Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав

Начальник управления - ИВАНОВА Ирина Вячеславовна
Адрес: г. Керчь, ул. Кирова, 5
Телефон: (36561) 2-03-91
Электронная почта: sddkerch@mail.ru
График приема: четверг с 13-00 до 16-00, ул. Кирова, 5, кабинет 460

 

Основные задачи

Основными задачами управления является реализация переданных в установленном порядке органам местного самоуправления Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами, созданию и организации деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Керчи.

Основные функции

Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации
города Керчи Республики Крым, реализуя отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, как орган опеки и попечительства имеет право запрашивать и получать необходимые для работы сведения, вносить предложения и представления по вопросам в сфере опеки и попечительства, усыновления детей в органы и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и осуществлять следующую деятельность:

— защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обследование условий жизни ребенка в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшимся без попечения родителей, и осуществляет защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве при установлении факта отсутствия попечения родителей;

— ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их фактического нахождения в журнале учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

— обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних. Издает приказ о назначении предварительной опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей на срок предусмотренный законодательством Российской Федерации;

— проводит мероприятия по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью в течение месяца со дня получения сведений об этом ребенке;

— представляет сведения о каждом ребенке, оставшимся без попечения родителей и не переданном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законом сроки; — дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей;

— принимает заявления и документы от граждан, желающих усыновить (удочерить) детей;

— составляет акты по результатам обследования условий жизни лиц, желающих
усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть
усыновителями;

— готовит и выдает заключение о возможности лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, быть усыновителями;

— осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителями постановку граждан Российской Федерации, проживающих в городе Керчи на учет в качестве кандидатов в усыновители;

— после постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители представляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен (удочерен), и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения);

— направляет кандидатов в усыновители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— дает согласие на усыновление (удочерение) ребенка при отсутствии у него родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

— готовит проекты заключений об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка и отмены усыновления;

— представляет в суд документы, необходимые для усыновления (удочерения) ребенка;

— организует хранение личных дел усыновленных (удочеренных), опекаемых
(подопечных);

— информирует граждан через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации о возможности усыновить ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены, а также ведут прием граждан, желающих усыновить ребенка (детей);

— осуществляет подбор и учет граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— готовит материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей;

— проводит обследование условий жизни ребенка и кандидата в опекуны (попечители);

— готовит и выдает заключение о возможности назначения данного лица опекуном (попечителем);

— на основании предоставленных документов готовит ходатайства и проекты договоров: о создании приемной семьи, об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, о доверительном управлении имуществом подопечного, о передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — на основании предоставленных документов готовит заключения, ходатайства и проекты муниципальных правовых актов по следующим вопросам: о назначении граждан опекунами (попечителями); об освобождении и отстранении в соответствии с законодательством Российской Федерации опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей; об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипированным) в соответствии с Гражданским кодексом РФ; о разрешении (отказе) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества ребенка, зарегистрированного на территории города; передаче ребенка на полное государственное обеспечение; о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о распоряжении текущими доходами и имуществом ребенка, находящегося под опекой (попечительством); о разрешении законным представителям, управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов опекаемого (подопечного) от управления его имуществом; о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; о согласии на установление отцовства в случаях, предусмотренных действующим законодательством; о разрешении на регистрацию брака несовершеннолетних; о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством;

— ведет учет детей, переданных на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью); при перемене места жительства
подопечного в течение 3 дней направляет дело подопечного в орган опеки попечительства по новому месту жительства;

— осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, оказывает помощь в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства опекаемых (подопечных);

— осуществляет надзор за деятельностью организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в которых находятся дети, нуждающиеся в государственной защите;

— осуществляет защиту личных и имущественных прав и интересов опекаемых (подопечных) в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

— осуществляет деятельность муниципального оператора государственного банка о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

— дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательной организации;

— готовит и выдает заключение о временной передаче детей, находящихся в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования;

— дает разрешение на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— обращается в органы РАГС по вопросам государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка;

— оказывает содействие опекунам (попечителям); проверяет условия жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов
подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей), определяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— готовит документы для выдачи разрешения (отказа) опекунам совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества опекаемого (подопечного), сдачи его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих опекаемому (подопечному) прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества опекаемого (подопечного) в течение месяца со дня поступления обращения;

— разрешает спорные вопросы между родителями (законными представителями) и родственниками о воспитании ребенка (детей) в пределах своей компетенции;

