповеди христианства, пытаясь познать то, что дается только верой. Этот подвижник и аскет создает произведение, которое, в отличие от «возвышающего обмана» брюлловской «Помпеи» было встречено современниками более чем холодно.

Его блистательное мастерство, его удивительная честность, его жажда веры разбились о равнодушие зрителей. Сам А. Иванов ненадолго пережил свою картину. И только сейчас, мы, пережившие так много тяжелого, начинаем понимать тайну этого произведения, в котором есть откровения и о роли художника, и о его современниках, да и о нас, потомках.

 

 

Главная черта картин Крамского — это их ненужность. «Пьяный отец семейства» или «Чаепитие в Мытищах» были нужны для тогдашнего общества, требовавшего во всем указаний на мерзости русской жизни и напоминания о том, что пора взяться за их исправление. «Русалки» К. Маковского пришлись по вкусу охотникам до «пикантных сюжетцев». «Грешница» Семирадского должна была нравиться тем многочисленным любителям изящного, которые предпочитали А. Толстого Достоевскому и Макарта Тициану. Но весьма порядочные, весьма продуманные и вовсе не убедительные «Русалки» Крамского, его очень внимательное, совсем верное, совсем точное, прекрасно и даже удивительно выразительно изображенное «Неутешное горе», его очень исстрадавшийся, но неизвестно почему и во имя чего «Христос» — никому не могли сказать решительного, потрясающего или хотя бы утешительного слова. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии, и все-таки в целом Крамской остался мертвым, неясным, а главное, ненужным художником. Вряд ли могут и могли быть поклонники Крамского, как живописца, вряд ли кто вспомнит о нем, говоря о живописи 60-х и 70-х годов. Однако стоит только перейти к истории взглядов и направлений в русском художестве, как сейчас же придут на ум его огненные речи, его воодушевляющие письма, и тогда непременно всякий преисполнится глубоким уважением к этому прекрасному и умному человеку, пламенному энтузиасту искусства и неутомимому деятелю, не знавшему ни корысти, ни зависти.

Это уже давно решено во мнении людей, интересующихся русским искусством, что картины Крамского почтенны, порядочны, но и скучноваты, как-то «ненужны», однако все до сих пор стараются выгородить одну область его творчества: портреты, находя, что они превосходны. Так ли это? Не говорит ли при этом желание сохранить за этим милым и драгоценным для всех деятелем хотя бы эту одну положительную сторону его художественного творчества? Нет сомнения, что портреты Крамского и похожи, и в большинстве случаев хорошо нарисованы, сухо, но и очень порядочно написаны, а некоторые из них (например, портрет Литовченки) обладают даже удачной живописной осанкой. Достаточны ли, однако, все эти качества для того, чтоб считать Крамского первоклассным портретистом, давшим по крайней мере в портретах нечто, находящееся на одинаковой высоте с его взглядами и идеалами, с его значением художественно-общественного деятеля? Нам думается, что нет, так как в них отсутствует главное: личность художника или по крайней мере личность, характер изображенного лица. Крамской долгое время был ретушером фотографии и долгое затем время искажал свой талант, исполняя по заказу Румянцевского музея несколько сотен портретов (с фотографий и гравюр) знаменитых русских людей. Вероятно, по милости этих обстоятельств он и всю жизнь затем не мог отделаться от известной фотографичности, от чего-то скучного и безразличного, что и испортило все его создания — портреты не менее другого. Напрасно силился он избавиться от этого, давая по возможности живые повороты изображенным лицам, ставя их среди подходящей обстановки, всеми силами стараясь умно и добросовестно передать свои наблюдения, — результаты получались одни и те же

И. H. Крамской. Христос в пустыне. 1872. ГТГ.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ (1799-1852)  



«Автопортрет»
1836г.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
1827г.
холст, масло 62х 32.5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Итальянка, ожидающая ребенка»
1830г.
картон, акварель, графический карандаш 19х22.5см,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
1832-1834г.
Холст, масло 51 х 73
Музей Хиллвуд
Вашингтон

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Отправляясь осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини А.А.Багратион»
1849г.
холст, масло 60 х 52.8 cм
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прогулка»
1849г.
Бумага, акварель 31 х 46
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей
Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.


«Портрет княгини Е.П.Салтыковой»
1833-1835гг.
бумага, акварель 44 х 33,6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
1830г.
Холст, масло 265 х 185
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке»
1833-1835гг.


«Бахчисарайский фонтан»
1849
Всероссийский музей А.С.Пушкина


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Сладкие воды близ Константинополя»
1849г.
акварель, 69 х 87 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.

«Смерть Инессы де Кастро»
1834г.
холст, масло, 213 х 299.5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Картина «Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало.

«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет императрицы Александры Федоровны»
1837
Областной художественный музей
Воронеж
Россия


«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
1843
Холст, масло 482 х 675
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа»
1849
Холст, масло 53,4 х 76,3 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прерванное свидание»
1827
картон, акварель, графический карандаш, 23 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва.


«Гулянье в Альбано»
1830-е
бумага, акварель, лак, графический карандаш, 24.7 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


«Сон монашенки»
1831
бумага, акварель, лак, 22.5х27.4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итомская долина перед грозой»
1835
Акварель, бумага.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Москва


«Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии»
1835
акварель, бумага
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сатир и вакханка»
1824г.
холст, масло, 25,5 х 21 cм.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Эрминия у пастухов»
1824г.
Холст, масло 98,2 х 137,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

 

Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание... Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.

«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.

«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет У.М.Смирновой»
1837-1840гг.
холст, масло 90х71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Спящая Юнона»
(этюд)
1839-43г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1829
Холст, масло 73,4 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет М.М.Бек с дочерью»
1840
Холст, масло 246,5 х 193
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Этюд.
1837
холст, масло 60.2x48
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Автопотрет»
1848
Картон, масло 64,1 х 54
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гений Искусства»
1817-1820г.
мел, пастель, уголь на бумаге,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
1821г.
Холст, масло 113х144см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

   

 

Религиозная живопись В.Д. Поленова И. Репин (1877) Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова. (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Василий Дмитриевич Поленов, художник-пейзажист, пробовал себя в самых различных жанрах живописи и, заканчивая Петербургскую Академию художеств в 1871 году, в качестве дипломной работы выставил на суд своих учителей картину "Воскрешение дочери Иаира". Картина получила золотую медаль и стала первой среди полотен В.Д.Поленова, написанных на евангельские темы. "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодеяниями, то уже жить станет слишком тяжело" - Поленов В.Д. Поленов В.Д. Воскрешение дочери Иаира 1871 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Религиозная тематика постепенно становится основной в работах художника. Во многом это было связано и с его путешествиями на Восток, и с книгой французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса", где Иисус Христос был изображен как реально существующий земной человек. С конца 1881 года до весны 1882 года Василий Дмитриевич путешествует по Египту, Сирии и Палестине, откуда привозит огромное количество зарисовок, этюдов, карандашных набросков. Все это потом будет использовано для цикла картин из жизни Христа. Многие из работ были представлены на выставке "Товарищества передвижников" в 1885 году и были приобретены Павлом Третьяковым. Поленов В.Д. Источник девы Марии в Назарете 1882 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) Поленов В.Д. Вифлеем в 1882 году Поленов В.Д. Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель 1882 Поленов В.Д. Палестинский этюд (Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова) Но тем не менее, В.Д. Поленов всегда утверждал, что его религиозные картины это теже пейзажи, просто природа, озера, реки, какие-то строения идут фоном, а главные действующие лица - люди. Поленов В.Д. Кто из вас без греха (Христос и грешница) 1888 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Поленов В.Д. Рисунок к картине Кто из вас без греха 1888 Полотно "Христос и грешница" стало одним из самых лучших среди религиозных картин В.Д. Поленова и на его создание было отдано несколько лет творческой жизни художника. На полотне Поленов представил вниманию зрителей евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. Работа была выставлена на XV выставке "Товарищества передвижников" 1887 года. Поленов В.Д. Голова фарисея 1884 (Воронежский областной музей изобразительных искусств) Поленов В.Д. Палестинский монах 1886 (Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону) Поленов В.Д. Голова Христа 1887 Поленов В.Д. Сидящий Христос. 1880-е Император Александр III приобрел полотно для своей коллекции, опередив в этом П.Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. Но к сожалению, сам худоник был расстроен этим: "Картина эта была названа мною "Кто из вас без греха";. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили "Христос и грешница"... А в музее Александра III ее назвали "Блудная жена", что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу Поленов В.Д. На Тивериадском (Генисаретском) озере 1888 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) Олива в Гефсиманском саду. 1882 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) Поленов В.Д. Возвестила радость плачущим 1899-1909 (Самарский художественный музей) Поленов В.Д. За кого Меня почитают люди 1890-1900 Поленов В.Д. И возвратился в Галлилею в силе духа 1890 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Поленов В.Д. Пошла в нагорную страну 1894 (Омск, Областной музей изобразительных искусств) Поленов В.Д. Нагорная проповедь 1890 (Челябинская областная картинная галерея) Поленов В.Д. Мечты 1894 (Государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, Саратов) Поленов В.Д. Портрет художника И.Е.Левитана. Этюд для образа Христа к картине "Мечты" Второе путешествие на Восток по евангельским местам было предпринято художником в 1899 году. Он посетил Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия. Поленов В.Д. Иаков и Иоанн 1890-1900 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Поленов В.Д. Иаков и Иоанн 1900 Поленов В.Д. Был в пустыне 1909 Поленов В.Д. Пределы Тирские 1911 (Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова) В 1909 году труд по созданию цикла "Из жизни Христа" был завершен (хотя были и еще возвращения к этой теме). При этом Поленов стремился запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала. "Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", писал Поленов о своем цикле Л. Толстому. "В Страстную неделю перед Пасхой как раз время для созерцания, время для воспоминаний о земном пути Христа..." Leonsija

 

























































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: