(ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАЛИНГРАДА)
Аннотация. К концу 1930-х гг. среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты. В это время уже была создана и отработана программа подготовки педагогических кадров, соответствовавшая нормам социалистического воспитания. В Сталинградской области накануне Второй мировой войны действовало четыре педагогических вуза. В годы войны студенты активно участвовали в трудовой деятельности тыла, оборонительном строительстве или уходили добровольцами в Красную армию. С началом Сталинградской битвы вузы эвакуировались, а образовательный процесс прерывался. Помещения вузов были либо разрушены бомбардировками противника, либо переданы под военные госпитали. С окончанием сражения студенты активно включились в возрождение города. В процессе восстановления вузовской сети Сталинградской области огромную роль сыграла всенародная помощь, шефская помощь сталинградских предприятий и воинских частей. Несмотря на то, что Сталинградская битва нанесла огромный ущерб учреждениям образования, в течение 1943 г. учебный процесс в педагогических институтах возобновился в полной мере.
|
|
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, педагогическое образование, история, обучение, восстановление.
К концу 1930-х гг. комплекс высших учебных заведений, выпускавших высококлассных специалистов для каждой сферы народного хозяйства являлся вершиной системы народного образования в СССР. И среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты, готовившие преподавательские кадры для всех звеньев образовательной цепи.
В течение 1930-х гг. была организована сеть педагогических институтов на базе педагогических и других факультетов университетов. В 1932 г. вышло Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» [1], что способствовало увеличению учебных заведений. В это время вводилось обязательное всеобщее семилетнее образование. С его введением получили развитие и учительские институты. Впоследствии они были реорганизованы в педагогические институты и училища. С середины 1930-х гг. проводилась подготовка учителей в заочной и вечерней форме обучения. Обеспечению соответствующими научно-педагогическими кадрами способствовало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» [2].
Главная идея развития советской школы заключалась в создании единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. Политика в этой области была направлена на максимальный охват всего населения образованием и предоставление равных прав на обучение всех детей страны. Всесторонняя государственная поддержка образования позволила его сохранить даже в годы Великой Отечественной войны. Также в СССР постоянно увеличивались различные виды учебно-воспитательных учреждений. Развитие образования и воспитания было направлено на создание достаточно результативной системы подготовки преподавателей. Вместе с подготовкой высококвалифицированных профессиональных педагогических кадров государство создавало достаточно мощную и эффективную систему образования мирового уровня.
|
|
Однако в работе советской образовательной системы были и существенные недостатки. Зачастую присутствовал формализм и бюрократизм в решении возникавших трудностей в образовании. Подготовка педагогических кадров соответствовала нормам социалистического воспитания. Но потеря многих духовных и нравственных ценностей создавала неоправданный разрыв с историческими корнями и т.д.
Учительские институты готовили воспитателей дошкольных учреждений, учителей младшей школы, а также пионервожатых. Будущие учителя проходили длительную педагогическую практику, а также изучали различные специальные предметы. Основными учебными дисциплинами являлись такие как: педагогика, психология, методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена и др.
Педагогические университеты и институты осуществляли подготовку учителей средней школы. Помимо базовых предметов читались профилирующие дисциплины по выбранной специальности. Кроме этого студенты изучали целый ряд идеологических дисциплин (марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, научный коммунизм и др.) [3, с. 250–251].
В Сталинградской области (вместе с Астраханью) в конце 1930-х гг. действовало четыре педагогических вуза. В Сталинградском педагогическом институте обучалось около 850 студентов. В Астраханском педагогическом институте проходило обучение более 370 человек. Свыше 560 студентов училось в Сталинградском учительском институте, входившем в состав Сталинградского педагогического института. Около 740 человек обучалось в Астраханском учительском институте, который входил в состав Астраханского педагогического института [4, с. 98].
Астраханский педагогический институт открылся 1 октября 1932 г. Он должен был готовить кадры учителей для неполных и полных средних школ. В его составе первоначально находилось четыре факультета: социально-экономических наук, физико-математический, русского языка и литературы, калмыцкого языка и литературы. Факультет калмыцкого языка и литературы просуществовал в стенах института до 1933 г., когда на его базе возник Калмыцкий педагогический институт республиканского подчинения. В 1934 г. Астраханскому пединституту присвоили имя С.М. Кирова. В 1933/1934 учебном году был закрыт социально-экономический факультет. В 1935 г. при пединституте был открыт Астраханский учительский институт. В его состав вошли четыре отделения: физики и математики, естествознания, исторического, русского языка и литературы. С 1934 г. при пединституте начали свою работу вечернее и заочное отделения. В 1937 г. вечернее отделение появилось в Учительском институте. В этом же году в пединституте заработали курсы по подготовке преподавателей иностранных языков. Курсы длились два года и открылись на базе отделений английского и немецкого языков [5, л. 1-2, 6-7].
Великая Отечественна война стала тяжелым испытанием для сталинградских вузов. Так, в 1941 г. по причине отсутствия в Астрахани достаточного контингента учащихся, оба вечерних отделения были закрыты. В 1942 г. здание Астраханского педагогического института было изъято под размещение в нем госпиталя. Профессорско-преподавательский состав был эвакуирован в Тобольск. В октябре 1943 г. пединститут возобновил свою работу в Астрахани. Тогда же в институте на базе уже существовавших двухгодичных курсов был создан факультет иностранных языков с четырехлетним сроком обучения [6, с. 99].
|
|
Сталинградский государственный педагогический институт (СГПИ) был вторым вузом после механического института, открытым в Сталинграде. Он появился в 1931 г. как индустриально-педагогический институт и готовил педагогов высшей квалификации. К началу войны в Сталинградском пединституте действовали естественный, физико-математический, географический, исторический и литературный факультеты. В СГПИ входил и двухгодичный Учительский институт, который имел естественно-географическое, физико-математическое, историческое и литературное отделения. Учительский институт в свою очередь осуществлял подготовку учителей для школ с неполным средним образованием [7, с. 336].
Уже в первые дни войны в Сталинградском пединституте проходили собрания партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. На заседаниях обсуждались мероприятия по оказанию помощи фронту. Студенты досрочно завершили текущую сессию и добровольцами ушли на фронт. Общество Красного Креста организовало в Сталинградском педагогическом институте курсы медицинских сестер, на которые записались свыше 350 студенток и сотрудниц института. За короткое время эти курсы закончили более 200 человек. В двух учебных корпусах СГПИ расположились госпитали [8, с. 104].
Более 630 преподавателей и студентов под руководством директора института И.А. Фурсенко до 25 октября 1941 г. участвовали в строительстве оборонительных сооружений вокруг города Сталинграда. Студенты и сотрудники СГПИ также дежурили в госпиталях, помогали медицинским работникам в приеме раненых с поездов и их дальнейшей эвакуации [7, с. 336]. В течение 1941/1942 учебного года институт оказывал помощь колхозам и совхозам области. Для этого многие студенты окончили курсы механизаторов.
|
|
Во время массированной бомбардировки 23 августа 1942 г. были разрушены все три учебных корпуса СГПИ. Помимо этого пострадали библиотека, четыре студенческих общежития, столовая, хозяйственные постройки, дом научных работников. С 25 августа пединститут временно приостановил свою деятельность. Большая доля сотрудников, преподавателей и студентов пополнила ряды Красной армии [8, с. 105]. Часть была эвакуирована в Бирск и Саратов.
После окончания битвы на Волге сталинградские областные власти поставили перед Наркоматом просвещения вопрос о восстановлении института. 15 июля 1943 г. правительство приняло постановление о возобновлении работы СГПИ. Но в разрушенном Сталинграде было трудно найти пригодное здание. Было решено временно расположить институт в Урюпинске. Но это решение было пересмотрено. Институт переехал в Камышин, где 15 ноября 1943 г. возобновились занятия [9, л. 120]. В его составе по-прежнему было пять факультетов: физико-математический, географический, естествознания, исторический, русского языка и литературы. В учительском институте сохранились все его отделения, имевшиеся к началу войны. На 15 ноября 1943 г. в СГПИ было 456 студентов, из них 281 в педагогическом институте и 175 в учительском. Всего на первых курсах обучалось 369 человек, кроме того, на старшие курсы возвратилось 87 студентов. Однако в течение года выбыли по разным причинам 78 человек [7, с. 336].
С июля по октябрь 1943 г. обязанности директора и заместителя директора по научной и учебной работе СГПИ и Учительского института исполнял доцент П.А. Бобров. Он занимался вопросами восстановления и перевода института в Камышине и организацией учебного процесса 1943/1944 учебного года. Сам директор же СГПИ И.А. Фурсенко до октября 1943 г. находился в эвакуации и возглавлял Ярославский педагогический институт, после чего вернулся обратно в Сталинград [10, с. 64].
В то же время в Сталинграде велись активные действия по восстановлению города. Первоочередные мероприятия проводились с февраля по май 1943 г. военными частями – Сталинградской группой войск, оставшимися после битвы на территории области. В их задачу входили разминирование городских и сельских районов, уборка трупов советских военнослужащих и вражеских солдат.
В деле восстановления Сталинграда участвовали и мирные жители. Они внесли большой вклад в возрождение разрушенного города. Люди занимались восстановительными работами на предприятиях города, сбором трофеев, уборкой и захоронением трупов. Студенты сталинградских вузов организовывались в студотряды и присоединялись к работам в городе. Они принимали активное участие в восстановлении разрушенных и строительстве новых зданий, тем самым приближая момент возвращения своих учебных заведений в город из мест эвакуации [11, с. 320]. Однако этот процесс затянулся на несколько лет. И только в январе 1945 г. СНК РСФСР удовлетворил ходатайство руководства СГПИ о возвращении в областной центр. В конце марта педагогический институт переехал из Камышина в Сталинград.
Оперативные действия центральных и местных органов власти, руководства самих вузов, позволили возобновиться учебному процессу уже в 1943 г., несмотря на все сложности и разрушения, причиненные войной. Усилия гражданских и военных организаций менее чем за два года обеспечили возможность возрождения высшего образования в самом областном центре. И таким образом, система педагогического образования, существовавшая в Сталинграде в довоенные годы, была сохранена.
Литература:
1. Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=21432#045235869729367684 (дата обращения: 29.03.2020)
2. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=19104#08385532559260449 (дата обращения: 29.03.2020)
3. Зыкин А.В. О формировании и развитии системы педагогического образования в России // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 23–24 апр. 2013 г. – С.-Пб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – Т. II. С. 249–253.
4. Сталинградская область в цифрах. Краткий статистический справочник. – Сталинград: Сталингр. обл. изд-во, 1939. – 120 с.
5. Историческая справка к фонду Р-2364 «Астраханский ордена "Знак Почета" государственный педагогический институт им. С.М. Кирова» // Государственный архив Астраханской области. Ф. Р-2364. Оп. 1. Л. 1–2, 6–7.
6. Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941–1945. – Астрахань: [б. и.]. – 2015. – 318 с.
7. Сталинградская область (1939–1943). Цифры и факты: информационно-статистический справочник. – Волгоград: Издатель, 2016. – Т. 1: Территория. Население. Власть. Социальная сфера. – 2016. – 424 с.
8. Болотов Н.А. Преподаватели и студенты Сталинградского педагогического института на защите города в годы Великой Отечественной войны // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. - № 3 (27). - С. 104–107.
9. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 113. Оп. 18. Д. 44.
10. Хорошенкова А.В. Развитие высшего исторического образования в Нижнем Поволжье в годы Великой Отечественной войны // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. - № 4 (127). - С. 214–218.
11. Владимирова Е.Д., Головина Е.Л., Гоманенко О.А. Возвращение населения г. Сталинграда и области к мирной жизни после окончания Сталинградской битвы // Экстремальное в повседневной жизни населения России: региональный аспект (к 100-летию Русской революции 1917 г.). Сб. мат-лов междунар. науч. конф. – С.-Пб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. – С. 317–322.
УДК 791.222; 32.019.51
Гулякина С. И.
Канд. пед. н., доцент РГУ (Рязань, Россия)
Минат В. Н.
Канд. геогр. н., доцент РГАТУ (Рязань, Россия)