— подает в суд заявления: о лишении родительских прав; об ограничении
родительских прав; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной защите к их родителям (одному из них); об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; о признании гражданина недееспособным; признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— готовит и представляет заключения в суд по вопросам: о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка, об определении места жительства ребенка, по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— принимает участие в рассмотрении судом дел: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной защите к их родителям (одному из них); об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; о признании гражданина недееспособным; признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации; об усыновлении и отмене усыновления; о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка; об определении места жительства ребенка и по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— принимает решение (издает приказ) о снятии с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их месту жительства (пребывания);

— проводит обследование условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, и ребенка, в отношении которого имеется спор о его воспитании, изучает его мнение, получает согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, в случаях, предусмотренных законодательством, представляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;

— принимает решение (издает приказ) о немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

— дает согласие в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

— участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании ребенка (детей) в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

— привлекает общественность к работе органа опеки и попечительства;

— рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Крым;

— проводит не реже двух раз в год контрольные обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), по соблюдению и защите прав и законных интересов опекаемых (подопечных), выполнению обязанностей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, по обеспечению получения основного общего образования. По результатам обследования составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования опекаемого (подопечного), рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков;

— дает предварительное разрешение на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

— готовит и выдает единые билеты детям-сиротам и детям, оставшимся без
родительского попечения, удостоверения законным представителям;

— дает в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, либо на изменение формы получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

— осуществляет передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью;

— готовит материалы и информационно статистические отчеты по вопросам
деятельности структурного подразделения.- Готовит необходимую информацию и отчетность по вопросам устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;

— обеспечивает хранение документов отдела согласно номенклатуре дел;

— проводит методические и консультативные совещания с органами и
должностными лицами по вопросам деятельности структурного подразделения;

— организует проведение совещаний, семинаров, коллегий, селекторных совещаний, заседаний рабочих групп и иных заседаний по вопросам деятельности структурного подразделения;

— осуществляет иные функции, необходимые для реализации целей создания структурного подразделения, в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;

— в случае разногласий между родителями и детьми назначает представителя для защиты прав и интересов детей;

— подготавливает необходимую информацию по вопросам предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

— участвует в формировании специализированного жилищного фонда.

 

2. ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЁНКА КАК ОБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

2.1. Защита прав ребенка в Российской Федерации как объект научного исследования.

 

Наука минувшего века внесла существенный вклад в разработку новой политики в отношении ребенка. Он признан самостоятельным субъектом права, выделен его особый социальный статус. Современная доктрина рассматривает ребенка как личность со своими законными интересами и правами, которые государство и общество, мир взрослых должны поддерживать и реализовывать в приоритетном порядке. Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отмечено: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы». Им необходима особая помощь и защита. Взрослые должны протянуть детям сильную руку, памятуя при этом, что, когда сегодняшние дети вырастут, они протянут руку постаревшему взрослому человеку.

Общая оценка положения детей современной России исходит из данных официальных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации, «Заключительных замечаний» Комитета ООН по правам ребенка по отчетам России о ходе реализации Конвенции о правах ребенка, анализа официальной статистики Госкомстата РФ, а также самостоятельно проведенных собственных научных исследований.

Государственные документы один за другим повторяют, что стратегической базой улучшения положения детей в Российской Федерации является повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны, что благодаря осуществлению последовательных мер, значительному улучшению финансирования социальной сферы и мероприятий государственной политики в интересах детей удалось добиться определенных результатов в этой области.

На межведомственной основе разработан проект Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации «Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации». Проект ориентирован на поэтапное последовательное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения, зашиты прав и законных интересов детей, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики в интересах детей на всех уровнях власти.

В качестве главных направлений определены: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Планом предусмотрены мероприятия по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей; охране здоровья детей; помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства; правовому обеспечению защиты детства и пр.

Прогноз о дальнейшем положении детей в России прямо обусловлен динамикой экономических процессов в стране, экономическим потенциалом семьи, уровнем политической и финансовой стабильности, экологической обстановкой, состоянием законодательного регулирования жизнедеятельности общества, разграничением полномочий между центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в части оптимальной реализации социальной политики. Преодоление негативных тенденций в дальнейшем будет происходить сложнее и медленнее, чем поддержание и укрепление позитивных, что в значительной мере обусловлено инертностью социальных процессов и невозможностью в короткий срок решить крупные проблемы, стоящие перед семьей, обществом и государством.

Неотрегулированность механизма реализации правовых актов, взаимоотношений территориальных и федерального бюджетов, недостаточное и нерегулярное финансирование социальных программ ведут к увеличению числа регионов, на территории которых не в полной мере будут реализовываться предусмотренные федеральным законодательством социальные гарантии.

Отсутствие на государственном уровне концепции воспитания в новых социально-экономических условиях, низкий и снижающийся воспитательный потенциал многих семей, ослабление роли школы и детских общественных объединений, усиление влияния экстремистских политических и религиозных организаций и движений, формирование средствами массовой информации потребительских стандартов у детей и молодежи, пропаганда жестокости и насилия – все эти факторы будут по-прежнему способствовать усугублению нравственно-психологического разлада между людьми, формированию соответствующего типа поведенческих реакций и, напротив, не будут способствовать приостановке роста социального сиротства, детской преступности, неуважения к созидательному труду, других негативных проявлений уличной среды и разрушительных идеологических влияний.

Интенсивно развивающееся кризисное состояние напрямую угрожает национальной безопасности и дальнейшему прогрессу государства.

Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка и их защиты в российскую действительность проявляется и на международном уровне. И это понятно, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Причем речь идет о системе взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации прав ребенка и их защиты, что мы и понимаем под механизмом защиты прав ребенка. Надо полагать, что механизм состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов. В таком понимании механизм защиты прав ребенка в России «хромает» в силу, прежде всего, двух причин.

Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов.

Вторая причина заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка – на самом деле в государстве есть кому заниматься детством – а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 Закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Очевидна и третья причина, затрудняющая эффективность действия механизма правовой и социальной защиты ребенка. Нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Большинство из них осуществляет защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Это характерно практически для всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим кратко деятельность органов государственной власти современной России по защите прав ребенка. Отдельное внимание уделим институту Президентства, который занимает особое положение в системе институтов государства. Поскольку Президент как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), постольку он призван играть главную роль в механизме защиты прав ребенка. Полномочия Президента РФ как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения как общего, так и специального ювенального характера. Принципиальное значение имеет право Президента самостоятельно определять основные направления государственной политики. Президент РФ утверждает различные программы долгосрочного характера, в том числе президентские, рассчитанные на создание режима социальной защищенности граждан, благоприятных и безопасных условий жизни.

В результате анализа полномочий президента РФ, регламентированных в Конституции Российской Федерации, на первый план выдвигается еще одна возможность, на основании которой Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а именно – право создавать комитеты, комиссии и другие органы по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Они могут создаваться как на определенное время, так и на постоянной основе. Сейчас это - Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, деятельность которого осуществляется в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Целесообразно было бы также создание при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.

Федеральное Собрание РФ как основной законодательный орган формирует правовую основу социальной защищенности и закрепляет уровень государственных материальных затрат на социальную сферу. Нормативная работа по обеспечению и защите прав детей в основных сферах их жизнедеятельности в России происходит по двум направлениям: в создании и принятии актов, полностью посвященных детям и семье, и в принятии актов отраслевого характера, содержащих отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе.

В стране создана солидная законодательная база: свыше 400 законов и других нормативных актов, регламентирующих вопросы детства. В них учтены практически все стороны жизнедеятельности детей. В этом – заслуга Федерального Собрания России. Однако трагедией сегодняшней российской действительности являются бедность, бюрократизм власти, формальный характер многих демократических институтов, из-за чего многие законы либо бездействуют, либо выхолащиваются, что вызывает обеспокоенность Президента и Федерального Собрания.

За последние годы в России приобрели силу закона многие международные принципы в области прав и свобод граждан. Но правовая сфера во многих гуманитарных аспектах еще не соответствует нормам Совета Европы, особенно с учетом реализации провозглашенных гражданских прав в практике российских государственных структур. Поэтому создание в России службы омбудсмена – не дань политической моде или европейской традиции, а потребность российской жизни.

Согласно Конституции РФ, Уполномоченный назначается Государственной Думой, он не подчинен исполнительной власти. В то же время это не внутренняя парламентская структура (комитет или комиссия). Хотя, учитывая цели и характер деятельности Уполномоченного, можно с уверенностью сказать, что он будет способствовать укреплению в том числе и парламентаризма.

Несмотря на то, что институт Уполномоченного имеет государственные атрибуты, по своей сути это элемент гражданского общества. Он позволит государству иметь отчетливое представление об индивидуальных интересах и интересах общества в их взаимоотношениях с государственными структурами. Омбудсмен выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных органов и законодателей. Традиционно омбудсмены занимаются неопределенно широким кругом проблем, в том числе защитой прав наиболее уязвимых категорий населения, а значит, и прав детей. Уполномоченный по правам человека в РФ не является исключением, и в своей текущей деятельности он периодически фокусирует свое внимание на проблемах детей. В структуре рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ есть Управление по правам ребенка. Согласно сложившейся практике в каждом ежегодном докладе о своей деятельности Уполномоченный по правам человека в РФ затрагивает проблему защиты прав детей.

Однако Комитет по правам ребенка ООН уже многие годы настоятельно рекомендует России в порядке реализации ею требований ООН по развитию системы независимого государственного общественного контроля за соблюдением прав детей учредить в Российской Федерации должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. Но, как говорится, «воз и ныне там».

Данные рекомендации следует перевести в плоскость обязывания, обязанности ввести этот институт, при чем не только на федеральном, но и на региональном уровне.

 Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних – одна из основных задач деятельности органов исполнительной власти, в частности таких ее органов, как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы службы занятости; органы внутренних дел; кроме того, защиту прав подростков осуществляют органы и учреждения культуры и спорта, досуга, туризма и др.

Все эти органы и учреждения прямо или косвенно в ст. 4–24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. названы в качестве субъектов защиты прав ребенка. Особое место в системе органов, защищающих права ребенка, отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; органам опеки и попечительства; милиции общественной безопасности (МОБ); подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел.

Как видно, система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных – органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных – омбудсмены, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы опеки и попечительства) в Российской Федераций, в основном, давно сложилась.

Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот – узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

Перечисленные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать органы прокуратуры, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства и т.д. Именно в гарантий создания и функционирования целостного механизма защиты прав подростков: когда один орган упустил какое-либо нарушение прав подростка, на это нарушение ему указывает другой орган.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Следовательно, органы правосудия - одна из самых универсальных форм защиты граждан. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ – судебным органом конституционного контроля – и регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ. В соответствии с Конституцией РФ, человеку впервые предоставлено право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод.

Жалоба – единственная форма, в рамках которой граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ. Примечательно, что, как следует из содержания Закона, какой-либо специфики в отношении несовершеннолетних заявителей конституционное судопроизводство не предусматривает. Процедура подачи жалобы и порядок ее рассмотрения един для всех граждан, вне зависимости от их возраста. Словом, действует общий порядок. Получается, что даже малолетний ребенок имеет право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

Следующей процессуальной формой, в которой действует судебная система, является гражданское судопроизводство, которое регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.

Гражданское процессуальное право, в отличие от уголовно-процессуального, не выделяет в отдельную главу судопроизводство, связанное с зашитой прав детей, но помещает отдельные гражданские дела, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в числе прочих в подразд. 4 разд. 2 ГПК РФ «Особое производство», дела в котором, как и в уголовно-процессуальном разбирательстве, рассматриваются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Другие же дела, затрагивающие права несовершеннолетних, рассматриваются просто по общим правилам искового производства.

По мнению одних исследователей, сегодня гражданская процессуальная дееспособность ребенка стала шире, поскольку, согласно ч. 2 ст. 56 СК РФ, ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Но мы соглашаемся с другими авторами, которые считают, что это право не может быть реализовано до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего случаи и механизм обращения ребенка в суд.

Административное судопроизводство – следующая процессуальная форма, в которой действует судебная система России. Несмотря на то, что, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, и в соответствии со ст. 22.1 данного Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в числе прочих органов и судьями и мировыми судьями в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 названного Кодекса, говорить об административном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних правонарушителей не приходится.

Объясняется это тем, что в силу ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Административное судопроизводство в отношении несовершеннолетних правонарушителей может возникнуть не по общему правилу, а скорее – в порядке исключения при обжаловании в суд постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тогда производство по делу будет вестись в соответствии с нормами разд. 4 КоАП РФ, в частности в соответствии с гл. 25 – о правах и обязанностях лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, правах потерпевших, свидетелей и других участников производства по делу и в соответствии с гл. 29 – о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Следует также заметить, что, хотя Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и предусматривает судебное производство (гл. 3 – производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и гл. 3№ – рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел), но это не административное судопроизводство, т.к. оно регулируется не КоАП РФ, а названным Федеральным законом.

УПК РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими редакциями) определяет порядок уголовного судопроизводства судебной системы в России. Уголовно-процессуальное законодательство традиционно выделяет правила производства по делам несовершеннолетних в отдельную гл. 50 УПК РФ, нормы которой, однако, не создают особого порядка производства по рассматриваемой категории уголовных дел. Производство по таким делам осуществляется по общим правилам, установленным УПК, однако с особенностями, которые не применимы к уголовным делам в отношении к другим категориям лиц.

Рассмотрим противоречия между УК и УПК, которые по-разному подходят к вопросу о распространении специально установленных для несовершеннолетних правил на лиц, которые к моменту рассмотрения судом дела достигли восемнадцатилетнего возраста. Положения гл. 14 УК, предусматривающие особенности наступления уголовной ответственности и освобождения от нее, и правила гл. 50 УПК применяются к лицам, которые на момент совершения преступления достигли возраста четырнадцати лет, но не достигли восемнадцати лет.

При этом особые правила УК применяются к таким лицам независимо от возраста подсудимого на момент вынесения приговора, а в исключительных случаях – и к лицам, которые совершили преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. Уголовно-процессуальные правила производства в отношении несовершеннолетних имеют иной порядок применения.

Несмотря на положения ст. 420 УПК, устанавливающей, что изложенные в гл. 50 требования применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших возраста восемнадцати лет к моменту совершения преступления, анализ других помещенных в этой главе норм свидетельствует о том, что в большинстве случаев речь идет о лице, которое не достигло указанного возраста не к моменту совершения преступления, а к моменту совершения процессуального действия. Выявившаяся неточность нуждается в толковании-разъяснении или устранении. В тексте УПК имеются и другие, менее существенные, упущения.

 Механизм защиты прав ребенка в современной России помимо государственных властных структур включает еще неправительственные правозащитные организации, международные институты и самозащиту, о которой упоминалось ранее. Мировой опыт свидетельствует, что реализация прав человека во многом зависит от целенаправленного участия в ней представителей общественности, которые, пользуясь общепризнанным правом на объединения, создают независимые от власти организации, отражая возрастающее в мировом сообществе стремление к демократии. Такие организации, частично или полностью посвятившие себя проблемам защиты прав человека, как правило, определяются введенным в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закрепленным в международных документах и воспринятым внутренним законодательством многих государств термином «неправительственные организации». Они действуют в мире на протяжении более 100 лет, и практически все страны мира на пути к демократии прошли необходимые этапы, связанные со становлением института неправительственных организаций, которые посвятили себя борьбе за права человека. Опыт этот разнообразен, как разнообразны и сами правозащитные организации

Институт неправительственных правозащитных организаций призван, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы. Условно неправительственные правозащитные организации можно разделить на 2 группы: организации общей компетенции и организации специальной компетенции. Появление в России неправительственных правозащитных организаций специальной компетенции стало реакцией на целый ряд острых проблем в сфере защиты прав отдельных категорий граждан. В группу организаций специальной компетенции входят неправительственные правозащитные организации общероссийского и регионального масштабов, действующие в интересах детей. К ним относятся, прежде всего, Региональная общественная организация «Право ребенка» Российского исследовательского центра по правам человека (с сетью отделений в разных городах страны), Международная общественная организация «Союз социальной защиты детей» (с сетью региональных отделений), Международное общественное информационно-просветительское движение «Добро – без границ», Межрегиональная общественная организация «Колыбель», Общероссийская общественная организация «Молодежное единство», Общероссийская общественная организация инвалидов «Детям России».

570 общероссийских (с их региональными отделениями), межрегиональных, региональных и международных неправительственных правозащитных организаций, работающих в интересах детей, объединены в Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество – детям России», возглавляемый Э.А. Памфиловой. Другой такой союз – Общероссийский общественный фонд «Российский Детский Фонд», возглавляемый А.А. Лихановым.

Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.

В целом позитивно оценивая деятельность неправительственных общественных организаций по различным направлениям их деятельности, многие исследователи считают, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями. В этой связи важным представляется разработка и принятие Федерального закона «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов). Такой закон должен регламентировать совместную деятельность государственных и негосударственных структур по реализации различных мероприятий, направленных на защиту прав детей.

Приходится констатировать, что в ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Данное право установлено в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона). Универсальные органы в зависимости от их юридической природы, в свою очередь, подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы и договорные (конвенционные) контрольные органы. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции

Внедоговорные механизмы – это органы ООН, ст. 57 Устава которой предусматривается создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по Народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

Это – Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью имплементации его норм; Комитет по ликвидации расовой дискриминации – Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин – Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток – Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка – Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно – посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Эта Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Кроме того, Европейский Суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН о правах ребенка.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 1950 г. 30 марта 1998 г., и она вступила в силу для России 5 мая того же года. На региональном уровне (только регион – территория республик бывшего Советского Союза) действует и еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. Дело в том, что в 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека (Российской Федерацией ратифицирована), которая нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ. В развитие положений Конвенции 24 мая 1999 г. был принят Федеральный закон РФ, направленный на защиту соотечественников за рубежом. Кроме того, 30 ноября 2000 г. Советом глав правительств СНГ было принято Решение о защите детства в государствах - участниках СНГ. Контроль за соблюдением прав человека в СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, Положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц.

Множественность указанных элементов механизма защиты прав ребенка повышает значимость координационных начал в управлении деятельностью по социальной и правовой защите прав и законных интересов несовершеннолетних. По наблюдению многих теоретиков и практиков их пока не удается замкнуть в одну цепочку.

Конструктивным представляется подход, нацеленный на формирование общих принципов и межотраслевых механизмов регулирования правоотношений с участием детей, согласование норм различных отраслей права и практики их применения по защите прав ребенка.

Подводя итог, следует отметить, что главное на сегодняшний день в России – то, что органы представительной и исполнительной власти всех уровней еще не уделяют должного внимания проблемам детства. Необходимы совместная разработка и реализация комплексных целевых программ, принятие нормативных актов, создание сети новых учреждений социального обслуживания и досуга детей. Кроме того, необходим постоянный сравнительный мониторинг положения детей в России при содействии государственных и неправительственных структур общества. Государственная социальная и правовая политика вообще, и по отношению к детям в частности, должна определяться и осуществляться на основе конструктивного научного анализа, оценки и прогнозирования.

Было бы правильным предложить обществу и государству внимательно отнестись к ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, которая устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой же статьи Конвенции возлагает на государства-участников обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация выполняет указанные требования Конвенции не в полном объеме.

 

2.2. Сравнительный анализ судебной защиты прав несовершеннолетних в России и в США

 

Судебная защита прав несовершеннолетних является актуальной проблемой не только для современной России, но и для зарубежных стран. Следует отметить, что судебная защита прав несовершеннолетних подробно регламентируется законодательством ряда зарубежных стран. Причем здесь много общего с законодательством Российской Федерации, но есть и свои особенности.

Единственное государство, являющееся членом ООН, которое не ратифицировало Международную Конвенцию по правам ребенка, это США. Вместе с тем в США основные права детей зафиксированы в Конституции. Несовершеннолетний считается полноправной личностью: он имеет право на жизнь, на полноценное развитие, на защиту от пагубных влияний, жестокого обращения, а также право на полноценное участие в семейных, культурных и общественных делах. С другой стороны, несовершеннолетние не имеют всех прав, которыми обладают взрослые.

Если проанализировать порядок обеспечения права на защиту несовершеннолетним в уголовном судопроизводстве США, то можно заметить, что законодательством США не предусмотрено обязательного участия защитника по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, хотя участие защитника может быть признано обязательным в конкретном деле. При этом несовершеннолетнему обеспечивается защитник лишь в том случае, когда в результате рассмотрения дела к нему может быть применена институализация (т.е. помещение в закрытую исправительно-трудовую или воспитательное учреждение).

Отсутствие института обязательного участия защитника по делам несовершеннолетних вызывает критику и в самой стране. Так, в докладе, подготовленном для Международного обзора уголовной политики, анализируется практика обеспечения защитниками прав несовершеннолетних в США и отмечается, что хотя несовершеннолетние имеют конституционное право быть представленными адвокатом, нарушение этого права является скорее правилом, чем исключением. Однако во многих штатах получали помощь адвоката меньше половины несовершеннолетних, признанных виновными.

В последние годы в Соединенных Штатах изменяются подходы к правосудию в отношении несовершеннолетних, все сильнее есть тяготение к признанию наказания, а не реабилитации преступника. Все больше штатов просматривают законодательство в отношении несовершеннолетних в сторону усиления ответственности, распространяется практика назначения несовершеннолетним смешанных наказаний – когда за одно преступление одновременно назначаются и «детское», и «взрослое» наказания. Увеличивается количество автоматических передач несовершеннолетних из детских в общеуголовные суды в силу закона или по усмотрению прокурора, без предварительного рассмотрения целесообразности такой передачи детским судом.

Многие штаты изменили цель своего ювенального законодательства, делая упор на наказании и общественной безопасности, а не на воспитании детей, санкции стали строже, все больше несовершеннолетних лишаются воли, повышает роль защиты в уголовных делах несовершеннолетних.

Шестая поправка к Конституции США гарантирует каждому обвиняемому право на защитника. Это право понимают так, что во всех делах, кроме дел о малозначительных преступлениях, которые не могут закончиться заключением, малоимущие обвиняемые, в том числе несовершеннолетние, имеют право на адвоката. При этом адвокаты могут участвовать в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних как по приглашению, так и по назначению. Защита по соглашению осуществляется, как правило, частными адвокатами, которых приглашают или сами несовершеннолетние, или их родственники.

В США существует три базовых модели обеспечения защиты малоимущих обвиняемых, в том числе несовершеннолетних:

1) назначение частных адвокатов в каждом конкретном деле осуществляется в двух формах – по принципу ad hoc или по скоординированному принципу. Суть первой заключается в том, что защитники назначаются из числа частных адвокатов без соблюдения метода ротации и без специальных требований к квалификации адвоката. Часто назначаются адвокаты, которые присутствуют в суде в момент привода обвиняемого или предъявления обвинения. Оплата услуг адвокатов осуществляется либо по почасовым ставкам, или определенной суммой за дело. Скоординированное назначение адвокатов заключается в наличии определенных требований к их квалификации и обеспечивает высокий уровень надзора, подготовки и поддержки адвокатов. Адвокаты обычно назначаются на ротационной основе в зависимости от области их специализации и сложности дела. Вторая система признается приоритетнее первой;

2) контрактная система предусматривает заключение штатом, округом контрактов с частными адвокатами, адвокатскими фирмами или ассоциациями по обеспечению защиты малоимущих по уголовным делам. Есть два основных типа таких систем: контракты на общую фиксированную сумму и контракты с оплатой за каждое дело. Суть первой в том, что адвокат, фирма или ассоциация соглашаются принять неопределенное количество дел в пределах согласованного периода (чаще всего одного года). При этом даже если реальное количество дел больше прогнозируемого, контрактник должен обеспечить представительство в этих делах без дополнительной оплаты. Во втором случае адвокат, фирма или ассоциация адвокатов заключают контракт на определенное количество дел с фиксированной платой за каждое. Если лимит дел закончится, контракт можно перезаключить. Существенное преимущество контрактных систем – возможность запланировать в бюджете сумму средств, необходимых для этой цели;

3) программы публичных защитников – включают государственные или общественные организации, укомплектованные штатными адвокатами на условиях полного или неполного рабочего дня. В этих организациях работают хорошо подготовленные и хорошо образованные разного рода помощью адвокаты, защищающие малообеспеченных по уголовным делам. Как правило, эти программы в основном действуют в крупных городах. Оплата адвокатам и общественным защитникам компенсации за работу осуществляется, как правило, за счет штатов или округов. В некоторых штатах предусмотрено частичное покрытие этих расходов за счет судебной пошлины по другим, в том числе и гражданским делам, и различных штрафов.

В рамках данных систем функционируют также различные программы по защите прав несовершеннолетних. При этом одной из основных проблем для обеспечения надлежащей защиты является чрезмерное количество дел с участием несовершеннолетних, приходящихся на одного адвоката. У защитников часто нет времени для встречи с подзащитными; средства, которые выделяются для осуществления юридического представительства детей в уголовном судопроизводстве, не способны обеспечить расходы на ведение защиты. Такая ситуация требует определенных усовершенствований. Организациями публичных защитников были разработаны дополнительные программы по обеспечению несовершеннолетних как в «детских», так и во «взрослых» судах необходимой защитой. В разных штатах создаются специальные подразделения организаций публичных защитников, куда входят наряду с адвокатами также социальные работники разных профилей, которые предоставляют защитникам специальную помощь по отдельным вопросам, а также могут выступать в качестве свидетели-эксперты в суде. Адвокаты, которые задействованы в этих программах, нанимают для помощи практикантов из числа студентов, что позволяет им заниматься сложными делами.

Итак, если оценивать систему защиты несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве США, следует отметить, что, несмотря на отсутствие института обязательного участия защитника по делам несовершеннолетних, что, кстати, вызывает критику в самой стране, система защиты малоимущих детей стоит на достаточно высоком уровне. Заметной здесь является роль государства, осуществляющего финансирование и иную поддержку различных программ защиты несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. При наличии необходимых ресурсов эти программы разрабатывают новаторские пути осуществления представительства интересов несовершеннолетних, привлекая к работе не только адвокатов, как основу защиты, но и других специалистов, знания которых могут помочь при ведении защиты. Понимание сути услуг, предоставляемых этими программами, и их правильное применение может помочь выбрать альтернативные наказанию меры, что, безусловно, положительно скажется на развитии ребенка.

В США вопрос специализации адвокатов на ведении дел детей благодаря наличию специальных программ фактически решен, что, безусловно, положительно влияет на эффективность охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе.

Таким образом, система судопроизводства США предлагает много оригинальных решений проблем, возникающих при защите несовершеннолетних ведь в США защита прав ребенка начинается еще в утробе матери. 21 октября 2003 г. Сенат США (US Senate) утвердил запрет на так называемый «частичный аборт» на поздних сроках беременности. В ноябре 2003 г., несмотря на яростные протесты, президент Буш подписал этот законопроект и, тем самым, превратил его в полноценный закон. Поэтому в США ярче, чем где-либо, прослеживается основной принцип защиты прав детей, который активно внедряется в настоящее время и в России: «Родители постоянно должны доказывать государству, что они достойны воспитывать детей».

Право родителей на общение с ребенком, будучи личным правом, трудно поддается обеспечению и правовой защите. В настоящее время как в РФ, так и в США главным способом защиты данного права является судебно-правовой. Но вариативность правового регулирования в различных штатах приводит к тому, что главной проблемой в порядке защиты родительских прав в США является вопрос юрисдикции.

В России оценка мнения ребенка относительно его желания общаться с родителями относится к спорным вопросам. Суду следует выяснять мнение несовершеннолетнего относительно его общения с одним из родителей независимо от возраста, обусловив это лишь его способностью такое мнение выражать и формулировать (следуя положениям Конвенции о правах ребенка). Но правовую силу мнение ребенка имеет лишь с момента достижения им 10-летнего возраста. В США при установлении предпочтений ребенка суд руководствуется «разумным уровнем зрелости» (единообразный закон о браке и разводе, в отличие от СК РФ, не устанавливает определенного возрастного барьера).

В отличие от ситуации в российском праве, где статус ребенка в судебном процессе является не вполне ясным, американское право отличается определенностью по данному вопросу. Ребенок выступает в роли свидетеля. Когда родители не могут прийти к соглашению, суд может назначить ребенку опекуна-представителя в судебном деле для представления его интересов. Однако закон не поощряет дачу показаний ребенком непосредственно в зале суда (ребенок до 13 лет дает показания с помощью альтернативного метода). Если все-таки такая необходимость существует, ребенку назначается адвокат.

Следует отметить, что право России и США имеет схожее представление о понятии «права родителей». Важнейшим среди родительских прав является право родителей на воспитание детей. Однако если российский суд решает, с кем из родителей будет проживать ребенок, и оба родителя сохраняют свои права в равном объеме (по крайней мере, теоретически), то суд США рассматривает вопрос о том, кто из родителей станет опекуном ребенка.

В США ребенок имеет право «развестись» со своими родителями или опекунами. В отличие от России эмансипация ребенка в США происходит не только в случае его вступления в брак, но в связи с началом службы в вооруженных силах или тогда, когда суд приходит к выводу о том, что развод с родителями необходим для защиты интересов ребенка. Если ребенок недоволен своей семейной ситуацией и обращается в суд, то ему достаточно проинформировать своих родителей или опекуна, что они обязаны явиться в суд. Несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться в суд с заявлением о признании его эмансипированным, либо о признании родителей нарушившими его права. После достижения 14 лет (в России несовершеннолетний может обратиться в суд по месту своего жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным по достижении возраста 16 лет (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ). Но при этом он также должен доказать, что у него есть собственный заработок, и он может о себе заботиться самостоятельно.

Как указывает Верховный суд США, «если родители не имеют возможности обеспечить достойный уровень материальных благ ребенку… государство через органы социальной защиты обязано защитить права ребенка, пусть даже путем ограничения прав родителей». Так, бывший директор американского Национального центра по вопросам насилия над детьми и пренебрежения ими Дуглас Бешаров отметил: «В 1963 году около 75 тыс. были помещены в приемные семьи в связи с насилием над ними или пренебрежением их потребностями. В 1980 году эта цифра возросла до 300 тыс. Из этих детей примерно половина провели вне родной семьи как минимум два года и примерно одна треть – более шести лет. Однако, как указывают собранные федеральным правительством данные, выяснилось, что до половины этих детей не находились в явной опасности и могли быть без опасений оставлены на попечении своих родителей».

В США почти во всех штатах дети, рожденные в браке, имеют те же права, что и дети, рожденные вне брака. Права и обязанности детей в отношениях с родителями не зависят от пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: