Педагогические условия воспитания уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость эффективного решения задач в области патриотического воспитания, в том числе и развития уважения к защитникам Отечества, указывается на создание особых педагогических условий.

Ключевые слова: педагогические условия, защитники Отечества, дошкольники, родители, семья.

 

Согласно определению, предложенному И.Ипполитовой, Н.Стерховой, педагогические условия – это система определенных педагогических мер «воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса» [39, с.12].

Опираясь на данное определение, в нашей работе педагогические условия будут рассматриваться как совокупность взаимосвязанных мер педагогического воздействия, способствующих достижению старшими дошкольниками наиболее высокого уровня развития уважения к защитникам Отечества.

Исходя из анализа психолого-педагогических исследований (Н.В. Алешина, М.И. Богомолова, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.В. Кондукторова, М.Д. Маханева, М.Ю. Новицкая и др.) можно предположить, что наиболее оптимальными педагогическими условиями воспитания уважения у старших дошкольников к защитникам Отечества являются следующие:

- организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения детского опыта необходимыми представлениями, знаниями, положительными эмоциями и чувствами, для становления действенного уважительного отношения к защитникам Отечества;

- использование комплекса методов, приемов и способов организации совместной образовательно-воспитательной деятельности детей и взрослых для формирования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уважительного отношения к защитникам Отечества;

- обеспечение сотрудничества педагогов и родителей для реализации задач воспитания уважения у старших дошкольников к защитникам Отечества на основе взаимопонимания и поддержки.

Раскроем данные условия.

Первое условие – научное обоснование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на воспитание уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста

Данная среда включает следующие компоненты:

- мини-музей «Защитники Отечества», представленный следующими экспонатами: фотографиями военных (моряков, летчиков, танкистов, подводников, пограничников), книгами о военных и войне («Книга будущих командиров» А. Митяева, «Первые защитники Отечества – русские богатыри» А. Митяев, «Как Сережа на войну ходил» Ю. Яковлев, Беседы о войне: энциклопедия для малышей» Е. Ульева), коллекцией головных уборов военных (моряка, летчика, десантника, танкиста), коллекцией открыток военных лет;

- уголок «Слава защитникам Отечества», представленный стендом «Наши земляки – герои и защитники Отечества» (подборка фотографий и кратких биографических справок о героях Второй мировой войны – В.Н. Деев, Г.П. Корюкин, И.С. Полбин, М.П. Хватков; настоящего времени – Д.А. Разумовский, Д.С. Кожемякин, Р.М. Хабибуллин, Р.Н. Филиппов);

- игровая зона «Мы защитники Отечества», в которой было расположено оборудование для проведения сюжетно-ролевых игр и подвижных игр – атрибуты военной тематики: игрушки-муляжи оружия, детской военной формы.

При создании среды в рамках нашей работы мы руководствовались следующими принципами:

- принцип культуросообразности – объекты, предметы, материалы и оборудование среды отражали культурно-исторические особенности региона, знакомили с понятием «защитник Отечества», историей и современными героями военнослужащими; 

- принцип информативности – разнообразие различных видов объектов, материалов и оборудования отражало различную тематику содержания процесса воспитания к защитникам Отечества: виды войск, история военного дела, подвиги героев, чествование защитников и пр.;

- принцип вариативности – постоянно осуществлялось преобразование и изменение содержания среды, регулярно сменялся материал и оборудование в соответствии с направлениями работы по воспитанию уважения к защитникам Отечества;

- принцип активности – создавались условия для формирования и развития детской активности в познании уважительного отношения к защитникам Отечества, для проявления собственной инициативы и самостоятельности в использовании усвоенных норм и правил в различных видах деятельности: игре, познании, художественном творчестве, труде и пр.;

- принцип трансформируемости – содержание среды постоянно преобразовывалось в зависимости от педагогических ситуаций, преобладания вида детской деятельности и проявленных дошкольниками интересов и способностей;

- принцип гибкого зонирования – создавались определенные зоны для реализации детской активности, использования освоенных представлений и навыков в различных видах деятельности, которые не пересекаются и не создают препятствий для полного и свободного самовыражения детей;

- принцип доступности – все элементы среды были всегда доступны детям для восприятия, познания и взаимодействия с ними в различной деятельности;

- принцип безопасности – содержание среды, представленное различными объектами, материалами и оборудованием соответствует санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям, которые предъявляются к ним согласно нормативным документам.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует организации совместной партнерской деятельности между взрослыми и старшими дошкольниками, направленной на воспитание уважения к защитникам Отечества, а также осуществлению свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников, позволяющих осваивать и проявлять освоенные представления и умения.

Второе условие – организация и насыщение видов детской деятельности (познавательной, игровой, изобразительной) информацией патриотического содержания.

Отбор и применение методов, приемов и способов воспитания уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста должно происходить на основе общей направленности содержания педагогической деятельности, предполагающей формирование когнитивного (знания, представления), эмоционального (эмоции и чувства) и познавательного (действия, поступки, поведение) компонента. Наиболее полное содержание этого условия отражено в разработанном плане экспериментальной педагогической деятельности, который представлен в таблице.

 

План экспериментальной педагогической деятельности по воспитанию уважения у детей старшего дошкольного возраста к защитникам Отечества

Вид детско-взрослой деятельности, тема Задачи работы Методы и приемы работы
Познавательная беседа «Защитники Отечества» Рассказать о защитниках Отечества, их роли в сохранении и укреплении страны, личностных качествах (смелость, храбрость, сила, выносливость); Воспитывать уважение к защитникам Отечества; Воспитывать чувство гордости за свою армию; Сформировать желание быть похожими на смелых и сильных воинах-защитниках; Развивать сообразительность, логическое мышление; Развивать умение анализировать и делать выводы. Рассматривание иллюстраций (богатыри, современные войска – летчики, танкисты, десантники, пограничники); Пословицы о солдатах и Армии; Загадки о солдатах, танке, ружье;  
Непосредственно образовательная деятельность «Сегодня я мальчишка, а завтра я солдат!» Продолжать знакомство с понятием «защитник Отечества»; Формировать представления о военных, как защитниках Отечества; Формировать представления о разных видах войск (танковые, мотострелковые, ракетные, артиллерия, военно-воздушные); Воспитывать любовь к Родине; Воспитывать уважение к солдатам, как первым защитникам Отечества; Воспитывать чувство гордости за Российскую Армию; Развивать наблюдательность, сообразительность, внимание, память Презентация «Наша Армия»; Прослушивание стихотворения «Защитники Отечества» (Н. Мигунова) Беседа о видах и родах войск Российской Армии; Дидактическая игра «Закончи предложение»; Кроссворд «Назови военную профессию»  
Непосредственно образовательная деятельность «Военные профессии» Познакомить детей с военными профессиями: пограничник, военный летчик, разведчик, танкист, десантник, военный медик; Воспитывать уважение к людям военных профессий; Развивать познавательный интерес к военным профессиям; Развивать наблюдательность, мышление, речь Беседа о военных профессиях; Рассматривание фотографий с военными; Дидактическая игра «Выбери правильно»  
Непосредственно образовательная деятельность «Граница на замке» Закреплять знания детей о защитниках Отечества и армии; Формировать представления о значимости пограничных войск в сохранении мира и целостности страны; Развивать словесно-логическое мышление, внимание и память; Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картин «Случай на границе»; Воспитывать уважение к защитникам Отечества; Воспитывать чувство гордости Российскую армию. Загадка про пограничников; Рассматривание серии сюжетных картинок «Случай на границе»; Составление повествовательного рассказа по серии картинок
Экскурсия в 31 отдельную гвардейскую ордена Кутузова десантно-штурмовую бригаду ВДВ Познакомить детей с десантными войсками; Сформировать представления о роли десантников в защите Отечества; Воспитывать уважение к десантникам, как защитникам Отечества; Развивать мышление, восприятие, внимание, память; Развивать познавательный интерес к Армии и защитникам Отечества Беседа с десантниками; Рассматривание формы и техники десантных войск
Непосредственно образовательная деятельность «Наша Армия родная!» Закрепить знания о родах войск (моряки, танкисты, летчики, артиллеристы, пограничники, десантники); Формировать представления об особенностях военной службы; Воспитывать уважение к военнослужащим, как защитникам Отечества; Воспитывать желание быть похожими на воинов и защитников; Развивать познавательный интерес к военным; Развивать мышление, способность анализировать и обобщать, делать выводы. Беседа о военных профессиях; Рассматривание фотографий военных; Отгадывание загадок о военной технике; Дидактическая игра «Что напутал художник?»
Познавательная беседа «Русские богатыри» Познакомить с богатырями, как первыми защитниками Отечества; Формировать представления о богатырях, как смелых, сильных и добрых защитниках; Развивать познавательный интерес к истории защитников Отечества; Воспитывать уважительное отношение к героя-защитникам прошлого Проблемные вопросы; Раскрашивание картинок с богатырями
Познавательная беседа «Защитники-герои из моего города» Познакомить с героями, военными защитниками отечества из города Ульяновска: В.Н. Деев, Г.П. Корюкин И.С. Полбин, М.П. Хватков; Формировать представления о подвиге героев-земляков; Развивать познавательный интерес к истории защитников Отечества; Воспитывать уважительное отношение к героя-защитникам прошлого. Проблемные вопросы; Рассматривание фотографий героев-земляков
Непосредственно образовательная деятельность «Рисую защитников Отечества» Закреплять представления о защитниках Отечества, военных и армии; Развивать творческие способности; Воспитывать уважение к защитникам Отечества; Развивать познавательный интерес к военным профессиям Беседа о военных и армии; Дидактическая игра «Продолжи предложение»; Рисование на тему «Защитник Отечества»
Спортивный праздник «Есть такая профессия – Родину защищать!» Закреплять представления о защитниках отечества; Формирование навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; Развивать физические качества; Воспитывать уважение к защитникам Отечества Спортивные упражнения; Подвижные игры; Вопросы на смекалку    

 

Третье условие – организация взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием развития детей дошкольного возраста является организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (Е.П. Арнаутова, В.Я. Титоренко и др.) показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника [7; 63].

Исходя из значимой роли семьи в развитии детей, дошкольная организация должна обязательно взаимодействовать с ней, обеспечивая поддержку и помощь по вопросам воспитания, развития и обучения, привлекать к участию в совместной детско-взрослой деятельности, руководя ею согласно данным последних научных психолого-педагогических исследований.

Работа по взаимодействию с родителями является сегодня одним из основных принципов современного дошкольного образования, о чем особо указано во ФГОС ДО. В данном документе сформулирована задача – обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [57].

Взаимодействие с родителями в области воспитания у старших дошкольников уважения к защитникам Отечества, должно строиться как совместная работа образовательной организации и семьи и реализовываться в соответствии с такими принципами, как:

s Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

s Систематичность и последовательность работы.

s Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

s Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного развития детей; взаимодействие воспитателей и родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, мы полагаем, что именно вышеизложенные педагогические условия будут способствовать наиболее успешному и результативному воспитанию уважения старших дошкольников к защитникам Отечества.

 

Литература:

1. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д.Маханева. – М.: Сфера, 2004. – 135 с.

2. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / Мулько, И.Ф. – М.: Владос, 2009. – 96 с.

3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2013. – 200 с.

4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.

УДК 371.485

Данилова Н. В.

Учитель СОШ № 5 (Мелеуз, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: