Мелодия
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.
А. Шаинский «Песенка крокодила Гены»
В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.
Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
2. Мелодия вокальная и инструментальная.
а) Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания.
В. Беллини Ария Нормы «О богиня» из оперы «Норма».
Ш. Гуно – Бах Ave Maria
б) Речитатив (итал. «декламировать» - полуговор, полупение).
М Мусоргский Вокальный цикл «Детская». «В углу».
Определите вид мелодии в следующих примерах:
С.Рахманинов Вокализ __________________________________________
М.Глинка «Ночной смотр» _______________________________________
Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.
Детская песенка «Веселые гуси»
|
|
ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.
Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»
Мелодия _____________________________________________________
Аккомпанемент ________________________________________________
Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Когда композиторы пишут сказочную музыку, гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Так, чудо волшебного превращения лебедушек в красных девиц в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной смены «волшебных аккордов».
Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»
В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.
Знакомо вам это сочинение? Вспомните сочинение Ш. Гуно – И.С. Баха «Аве Мария»
Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику
ФАКТУРА
Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.
ВИДЫ ФАКТУР
|
|
1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме .
Роберт Шуман Хорал
2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.
П. Чайковский Шарманщик поет
3. Полифонический склад или фактура (поли – много, фоно – звук) – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.
И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
Определите виды фактур в музыкальных примерах:
П. Чайковский «Итальянская песенка»
________________________________________________________
П. Чайковский «Утреннее размышление»
Л.Моцарт Менуэт __________________________________________
Различают фактуры, характерные для различных жанров:
Марш Полька Вальс Колыбельная
Рассмотрим разнообразие фактур в этюдах Ф.Шопена
Д/З Сыграть детскую песенку «Савка и Гришка» в фактуре марша, польки, вальса, колыбельной
МЕТР. РИТМ
МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.
Пульс сердца. Маятник часов.
А. Островский «Есть часы во всех домах»
С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов
Метроном
РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.
Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.
Вычеркните музыкальные символы, которые не относятся к ритму:
_____________________________________________________________
У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, Закавказья)
Лезгинка (зурна, барабан)
____________________________________________________________
Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»
Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:
Д/З Выбрать музыкальные шаги: лебедя, слона, белочки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РИТМ ТЕМП
Существуют различные ритмоформулы танцев:
2/4 | Полька | |
2/4 | Краковяк | |
3/4 | Мазурка | |
3/2 | Сарабанда | |
3/4 | Полонез | |
6/8 | Сицилиана | |
6/8 | Тарантелла | |
3/4 | Вальс |
Викторина по танцам:
1._________________ 2___________________ 3_________________
4_________________ 5____________________ 6 ________________
Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.
Медленные темпы Очень медленные темпы
Andante -спокойно Largo - широко
Sostenuto - сдержанно Lento - медленно
Умеренные темпы Adagio - медленно
Moderato - умеренно Быстрые темпы
Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро
Vivo – очень скоро
Presto- очень скоро
А.Петров Балет «Сотворение мира»
«Сотворение Адама» ______________________________________
«Веселая погоня» _________________________________________
ТЕМБР
ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.
|
|
Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.
Женские голоса | Мужские голоса | |
Высокий | Сопрано Лирическое Драматическое Колоратурное | Тенор Лирический Драматический |
Средний | Меццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Контральто | Бас |
Викторинка. Определяем тембры голосов:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
Выдающиеся певцы:
Бас: Федор Шаляпин, ______________________________________________
______________________________________________________________
Баритон: Дм. Хворостовский ______________________________________
Тенор: В. Лемешев ______________________________________________
______________________________________________________________
Сопрано: Т. Милашкина __________________________________________
_______________________________________________________________
Меццо-сопрано: Е. Образцова _____________________________________
______________________________________________________________
Контральто: З. Долуханова, Т. Синявская ___________________________
Д/З 1. Выучить тембры певческих голосов
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Сергей ПРОКОФЬЕВ «ПЕТЯ И ВОЛК»
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.
Деревянные духовые | Медные духовые | Ударные | Струнные |
Флейта Гобой Кларнет Фагот | Труба Валторна Тромбон Туба | Литавры Барабаны Ксилофон Тарелки Гонг Бубен Колокола | Скрипки Альты Виолончели Контрабасы |
В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.
Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.
Клавир – переложение оркестровой музыки для исполнения на фортепиано.
Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку «Петя и волк». Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, исполняемый одним и тем же инструментом.
|
|
Пионер Петя – струнные инструменты
Птичка –флейта
Утка – гобой
Кошка – кларнет
Дедушка – фагот
Волк – три валторны
Охотники – ударные (литавры, барабаны)
ШТРИХИ ДИНАМИКА РЕГИСТР
ШТРИХИ – (нем. – линия, черта) или артикуляция – способ извлечения звука.
1. Легато – связно
2. Нон легато – не связно
3. Стаккато – отрывисто
Викторинка. Определить штрихи в следующих произведениях
П. Чайковский «Итальянская песенка» _______________________________
Р. Шуман Солдатский марш ______________________________________
Д. Кабалевский Ёжик»____________________________________________
ДИНАМИКА или динамические оттенки (нюансы) (фр. оттенки) – громкость исполнения музыки.
Диминуэндо _________________или постепенное уменьшение силы звука
Крещендо ___________________ или постепенное увеличение силы звука
Акцент (лат. – присоединение к пению) – громкое выделение звука или аккорда
Разобрать динамические оттенки в оркестровом вступлении к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
________________________________________________________________
РЕГИСТР (лат. – список, перечень) – часть инструмента или певческого голоса. Различают высокий, средний и низкий регистры.
Викторинка. Определить регистр в следующих произведениях:
К. Дебюсси Колыбельная Джимбо ____________________________________
М. Глинка «Жаворонок»__________________________________________
А. Островский «Спят усталые игрушки» _______________________________
М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Два еврея»
Регистры: _________________________________________________________________________________________________________________________________