Что же можно отнести к внутренним барьерам?

Притча.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он на выдержал и сказал:

-Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

-Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

 

Все учителя во все времена и во всяком возрасте-ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих учеников. Это состояние души рождается в людях думающих, сомневающихся, ищущих, вечно недовольных собой и стремящихся к совершенству.

Быть учителем –значит быть в вечном поиске, осмысливая свое предназначение, никогда не успокаиваясь на достигнутом. А это все позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплоченная команда может победить. Победить, прежде всего себя.

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует.

  Слова из песни, которую написал учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:

Научить и душой обогреть-

В этом весь наш учительский труд,

И счастливее сделать сердца

Предстоит нам за 40 минут

 

 Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.


 Признаки и критерии педагогического творчества ( по Коджаспировой Г.М

- наличие глубоких и всесторонних знаний и ихкритическая переработка и осмысление;

-умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

- способность к самосовершенствованию и самообразованию;

-разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

 

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1.мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2.мастерство убеждения;

3.мастерство передачи своих познаний и опыта;

4.мастерство владения педагогической техникой.

К отмеченным выше частям мастерства необходимо добавить педагогическое самообразование.

Педагогическое самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.

Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности. Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, участие в обсуждении «открытых» уроков, подготовка докладов на педагогические чтения, участие в коллективной методической работе, участие в работе педагогических конференций.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.

В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишён всякого смысла.

Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью.

Педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно носить положительные результаты.

Особенностью педагогического творчества учителя начальных классов является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого обучающегося.

По своему объективному смыслу и значению педагогическое творчество учителей начальных классов и вообще педагогов можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования.

Главными признаками творчества являются:

· создание нового или существенное усовершенствование известного;

· оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

· взаимосвязь творчества и самотворчества,  самосозидания.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого обучающегося.

А теперь давайте все вместе попробуем назвать на, ваш взгляд, те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:

· Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

· Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

· Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

· Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

 

· Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

· Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

· Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

· Чувство юмора – игривость.

· Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

· Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

· Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

· Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

· Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Условия, мешающие проявлению творчества:

Очень часто осознанно или неосознанно мы сталкиваемся с какими-то препятствиями на своём пути, которые мешают реализовать какие-то наши творческие планы.

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Что же можно отнести к внутренним барьерам?

· несобранность, лень;

· незаинтересованность в работе;

· болезни;

· нестабильное психическое состояние;

· вредные привычки;

· работа без режима;

· неумение организовать свое время;

· негативные качества характера мышления.

Но ведь часто мы сталкиваемся и с внешними барьерами?

· неудобную среду (например, помещение);

· посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

· плохой психологический климат в коллективе;

· неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

· стереотипы мышления;

· страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

· слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

· одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

· страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

 

Подводя итог, согласимся, что от мастерства и творчества зависит всё. А мастерство и творчество – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Кто–то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: