Музыкальный образ _____________________________________________
_______________________________________________________________
ТОККАТА (итал.- прикосновение, удар) – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
Мощное звучание и смелая виртуозность.
Музыкальный образ ____________________________________________
______________________________________________________________
Особенности токкаты ____________________________________________
А. Хачатурян Токката для фортепиано
Характер ________________________________________________________
Форма _________________________________________________________
Особенности ___________________________________________________
Д/з Подобрать стихи к прелюдии Шопена и токкате Баха
Ф. Шопен Прелюдия Ляь мажор
__________________________________________________________________
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
ЭТЮД
ЭТЮД (франц. – учение, изучение) – пьеса для развития техники. Каждый этюд посвящен какому-либо приему игры: пассажи, трели, аккорды, арпеджио и т.д. На протяжении этюда обычно выдержана одна фактура и один темп.
|
|
Этюды Карла Черни
КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.
К. Черни – автор многочисленных произведений (более 1000). Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники.
Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»
К.Черни Этюды
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каприсы Н. Паганини
НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.
Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.
Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки.
Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.
Н. Паганини Каприс №24 ля минор
Характер_______________________________________________________
Технические приемы _____________________________________________
_______________________________________________________________
Есть партия аккомпанемента ______________________________________
Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА
|
|
В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА
ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.
27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.
ЭТЮД №1 До мажор
Характер__________________________________________________________
Вид техники _____________________________________________________
Музыкальный образ ______________________________________________
ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор
Характер _________________________________________________________
Вид техники ____________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
Можно назвать данный этюд прелюдией? Да Нет
Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:
Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________
В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________
ЭТЮДЫ ЛИСТА
Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое» К вершинам виртуозности сам Лист шел чере этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»
Этюд № 12 «Метель»
Музыкальный образ _______________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Д/З Разобрать этюд по специальности
СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА
У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.
И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор
Характер __________________________________________________________
Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера.
П. Чайковский «Юмореска»
Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?
Форма _________________________________________________________
Средний раздел _________________________________________________
СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера. Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.
П. Чайковский «Скерцо»
Какое это скерцо? ________________________________________________
Форма __________________ Средняя часть__________________________
В музыке 19 века скерцо заменило менуэт в сонатах и в симфониях.
Л. Бетховен Симфония №1, 3 часть
Какое это скерцо ___________________________________________________
Своеобразными скерцо можно назвать группу виртуозных пьес, подражающих ритму движения прялок, веретен, жужжанию насекомых. Самая знаменитая такая пьеса «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Характер ________________________________________________________
Что изображает пьеса________________________________________________
Приём __________________________________________________________
Сравните юмореску Р. Щедрина и А. Дворжака
Какие они _____________________/_________________________________
Д/З В «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина найти сцены «Превращения» царевича Гвидона. Сколько их и какие:
1._____________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3._____________________________________________________________
СЕРЕНАДА. НОКТЮРН
СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)
- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.
Й. Гайдн Серенада
Вокальная или инструментальная?
Характер ______________________________________________________
Ф. Шуберт Серенада
Образ: грусть и волнение, радость и нежность.
Характер______________________________________________________
Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?
_________________________________________________________________
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
|
|
Характер __________________________________________________________
Опишите сценку_________________________________________________
_______________________________________________________________
НОКТЮРН (итал.- ночной) – ночная музыка. В 19 веке ноктюрн – это одночастная инструментальная пьеса лирического характера с певучей мелодией. Основателем ноктюрна был ирландский пианист и композитор Джон Фильд. Он написал 17 ноктюрнов.
В творчестве Ф. Шопена ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства. Разнообразны по характеру: мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические.
Ф. Шопен Ноктюрн ми минор
Характер______________________________________________________
Образ__________________________________________________________
Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.
Э.Григ «Ноктюрн»
Характер __________________________________________________________
Образ__________________________________________________________
Ноктюрном названа третья часть Второго квартета А. Бородина
Характер _______________________________________________________
Образ_____________________________________________________________
Д/з Выучить определения музыкальных жанров
ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ
1 Викторина
1 | Ф.Шопен Этюд До мажор | |
2 | Ф.Лист Этюд «Метель» | |
3 | И.Бах Токката и фуга ре минор | |
4 | И.С. Бах «Шутка» | |
5 | Ф. Шуберт «Серенада» | |
6 | В. Моцарт Маленькая ночная серенада» |
2. Определить на слух музыкальный жанр: этюд, ноктюрн, прелюдия, токката, скерцо, ноктюрн, серенада.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера. Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.
Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.
Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.
Написал 8 экспромтов в 1827 году.