Притча.
В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он на выдержал и сказал:
-Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
-Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Все учителя во все времена и во всяком возрасте-ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих учеников. Это состояние души рождается в людях думающих, сомневающихся, ищущих, вечно недовольных собой и стремящихся к совершенству.
Быть учителем –значит быть в вечном поиске, осмысливая свое предназначение, никогда не успокаиваясь на достигнутом. А это все позволяет учителю из класса создать команду, пусть не спортивную, но команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка, в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплоченная команда может победить. Победить, прежде всего себя.
|
|
Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует.
Слова из песни, которую написал учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:
Научить и душой обогреть-
В этом весь наш учительский труд,
И счастливее сделать сердца
Предстоит нам за 40 минут
Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.
Признаки и критерии педагогического творчества ( по Коджаспировой Г.М
- наличие глубоких и всесторонних знаний и ихкритическая переработка и осмысление;
|
|
-умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
-разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;
В мастерстве педагога выделяют четыре части:
1.мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
2.мастерство убеждения;
3.мастерство передачи своих познаний и опыта;
4.мастерство владения педагогической техникой.
К отмеченным выше частям мастерства необходимо добавить педагогическое самообразование.
Педагогическое самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.
Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности. Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, участие в обсуждении «открытых» уроков, подготовка докладов на педагогические чтения, участие в коллективной методической работе, участие в работе педагогических конференций.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.
В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишён всякого смысла.
Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью.
Педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно носить положительные результаты.
Особенностью педагогического творчества учителя начальных классов является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого обучающегося.
По своему объективному смыслу и значению педагогическое творчество учителей начальных классов и вообще педагогов можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования.
Главными признаками творчества являются:
· создание нового или существенное усовершенствование известного;
· оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
· взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого обучающегося.
А теперь давайте все вместе попробуем назвать на, ваш взгляд, те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность:
· Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
· Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
· Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
· Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
· Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
· Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
· Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
|
|
· Чувство юмора – игривость.
· Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
· Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
· Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
· Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
· Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.
Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
|
|
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).
Условия, мешающие проявлению творчества:
Очень часто осознанно или неосознанно мы сталкиваемся с какими-то препятствиями на своём пути, которые мешают реализовать какие-то наши творческие планы.
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Что же можно отнести к внутренним барьерам?
· несобранность, лень;
· незаинтересованность в работе;
· болезни;
· нестабильное психическое состояние;
· вредные привычки;
· работа без режима;
· неумение организовать свое время;
· негативные качества характера мышления.
Но ведь часто мы сталкиваемся и с внешними барьерами?
· неудобную среду (например, помещение);
· посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
· плохой психологический климат в коллективе;
· неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
· стереотипы мышления;
· страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
· слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
· одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
· страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Подводя итог, согласимся, что от мастерства и творчества зависит всё. А мастерство и творчество – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Кто–то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела.