Проблемы возраста человечества

Возраст человека – период, имеющий свое особое содержание. В культурно-исторической теории возраст представляет собой конкретно-историческую категорию. Содержание возраста можно выразить через некоторые культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны. Например, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. В настоящее время период детства удлиняется, т.к. усложняются задачи вхождения ребенка в мир взрослых.

Сегодня мы сталкиваемся с серьезными разногласиями специалистов в представлениях о возрасте. Возрастные ориентиры в современном обществе размываются, и потому все труднее удерживать единую “лестницу” возрастов. Несколько десятилетий назад такие события, как поступление в школу, в пионерскую организацию, в комсомол и т.д., были жестко привязаны к определенному хронологическому возрасту. И во взрослой жизни были такие ориентиры – возраст вступления в брак, начала работы. Эти события членили взросление на отдельные четко отграниченные этапы.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст человека есть личный факт его жизни.

Биологический возраст (биологическое понятие) – время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости, установлены определенные возрастные нормативы. Если в организме человека наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Социальный возраст – возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым (профессиональный выбор, вступление в брак, рождение детей и внуков и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношения к жизни. Если они отстают от нормативных, то социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше. В психологии труда разработано понятие профессионального возраста, который характеризуется профессиональным опытом, профессио-нальным стажем, т.е. тем, на какой стадии профессионального развития находится человек.

Психологический возраст – возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатистическими показателями. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Все указанные категории подразумевают объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Субъективный возраст – возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

В исследовании развития человека обозначаются основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

· Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

· Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

· Соотношение задатков и способностей.

· Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

· Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

· Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием” возраст”.

· Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

· Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

· Соотношение задатков и способностей.

· Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

· Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка

На каждом этапе возраста, человек сталкивается с проблемами возраста, которые зависят от действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: