Диагностические методики для определения уровня сформированности познавательных психических процессов детей дошкольного возраста с ЗПР

Восприятие (цвет)

Цель: оценка степени сформированности восприятия основных цветов спектра, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции, способности назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак

Оборудование: цветные кубики (2 набора, один для специалиста, другой для ребёнка)

Процедура проведения. Процедура проведения делится на два этапа: первый этап: тренировочный. Оценивается второй этап.

1 этап: перед ребенком раскладываются цветные кубики с основными цветами спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, коричневый, оранжевый, бардовый, розовый, фиолетовый, бирюзовый, бежевый, второй набор находится перед специалистом.

Инструкция: «Перед тобой лежат разноцветные кубики. Сейчас я буду показывать кубик и называть его цвет, а ты должен показать такой же кубик по цвету».

2 этап: инструкция: «теперь я свои кубики уберу и буду тебе называть только цвета, не показывая их, а ты должен показать мне соответствующие кубики.» после этого, можно задать ребёнку вопросы в отношении цветовой гаммы и предметов окружающего мира.

Критерии оценки:

Ребёнок понимает разницу между цветами - 1 балл.

Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов – 2 балла.

Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов – 3 балла.

Ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и некоторые их оттенки – 4 балла.

 

Слуховая

2) Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Процедура проведения: ребёнку читают 10 слов: год, дом, слон, мяч, мыло, соль, рука, пол, весна, сын. И предлагают воспроизвести их в любом порядке.

Критерии оценки:

Ребёнок запоминает и воспроизводит 1-2 слова после прочтения педагогом – 1 балл.

Ребёнок запоминает и воспроизводит только 3-4 слова после однократного прочтения педагогом – 2 балла.

Ребёнок запоминает и воспроизводит 5-6 слов после однократного прочтения педагогом – 3 балла.

Ребёнок запоминает и воспроизводит 7-10 слов после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести их по требованию – 4 балла.

начало учебного года

Зрительная (образная) память

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями десяти предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время психолог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки:

Ребёнок способен запомнить 1 картинку среди 10 – 1 балл.

Ребёнок способен запомнить 2-3 картинки из 10 – 2 балла.

Ребёнок способен запомнить 4-9 картинок из 10 – 3 балла.

Ребенок запоминает все 10 картинок из 10 представленных – 4 балла.

Оценка результатов

Память - оценивается суммой баллов:

7 - 8 высокий уровень памяти.

4 - 6 средний уровень памяти.

1 - 3 низкий уровень памяти.

Мышление

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения: Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Критерии оценки

Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличие конкретных предметов – 1 балл.

Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами – 2 балла.

Ребёнок устанавливает последовательность. При работе действут целенаправленно – 3 балла.

Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их – 4 балла.

Оценка результатов:

Мышление - оценивается суммой баллов:

4 высокий уровень мышления.

2 - 3 средний уровень мышления.

1 низкий уровень мышления.

Память

Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов (стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак). Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: