Особенности процесса обучения в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье рассмотрен комплекс мероприятий и проблем, проводившихся государством в области воспитания и образования в годы Великой отечественной войны; в частности: сохранение жизни и здоровья детского населения; эвакуация детей и подростков; адаптация детского населения к новой обстановке; обеспечение продуктами питания, сохранение и развитие всеобуча; борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью; сохранение высшего педагогического образования.

Ключевые слова: Великая отечественная война, патриотическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, блокада, обучение, эвакуация.

 

Великая Отечественная война наложила тяжелый отпечаток на развитие нашей страны, она затронула все сферы общественной жизни. Война стала суровым испытанием и для советской системы образования.

Главный лозунг военных лет: «Все для фронта, все для победы!» ставил перед школой не только определенные задачи, выполнение которых лежало в основе будущей победы над врагом.

s организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

s повседневная, сверхурочная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

s перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

s повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

s улучшение военно-физической подготовки;

s всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;

s оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Учебные программы военного времени претерпели некоторые изменения. В школьных курсах стали глубже изучать темы, связанные с войной и обороной: отравляющие вещества, планы и карты, современная военная техника и военная терминология, сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной работе.

Изменился характер преподавания школьных предметов в рамках школьной программы. Обучение стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью. [5, с.119]

Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».[2,c.214]

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов.

Наркомат просвещения и местные организации принимают ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

Особой страницей в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда. В период блокады школы Ленинграда продолжали работать. Бюро Ленинградского Горкома партии от 25 октября 1941г. обсудило вопрос «О начале учебного года» в школах Ленинграда и обязало Исполком Ленгорсовета организовать с 25 октября 1941г. занятия для учащихся 7-10-х классов. Воинские части должны были освободить помещения школ. Основываясь на анализе изменений, происходивших на фронте и в тылу, Наркомпрос РСФСР по заданию правительства разработал новый учебный план [8, с. 49].

В середине 1942/43 учебного года был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия и техники рукопашного боя, военно-санитарного дела. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

С ужесточением блокады резко ухудшись и условия жизни: не стало света, отопления. Начался голод. В школах, где продолжались занятия, уроки длились не более 20-25 минут, дольше в холоде не выдерживали ни дети ни учителя. Записи не вели – бумага стала непозволительной роскошью. Дополнительно к скудному пайку дети получали в школе суп, за который не вырезались талоны из продовольственной карточки. Зачастую это спасало жизнь.

По постановлению Ленгорсовета план работы школ основывался на повторении учебной программы. Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

В конце 1942 года учебные занятия проходили в 86 школах Ленинграда. В них училось 27 тысяч детей – примерно 6% от довоенного количества. Основную массу учащихся составляли ученики младших классов, так как большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или занимались в ремесленных училищах и школах ФЗО (школы фабрично-заводского обучения) [5, с. 209].

Ленинградские учителя и их воспитанники вписали одну из самых героических и славных страниц в историю советской школы. В страшные дни блокады они самоотверженным трудом в школе, на строительстве оборонительных сооружений, на полевых работах помогли отстоять Ленинград. За активное участие в обороне города свыше 5 тысяч школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда». Многие педагоги и работники школ были награждены орденами и медалями [5, с. 165].

Война внесла существенные изменения и в жизнь Ленинградских вузов. С началом войны тысячи студентов и преподавателей отправились на фронт. Число обучающихся сократилось в несколько раз. В вузах шла напряженная работа по мобилизации всех сил в помощь фронту. Учебные мастерские и лаборатории были в срочном порядке реорганизованы для производства оборонной продукции. В мастерских Университета, Текстильного института, Педагогического института им. А.И. Герцена и многих других изготавливались запалы для гранат. В Институте точной механики и оптики был налажен выпуск прицелов для зенитных установок. Студенты, сотрудники вузов под руководством опытных ученых быстро осваивали военное производство, поставляя фронту снаряды, мины, гранаты, запалы и многое другое.

В жестоких условиях блокады ленинградские преподаватели продолжали обучение оставшихся студентов, считая это своим долгом перед Родиной. Обессиленные от голода и холода, они по-прежнему приходили на свои факультеты, читали лекции, проводили лабораторные занятия, руководили дипломными проектами студентов-выпускников. В 1941/42 учебном году в вузах осажденного Ленинграда работало около тысячи преподавателей, среди которых насчитывалось свыше 500 профессоров и доцентов.

В декабре 1941 года Ленинградский городской комитет партии вынес специальное решение о проведении зимней экзаменационной сессии в вузах города. В нем были выдвинуты два основных требования: создать необходимые условия для подготовки студентов к экзаменам и «не допускать во время экзаменов либерализма в оценке знаний студентов». В январе-феврале 1942 года, когда страшный голод, отсутствие топлива и электроэнергии во многом парализовали жизнь Ленинграда, в ряде институтов города проводилась очередная экзаменационная сессия, проходили государственные экзамены и защита дипломных проектов. Несмотря на строгие требования, предъявляемые к экзаменуемым, у большинства студентов было обнаружено твердое знание предметов. В Университете почти все экзамены были сданы на оценки «отлично» и «хорошо».

В итоге, вузы города подготовили и выпустили в первую блокадную зиму 2500 специалистов. Свыше 500 человек окончили Институт инженеров железнодорожного транспорта, более 200 инженеров дал стране Горный институт. Электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина) выпустил большую группу специалистов по электрооборудованию, радиотехнике и проводной связи. Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта подготовил 250 высококвалифицированных военно-физкультурных работников, большинство которых было направлено на фронт и в госпитали [1, с. 211].

Война и блокада города внесли существенные изменения в характер и формы обучения в вузах. Большинство студентов совмещали учебу с работой на заводах и фабриках, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплений, в рабочих отрядах, госпиталях, командах МПВО. Занятия в вузах были построены так, что позволяли чередовать оборонную и учебную работу. Преподаватели широко практиковали систему месячных заданий, контрольных работ, консультаций и сдачи зачетов и экзаменов в течение всего учебного года.

В феврале-марте 1942 года большинство высших учебных заведений Ленинграда было вывезено вглубь страны – на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Университет разместился в Саратове, Педагогический институт им. А.И. Герцена – в Кыштыме, Механический институт – в Перми, Инженерно-строительный институт – в Барнауле, Политехнический – в Ташкенте. Всего было эвакуировано около 40 институтов. На новых местах ленинградские вузы в короткий срок сумели наладить учебный процесс, а также развернули плодотворную работу по оказанию помощи фронту.

В осажденном Ленинграде остались лишь коллективы медицинских вузов (1-й и 2-й медицинские и Педиатрический институты), не прекращавшие своей деятельности ни на один день. В период блокады городу, как никогда раньше, были нужны врачи и медицинские сестры, способные оказывать помощь защитникам города. Летом 1942 года медицинские институты города произвели очередной выпуск молодых врачей и медицинских сестер, подготовленных из числа студенток младших курсов. В 1942/43 учебном году в медицинских вузах Ленинграда обучалось более 1500 человек. Студенты-медики совмещали занятия с работой в поликлиниках и на дому, помогая врачам диагностировать и лечить больных ленинградцев. За годы блокады медицинские институты города подготовили несколько тысяч врачей и медицинских сестер. Только в одном Педиатрическом институте было выпущено 900 детских врачей и 1500 медицинских сестер [1, с. 243].

Небольшие коллективы преподавателей, студентов, рабочих и служащих ряда эвакуированных вузов остались в Ленинграде для того, чтобы работать в производственных мастерских, выпускавших продукцию для фронта, а также, чтобы оберегать научные ценности. Производственные мастерские действовали в Политехническом, Горном, Химико-технологическом институте им. Ленсовета и в некоторых других вузах города. Выполняя большую работу по оказанию помощи фронту, оставшиеся в Ленинграде научные работники и студенты не оставляли мысли о возобновлении учебных занятий.

После того, как свершился прорыв вражеской блокады Ленинграда, учебная жизнь высших учебных заведений начала постепенно возрождаться. В октябре 1943 года некоторые вузы (Электротехнический им. В.И. Ульянова (Ленина), Политехнический, Кораблестроительный, Химико-технологический им. Ленсовета и другие) возобновили учебную деятельность в родном городе. Всего в 1943/44 учебном году в городе работало 13 высших учебных заведений. Летом 1944 года в Ленинград возвратились крупнейшие вузы города – Университет, Педагогический, Инженерно-строительный институты и другие. В 1944/45 учебном году в Ленинграде действовало уже 31 высшее учебное заведение. Здесь работало 3260 профессоров и преподавателей и училось свыше 18 тысяч студентов [9, с. 211].

В сложной обстановке военного времени высшие учебные заведения Ленинграда не прекратили своей деятельности, сумели дать стране тысячи ученых, инженеров, учителей, врачей и других специалистов, отдавая все свои силы для достижения победы над фашизмом.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.

 

Литература:

1. Адамович А.М. Блокадная книга.-5-е изд., испр., доп./ А.М.Адамович, Д.А. Гранин.- М., 1983.-430с., 243 с., 111 с.

2. Великая Отечественная война: Энциклопедия. - М., 1985.- 214 с., 356 с.

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М., 1999.

4. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. - М., 2000.

5. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. - М., 1977. – 165 с., 209 с.

6. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. - Курган, 2000.

7. Михащенко А.Л. Общеобразовательная школа и педагогическая мысль Южного Зауралья (1917 - 1990 гг.) Часть 1. - Курган, 1995.

8. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917-1973. - М., 1974. – 49 с., 74 с.

9. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. - М., 1984. – 98 с. 211 с.

 

УДК 373.5

Зауторова Э. В.

Доктор пед. н., профессор ВИПЭ ФСИН России (Вологда, Россия)

Кевля Ф. И.

Доктор пед. н., профессор, старший научный сотрудник

НИИ ФСИН России (Москва, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: