Восприятие (цвет)
Цель: оценка степени сформированности восприятия основных цветов спектра, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции, способности назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак
Оборудование: цветные кубики (2 набора, один для специалиста, другой для ребёнка)
Процедура проведения. Процедура проведения делится на два этапа: первый этап: тренировочный. Оценивается второй этап.
1 этап: перед ребенком раскладываются цветные кубики с основными цветами спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, коричневый, оранжевый, бардовый, розовый, фиолетовый, бирюзовый, бежевый, второй набор находится перед специалистом.
Инструкция: «Перед тобой лежат разноцветные кубики. Сейчас я буду показывать кубик и называть его цвет, а ты должен показать такой же кубик по цвету».
2 этап: инструкция: «теперь я свои кубики уберу и буду тебе называть только цвета, не показывая их, а ты должен показать мне соответствующие кубики.» после этого, можно задать ребёнку вопросы в отношении цветовой гаммы и предметов окружающего мира.
|
|
Критерии оценки:
Ребёнок понимает разницу между цветами - 1 балл.
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов – 2 балла.
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов – 3 балла.
Ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и некоторые их оттенки – 4 балла.
Слуховая
2) Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения: ребёнку читают 10 слов: год, дом, слон, мяч, мыло, соль, рука, пол, весна, сын. И предлагают воспроизвести их в любом порядке.
Критерии оценки:
Ребёнок запоминает и воспроизводит 1-2 слова после прочтения педагогом – 1 балл.
Ребёнок запоминает и воспроизводит только 3-4 слова после однократного прочтения педагогом – 2 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 5-6 слов после однократного прочтения педагогом – 3 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 7-10 слов после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести их по требованию – 4 балла.
начало учебного года
Зрительная (образная) память
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями десяти предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время психолог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
|
|
Критерии оценки:
Ребёнок способен запомнить 1 картинку среди 10 – 1 балл.
Ребёнок способен запомнить 2-3 картинки из 10 – 2 балла.
Ребёнок способен запомнить 4-9 картинок из 10 – 3 балла.
Ребенок запоминает все 10 картинок из 10 представленных – 4 балла.
Оценка результатов
Память - оценивается суммой баллов:
7 - 8 высокий уровень памяти.
4 - 6 средний уровень памяти.
1 - 3 низкий уровень памяти.
Мышление
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения: Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»
Критерии оценки
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличие конкретных предметов – 1 балл.
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами – 2 балла.
Ребёнок устанавливает последовательность. При работе действут целенаправленно – 3 балла.
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их – 4 балла.
Оценка результатов:
Мышление - оценивается суммой баллов:
4 высокий уровень мышления.
2 - 3 средний уровень мышления.
1 низкий уровень мышления.
Память
Методика «10 слов»
Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.
Материал: карточки с напечатанными словами.
Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов (стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.
Критерии оценки следующие:
I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.
II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.
III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.