Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными частями

Сложные синтаксические конструкции — это объеди­нения частей с разными видами синтаксической связи. У таких предложений есть свои особенности: стечение сочинительных и под­чинительных союзов на месте соединения частей предложения, про­пуск союзов и т. д.: 1. Помните, что наука требует от человека всей его жизни и что если бы у вас было две жизни, то и их не хватило бы вам (Пав.) — в этом предложении при соединении придаточных частей наблюдается стечение союзов (и что если). 2. Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко, они усеяны на­родом и открыты палящим лучам солнца — первая придаточная часть присоединяется к главной союзом что, во второй придаточной части этот союз не повторяется.

Эти конструкции широко распространены и в художественных произведениях, и в деловой речи.

                                    Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения — это самостоятель­ные синтаксические конструкции, части которых объединяются по смыслу с помощью интонации, без союзов и указательных слов.

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных краткостью и выразительностью. Это качество с давних пор оценил народ: пословицы на всех языках в большинстве случаев представ­ляют собой бессоюзные сложные предложения: 1. Ветер деревья волнует, правда народ поднимает. 2. Не пугайся зимы: весна придет. 3. Лес рубят — щепки летят.

Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они указывают на:

1) одновременность и последовательность действий: 1. За окнами неслись облака, жарко светило солнце. 2. В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный замок, щелкнула задвижка;

2) противопоставление: Все хотели солнца — оно не по­казывалось;

3) условие и время: 1. Любишь кататься — люби саноч­ки возить. 2. Стемнеет — всюду по степи зажигаются огни (Овечк.);

4) следствие: Солнце выглянуло — степь повеселела;

5) причину: Ты не провожай меня: я дорогу знаю;

6) пояснение или дополнение: 1. Хочу от вас только одного: поторопитесь с выездом (Аж.). 2. Было ясно: мы опаз­дываем.

            § 205. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзных сложных предложений ставятся следующие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Речь человека является средством его характеристики, поэтому часто, особенно в художественной литературе, возникает необходи­мость ввести в текст чужую речь, т. е. чью-то речь, сопровождае­мую высказываниями автора.

Чужую речь можно передавать различными способами: прямой речью, косвенной речью, несобственно-прямой речью.

Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи, с сохранением не только ее содержания, но и всех особенностей фор­мы: «Тсс... тише... — сказал Нежданов.— Кто-то ходит по ко­ридору» (Т.).

Прямая речь является самостоятельным предложением.

Косвенная речь — это чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания: Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Косвенная речь является придаточной частью сложноподчинен­ного предложения.

Несобственно-прямая речь сохраняет лишь некоторые осо­бенности речи говорящего и не является самостоятельным предло­жением (в отличие от прямой речи), не оформляется как придаточ­ная часть (в отличие от косвенной речи). Она включается в автор­ское повествование, сливается с ним.

Несобственно-прямая речь в художественной литературе исполь­зуется в тех случаях, когда автор как бы перевоплощается в своего героя, мыслит, чувствует и говорит от его лица, сохраняя особенно­сти его речи: Ах, как хорошо было участковому Анискину! По­глядел на ситцевые занавески — эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик — эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи — ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).

Друзья посмотрели и в один голос заявили: «Уж очень по­нравился нам этот фильм!» (прямая речь).

Друзья в один голос заявили, что им очень понравился этот фильм (косвенная речь).

Друзья посмотрели, и уж очень им понравился этот фильм! (несобственно - прямая речь).

Прямая речь и знаки препинания при ней

Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксиче­скую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей.

Прямая речь может передавать:

а) чье-либо высказывание: «Что о Земнухове слы­хать?» — спрашивал Олег (Фад.).

б) невысказанную мысль: Я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки» (Пришв.).

В авторской речи имеются слова, которые вводят прямую речь. Обычно это глаголы, обозначающие процесс речи (сказал, спросил, шепнул, крикнул), целевую направленность высказывания (упрек­нул, решил, подтвердил, посоветовал), а также действия, чувства, сопутствующие высказыванию (усмехнулся, обрадовался, прищу­рился, вздохнул).

Прямая речь выделяется кавычками (или с помощью тире и красной строки. Этот прием обычен для книжного текста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: