Великой Отечественной войны

(ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАЛИНГРАДА)

Аннотация. К концу 1930-х гг. среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты. В это время уже была создана и отработана программа подготовки педагогических кадров, соответствовавшая нормам социалистического воспитания. В Сталинградской области накануне Второй мировой войны действовало четыре педагогических вуза. В годы войны студенты активно участвовали в трудовой деятельности тыла, оборонительном строительстве или уходили добровольцами в Красную армию. С началом Сталинградской битвы вузы эвакуировались, а образовательный процесс прерывался. Помещения вузов были либо разрушены бомбардировками противника, либо переданы под военные госпитали. С окончанием сражения студенты активно включились в возрождение города. В процессе восстановления вузовской сети Сталинградской области огромную роль сыграла всенародная помощь, шефская помощь сталинградских предприятий и воинских частей. Несмотря на то, что Сталинградская битва нанесла огромный ущерб учреждениям образования, в течение 1943 г. учебный процесс в педагогических институтах возобновился в полной мере.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, педагогическое образование, история, обучение, восстановление.

К концу 1930-х гг. комплекс высших учебных заведений, выпускавших высококлассных специалистов для каждой сферы народного хозяйства являлся вершиной системы народного образования в СССР. И среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты, готовившие преподавательские кадры для всех звеньев образовательной цепи.

В течение 1930-х гг. была организована сеть педагогических институтов на базе педагогических и других факультетов университетов. В 1932 г. вышло Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» [1], что способствовало увеличению учебных заведений. В это время вводилось обязательное всеобщее семилетнее образование. С его введением получили развитие и учительские институты. Впоследствии они были реорганизованы в педагогические институты и училища. С середины 1930-х гг. проводилась подготовка учителей в заочной и вечерней форме обучения. Обеспечению соответствующими научно-педагогическими кадрами способствовало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» [2].

Главная идея развития советской школы заключалась в создании единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. Политика в этой области была направлена на максимальный охват всего населения образованием и предоставление равных прав на обучение всех детей страны. Всесторонняя государственная поддержка образования позволила его сохранить даже в годы Великой Отечественной войны. Также в СССР постоянно увеличивались различные виды учебно-воспитательных учреждений. Развитие образования и воспитания было направлено на создание достаточно результативной системы подготовки преподавателей. Вместе с подготовкой высококвалифицированных профессиональных педагогических кадров государство создавало достаточно мощную и эффективную систему образования мирового уровня.

Однако в работе советской образовательной системы были и существенные недостатки. Зачастую присутствовал формализм и бюрократизм в решении возникавших трудностей в образовании. Подготовка педагогических кадров соответствовала нормам социалистического воспитания. Но потеря многих духовных и нравственных ценностей создавала неоправданный разрыв с историческими корнями и т.д.

Учительские институты готовили воспитателей дошкольных учреждений, учителей младшей школы, а также пионервожатых. Будущие учителя проходили длительную педагогическую практику, а также изучали различные специальные предметы. Основными учебными дисциплинами являлись такие как: педагогика, психология, методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена и др.

Педагогические университеты и институты осуществляли подготовку учителей средней школы. Помимо базовых предметов читались профилирующие дисциплины по выбранной специальности. Кроме этого студенты изучали целый ряд идеологических дисциплин (марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, научный коммунизм и др.) [3, с. 250–251].

В Сталинградской области (вместе с Астраханью) в конце 1930-х гг. действовало четыре педагогических вуза. В Сталинградском педагогическом институте обучалось около 850 студентов. В Астраханском педагогическом институте проходило обучение более 370 человек. Свыше 560 студентов училось в Сталинградском учительском институте, входившем в состав Сталинградского педагогического института. Около 740 человек обучалось в Астраханском учительском институте, который входил в состав Астраханского педагогического института [4, с. 98].

Астраханский педагогический институт открылся 1 октября 1932 г. Он должен был готовить кадры учителей для неполных и полных средних школ. В его составе первоначально находилось четыре факультета: социально-экономических наук, физико-математический, русского языка и литературы, калмыцкого языка и литературы. Факультет калмыцкого языка и литературы просуществовал в стенах института до 1933 г., когда на его базе возник Калмыцкий педагогический институт республиканского подчинения. В 1934 г. Астраханскому пединституту присвоили имя С.М. Кирова. В 1933/1934 учебном году был закрыт социально-экономический факультет. В 1935 г. при пединституте был открыт Астраханский учительский институт. В его состав вошли четыре отделения: физики и математики, естествознания, исторического, русского языка и литературы. С 1934 г. при пединституте начали свою работу вечернее и заочное отделения. В 1937 г. вечернее отделение появилось в Учительском институте. В этом же году в пединституте заработали курсы по подготовке преподавателей иностранных языков. Курсы длились два года и открылись на базе отделений английского и немецкого языков [5, л. 1-2, 6-7].

Великая Отечественна война стала тяжелым испытанием для сталинградских вузов. Так, в 1941 г. по причине отсутствия в Астрахани достаточного контингента учащихся, оба вечерних отделения были закрыты. В 1942 г. здание Астраханского педагогического института было изъято под размещение в нем госпиталя. Профессорско-преподавательский состав был эвакуирован в Тобольск. В октябре 1943 г. пединститут возобновил свою работу в Астрахани. Тогда же в институте на базе уже существовавших двухгодичных курсов был создан факультет иностранных языков с четырехлетним сроком обучения [6, с. 99].

Сталинградский государственный педагогический институт (СГПИ) был вторым вузом после механического института, открытым в Сталинграде. Он появился в 1931 г. как индустриально-педагогический институт и готовил педагогов высшей квалификации. К началу войны в Сталинградском пединституте действовали естественный, физико-математический, географический, исторический и литературный факультеты. В СГПИ входил и двухгодичный Учительский институт, который имел естественно-географическое, физико-математическое, историческое и литературное отделения. Учительский институт в свою очередь осуществлял подготовку учителей для школ с неполным средним образованием [7, с. 336].

Уже в первые дни войны в Сталинградском пединституте проходили собрания партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. На заседаниях обсуждались мероприятия по оказанию помощи фронту. Студенты досрочно завершили текущую сессию и добровольцами ушли на фронт. Общество Красного Креста организовало в Сталинградском педагогическом институте курсы медицинских сестер, на которые записались свыше 350 студенток и сотрудниц института. За короткое время эти курсы закончили более 200 человек. В двух учебных корпусах СГПИ расположились госпитали [8, с. 104].

Более 630 преподавателей и студентов под руководством директора института И.А. Фурсенко до 25 октября 1941 г. участвовали в строительстве оборонительных сооружений вокруг города Сталинграда. Студенты и сотрудники СГПИ также дежурили в госпиталях, помогали медицинским работникам в приеме раненых с поездов и их дальнейшей эвакуации [7, с. 336]. В течение 1941/1942 учебного года институт оказывал помощь колхозам и совхозам области. Для этого многие студенты окончили курсы механизаторов.

Во время массированной бомбардировки 23 августа 1942 г. были разрушены все три учебных корпуса СГПИ. Помимо этого пострадали библиотека, четыре студенческих общежития, столовая, хозяйственные постройки, дом научных работников. С 25 августа пединститут временно приостановил свою деятельность. Большая доля сотрудников, преподавателей и студентов пополнила ряды Красной армии [8, с. 105]. Часть была эвакуирована в Бирск и Саратов.

После окончания битвы на Волге сталинградские областные власти поставили перед Наркоматом просвещения вопрос о восстановлении института. 15 июля 1943 г. правительство приняло постановление о возобновлении работы СГПИ. Но в разрушенном Сталинграде было трудно найти пригодное здание. Было решено временно расположить институт в Урюпинске. Но это решение было пересмотрено. Институт переехал в Камышин, где 15 ноября 1943 г. возобновились занятия [9, л. 120]. В его составе по-прежнему было пять факультетов: физико-математический, географический, естествознания, исторический, русского языка и литературы. В учительском институте сохранились все его отделения, имевшиеся к началу войны. На 15 ноября 1943 г. в СГПИ было 456 студентов, из них 281 в педагогическом институте и 175 в учительском. Всего на первых курсах обучалось 369 человек, кроме того, на старшие курсы возвратилось 87 студентов. Однако в течение года выбыли по разным причинам 78 человек [7, с. 336].

С июля по октябрь 1943 г. обязанности директора и заместителя директора по научной и учебной работе СГПИ и Учительского института исполнял доцент П.А. Бобров. Он занимался вопросами восстановления и перевода института в Камышине и организацией учебного процесса 1943/1944 учебного года. Сам директор же СГПИ И.А. Фурсенко до октября 1943 г. находился в эвакуации и возглавлял Ярославский педагогический институт, после чего вернулся обратно в Сталинград [10, с. 64].

В то же время в Сталинграде велись активные действия по восстановлению города. Первоочередные мероприятия проводились с февраля по май 1943 г. военными частями – Сталинградской группой войск, оставшимися после битвы на территории области. В их задачу входили разминирование городских и сельских районов, уборка трупов советских военнослужащих и вражеских солдат.

В деле восстановления Сталинграда участвовали и мирные жители. Они внесли большой вклад в возрождение разрушенного города. Люди занимались восстановительными работами на предприятиях города, сбором трофеев, уборкой и захоронением трупов. Студенты сталинградских вузов организовывались в студотряды и присоединялись к работам в городе. Они принимали активное участие в восстановлении разрушенных и строительстве новых зданий, тем самым приближая момент возвращения своих учебных заведений в город из мест эвакуации [11, с. 320]. Однако этот процесс затянулся на несколько лет. И только в январе 1945 г. СНК РСФСР удовлетворил ходатайство руководства СГПИ о возвращении в областной центр. В конце марта педагогический институт переехал из Камышина в Сталинград.

Оперативные действия центральных и местных органов власти, руководства самих вузов, позволили возобновиться учебному процессу уже в 1943 г., несмотря на все сложности и разрушения, причиненные войной. Усилия гражданских и военных организаций менее чем за два года обеспечили возможность возрождения высшего образования в самом областном центре. И таким образом, система педагогического образования, существовавшая в Сталинграде в довоенные годы, была сохранена.

 

Литература:

1. Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=21432#045235869729367684 (дата обращения: 29.03.2020)

2. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=19104#08385532559260449 (дата обращения: 29.03.2020)

3. Зыкин А.В. О формировании и развитии системы педагогического образования в России // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 23–24 апр. 2013 г. – С.-Пб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – Т. II. С. 249–253.

4. Сталинградская область в цифрах. Краткий статистический справочник. – Сталинград: Сталингр. обл. изд-во, 1939. – 120 с.

5. Историческая справка к фонду Р-2364 «Астраханский ордена "Знак Почета" государственный педагогический институт им. С.М. Кирова» // Государственный архив Астраханской области. Ф. Р-2364. Оп. 1. Л. 1–2, 6–7.

6. Астраханская область в Великой Отечественной войне 1941–1945. – Астрахань: [б. и.]. – 2015. – 318 с.

7. Сталинградская область (1939–1943). Цифры и факты: информационно-статистический справочник. – Волгоград: Издатель, 2016. – Т. 1: Территория. Население. Власть. Социальная сфера. – 2016. – 424 с.

8. Болотов Н.А. Преподаватели и студенты Сталинградского педагогического института на защите города в годы Великой Отечественной войны // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. - № 3 (27). - С. 104–107.

9. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 113. Оп. 18. Д. 44.

10. Хорошенкова А.В. Развитие высшего исторического образования в Нижнем Поволжье в годы Великой Отечественной войны // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. - № 4 (127). - С. 214–218.

11. Владимирова Е.Д., Головина Е.Л., Гоманенко О.А. Возвращение населения г. Сталинграда и области к мирной жизни после окончания Сталинградской битвы // Экстремальное в повседневной жизни населения России: региональный аспект (к 100-летию Русской революции 1917 г.). Сб. мат-лов междунар. науч. конф. – С.-Пб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. – С. 317–322.

 

УДК 791.222; 32.019.51

Гулякина С. И.

Канд. пед. н., доцент РГУ (Рязань, Россия)

Минат В. Н.

Канд. геогр. н., доцент РГАТУ (Рязань, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: