Содержание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации, далее - ВКР), порядок ее подготовки и защиты

Рекомендации

Для подготовки

К государственной итоговой аттестации по направлению

«международные отношения»

ОП «Магистратура»

Дисциплины, входящие в предметную область государственного экзамена

Все вопросы, выносимые на государственный экзамен, отрабатывались в ходе изучения дисциплин базовой подготовки в рамках ООП:

1) Мегатренды и глобальные проблемы;

2) Внешнеполитический процесс и формирование внешней политики Российской Федерации;

3) Региональные подсистемы МО в XXI в.

 

Порядок проведения государственного экзамена

Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам, в соответствии с установленными требованиями.

Содержание теоретической части итогового государственного экзамена по направлению подготовки (вопросы к экзамену):

 

1. Основные свойства систем и подсистем МО.

2. Типы международных систем.

3. Перемены в политической системе мира в конце ХХ – начале XXI века.

4. Формирование новой системы международных отношений в конце ХХ – нач. XXI вв.

5. Роль международного права в современных отношениях государств, деятельности международных организаций.

6. Проблемы реформирования ООН на современном этапе, 60-я Юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи.

7. Парижское Соглашение ООН по охране окружающей среды 2015 г. и проблемы его реализации.

8. Международные отношения и проблемы охраны мирового культурного наследия.

9. Понятие мегатрендов в исторической и политической науках.

10. Модели всемирной истории и глобализация мира.

11. Индустриальное общество: системная характеристика.

12. Постиндустриальное общество: онтология и праксеология.

13. Информационное общество: структурно-функциональний взгляд.

14. Понятие и структура мирового хозяйства.

15. Общая характеристика глобальных проблем современности.

16. Классификация глобальных проблем современности: основные подходы.

17. Причины и факторы глобальной динамики.

18. Социальное прогнозирование: типы, формы, методы.

19. Глобализм, антиглобализм, альтерглобализм.

20. Альтернативные сценарии развития человечества.

21. Глобальный мир и проблема диалога цивилизаций.

22. Внешнеполитический процесс и его сущность.

23. Концепция политической модернизации России после распада СССР и окончания холодной войны.

24. Общая характеристика внешней политики России в 1990-е – 2000-е годы.

25. Внешнеполитические ресурсы современной России.

26. Внешнеполитические приоритеты РФ (1993-2020 гг.).

27. Общая характеристика внешнеполитического механизма РФ. Роль Президента России в руководстве внешней политикой.

28. Роль исполнительной и законодательной власти в процессе формирования и реализации внешней политики Российской Федерации.

29. Неформальные факторы внешнеполитической деятельности. Их влияние на внешнеполитические установки и реализацию внешнеполитических мероприятий.

30. Внешняя политика и основные общественно-политические силы российского общества.

31. Основные направления взаимодействия России и США в современных условиях.

32. Россия и формирование новой европейской политической архитектуры.

33. Исторический опыт и традиции отношений России со странами Центральной и Восточной Европы.

34. Позиция России по Ближневосточному конфликту.

35. Связи России с ведущими арабскими странами региона Ближнего Востока.

36.Российско-индийские отношения на современном этапе.

37.Внешняя политика России по отношению к странам Африки.

38.Внешнеполитическая деятельность России на Латиноамериканском направлении.

39.Российско-китайские отношения в 1990-е годы – 2000-е годы.

40.Отношения России и Японии и их значение для устойчивого развития АТР.

41. Регионалистика как научное направление изучения МО.

42. Региональные подсистемы МО.

43. Современные проблемы МО.

44. Современная Британия в европейских интеграционных процессах.

45. Германия и проблемы европейской интеграции.

46. Позиция Франции в вопросах региональной и глобальной безопасности.

47. Характер современного этапа ближневосточного конфликта.

48. Эволюция внешнеполитической доктрины КНР.

49. Идеи исламской революции как основа внешнеполитического курса Ирана.

50. Международная подсистема отношений государств на постсоветском пространстве.

51. Турция и европейская интеграция. Проблемы и перспективы присоединения Турции к ЕС.

52. Государства АСЕАН в интеграционном процессе в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

53. «Арабская весна» в странах Магриба и на Ближнем Востоке.

54. Перспективы развития межамериканской зоны свободной торговли.

55. Сотрудничество стран на постсоветском пространстве в области безопасности.

56.Международные организации в области экономического сотрудничества на постсоветском пространстве.

57. Создание международных организаций в Африке и их значение в интеграционном процессе на континенте.

58. Современные конфликты на африканском континенте и их сущность.

59. Региональная и глобальная роль современной Японии.

60. Проблемы безопасности в Латинской Америке.

 

Шкала оценивания

Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы компетенций магистра международных отношений. Общий перечень вопросов к итоговому государственному экзамену состоит из 60 вопросов.

Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме по билетам. Для подготовки к ответу студенту предоставляется время не менее 45 минут. Ответ студента на государственном экзамене заслушивается экзаменационной комиссией и оценивается на закрытом заседании по сто бальной (пятибалльной) системе.

       Экзаменационный билет имеет следующую структуру – 3 теоретических вопроса по дисциплинам базовой подготовки. 

Каждый вопрос экзаменационного билета оценивается отдельно.

При оценке ответа на вопросы билета следует руководствоваться следующим:

– Максимальная оценка за ответ на один вопрос комплексного государственного экзамена равна 30 баллам;

– Максимальная оценка за ответ на три вопроса комплексного государственного экзамена равна 90 баллам.

– Дополнительные 10 баллов могут быть выставлены по решению государственной аттестационной комиссии, в случае проявления магистрантом повышенной научной и речевой эрудиции.

1)    От 25 до 30 баллов – исчерпывающий, полный ответ на вопрос, свидетельствующий о глубоком понимании материала и умении им пользоваться, грамотно изложенный в письменной форме. Магистрант должен продемонстрировать знание фактического материала, основных источников по проблемам международных отношений и дипломатии, показать понимание причинно-следственных связей и видение роли и места обозначенного вопроса в системе мировой политики в историческом аспекте и на современном этапе.

2)    От 20 до 25 баллов – полный ответ, свидетельствующий о хорошем понимании материала и содержащий не более одной – двух неточностей.

3)    От 10 до 20 баллов – в основном, правильный ответ, но схематичный, с неточностями, непоследовательно изложенный, содержащий не более трех недочетов.

4)    До 10 баллов – поверхностное описательное изложение материала, содержащее более трех неточностей и недочетов.

5)    0 баллов – непонимание темы, слабое знание материала, отсутствие логики в изложении материала, наличие грубых ошибок или более 9 существенных недочетов. Ответ на один из экзаменационных вопросов оценен в 0 баллов.

 

Содержание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации, далее - ВКР), порядок ее подготовки и защиты

4.1. Требования, предъявляемые к ВКР.

ВКР магистранта представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное магистрантом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и

практические навыки, полученные при освоении основной образовательной программы. 

По содержанию и форме выпускная квалификационная работа должна соответствовать Государственному стандарту, устанавливающему общие требования и правила оформления научно-исследовательских и проектных работ в ГОУ ВПО Донецкий национальный университет.

Правила оформления выпускной квалификационной работы утверждаются ежегодно учебно-методической комиссией ГОУ ВПО ДонНУ, Советом исторического факультета и выпускающей кафедрой.

4.2. Условия и сроки выполнения ВКР утверждаются кафедрой, разработаны и утверждены в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности и имеют форму отдельного учебного издания.

Примерный перечень тем ВКР с указанием предполагаемых научных руководителей разрабатывается на кафедре. Тему научно-исследовательской работы из предложенного кафедрой списка студент может выбрать самостоятельно, но лучше обсудить ее с научным руководителем. Выбирая тему для исследования, а также решая вопрос о прикреплении к научному руководителю, студент должен ориентироваться:

– собственные научные интересы в области международных отношений и политологии;

– тематическую направленностью, связанную с профессиональной специализацией студента;

– область научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры;

– тематику своих курсовых работ за прошедший период обучения. 

4.3 Порядок защиты ВКР

Защита выпускной квалификационной работы включается в состав итоговой государственной аттестации магистрантов высших учебных заведений, завершающих обучение по направлению подготовки.

Готовая квалификационная работа с отзывом и необходимыми подписями сдается на кафедру, регистрируется и передается в государственную аттестационную комиссию (ГАК).

Защита магистерской диссертации проходит на открытом заседании ГАК. Явка магистранта в назначенный день защиты строго обязательна, придти нужно не менее чем за 15-20 минут до начала заседания экзаменационной комиссии. Стиль одежды официальный.

Заседание ведет председатель ГАК или другой член ГАК по его поручению. На защите желательно присутствие научного руководителя. Защита выпускной работы происходит в следующей последовательности:

1. Председатель ГАК представляет студента и тему магистерской диссертации.

2. ГАК заслушивает доклад магистранта.

3. Члены ГАК и присутствующие задают вопросы докладчику.

4. Докладчик отвечает на заданные вопросы. 

5. Научный руководитель и рецензент зачитывают отзывы на выпускную квалификационную работу. 

6. Докладчик отвечает на замечания научного руководителя и замечания рецензента.

Доклад. Успешная защита выпускной квалификационной работы зависит от уровня подготовки доклада и умения отвечать на заданные членами ГАК вопросы. Очень часто высокая оценка квалификационной работы, данная руководителем, снижается вследствие неграмотной защиты. 

Рекомендуется сопровождать выступление презентацией, выполненной в программе Power Point. Презентация должна состоять из 7-10 слайдов, на которых кратко должны быть изложены основные положения, выносимые студентом на защиту.

Презентация должна состоять:

– актуальности темы исследования;

– предмета и объекта исследования;

– цели и задач исследования;

– хронологических рамок исследования;

– методологии и методов исследования;

– научной и практической значимости работы;

– смыслообразующих таблиц и графиков, дополняющих работу;

– выводов, которые рекомендуется структурировать по главам, а на отдельный слайд выносить общие выводы к работе.

Общая продолжительность доклада на защите выпускной работы должна составлять не более 10 минут. Докладчик кратко излагает основное содержание своей работы. Речь, подготовленную для защиты, целесообразно в мельчайших деталях согласовать с научным руководителем.

В докладе необходимо:

– обосновать выбор темы исследования, актуальность, научную новизну;

– назвать объект и предмет исследования;

– указать цель и задачи работы; 

– обосновать используемые в работе методы и методологию исследования;

– обосновать хронологические рамки исследования;

– назвать основные выводы исследования.

Доклад должен быть емким, содержать оценки, выводы и рекомендации по решению проблемы, формулировки доклада должны легко восприниматься на слух, быть лаконичными и обоснованными. Наглядные и цифровые данные демонстрируются только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Ответы на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. После выступления студенту могут быть заданы вопросы, на которые он должен ответить. Вопросы лучше записать сразу и подготовить ответы. По докладу и ответам на вопросы члены комиссии судят о кругозоре студента, его умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Отвечая на вопросы, студент имеет право пользоваться текстом своего выступления и исследования, наглядными пособиями, рабочими записями.

Оценки ГАК выставляются на закрытом заседании после проведения всех запланированных защит. Оценка выставляется по 100 балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». После  оглашения оценок студент вправе выразить несогласие с выставленной оценкой или процедурой защиты.

Позже такие возражения не принимаются.

Задача ГАК – выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о выдаче диплома. При вынесении оценки комиссия принимает во внимание содержание доклада выпускника, мнения научного руководителя, ответы дипломника на вопросы членов ГАК и его участие в развернувшейся дискуссии по теме выпускной квалификационной работы. 

Решение принимается простым большинством голосов, при равенстве право решающего голоса отдается председателю ГАК. Результаты закрытого заседания ГАК объявляет председатель комиссии.

Решением ГАК студенту, успешно сдавшему государственные экзамены и защитившему итоговый исследовательский проект, присваивается квалификация, соответствующая направлению подготовки. 

По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию. Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена. Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания. 

 




double arrow
Сейчас читают про: