Сеять разумное, доброе, вечное

Я родилась в многодетной учительской семье. Была старшим ребенком среди пятерых братьев и сестер. В самом раннем детстве многие девочки мечтают быть учительницами или врачами, а мальчики летчиками и моряками. А с годами у многих все меняется. А у меня, видимо, с самого раннего возраста романтическая мечта к этой профессии переплеталась с реальной необходимостью быть только учителем и больше никем. Чувствовала, знала, что и родители очень хотели, чтобы обязательно продолжилась династия учителей. Потому что постоянно рядом был пример родителей – сельских учителей – Шарифа Валеевича и Нафисы Галимовны Биккуловых. 80 лет своей жизни они вместе отдали любимой работе, постоянно помогая друг другу в жизни и работе. И самая большая благодарность за их самоотверженный труд – это вести от своих бывших учеников, их успехи в труде, устроенная личная жизнь. И, конечно, высокое звание Заслуженный учитель БАССР, которого была удостоена мама в 1948 году. Трудному, но благодарному делу – делу обучения и воспитания подрастающего поколения – они посвятили всю свою жизнь. И никогда они не пожалели, что стали именно учителями.

С первых дней войны папа ушел на фронт, с надеждой, что они быстро справятся с врагом, и он к сентябрю вернется к началу учебного года. В эти же дни призвали в армию и среднего брата Биккулова Ахмета Валеевича – директора школы. Передав школу в руки жены, Биккуловой Гайши, он пополнил ряды защитников Родины. Ушел на фронт с надеждой, что война будет недолгой.

Младшего брата Биккулова Сахи Валеевича, война застала на Дальнем Востоке, где с 1939 года он проходил службу в армии. В течение 7 лет, пройдя трудными и длинными дорогами войны с Востока на Запад, и обратно в чине старшего лейтенанта, многочисленными правительственными наградами он вернулся к мирной жизни. 50 лет честно трудился на ниве просвещения преподавателем математики Темясовского педагогического училища Баймакского района, затем директором школы № 8 г. Сибая. К сожалению, родители так и не дождались возвращения сына. Он стал полноправным членом семьи старшего сына. К нашей династии добавилось еще 50 лет.

Но не сбылись мечты о быстром возвращении к мирной профессии у среднего брата. Преодолев тысячи километров пути, участвуя в кровопролитных сражениях с врагом, теряя товарищей, он дошел до Украины, где был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Спасти его не смогли, и там же в Грузии его прах нашел пристанище вдали от Родины, вдали от родных.

В 1943 году в возрасте 18 лет ушел на фронт мамин брат – Насыров Хайбулла Галимович. Их призвали в армию с 3 курса Темясовского педагогического училища Баймакского района. 10 студентов (будущие учителя), не успев получить дипломы, ушли защищать Родину. А в 1944 году мы получили извещение – «пропал без вести». И только с появлением интернета выяснилось, что он погиб под Ровно, освобождая Украину от фашистов. Есть точная дата гибели, место, где он покоится. Из 10 человек его сокурсников в живых остались только три человека. Они сумели вернуться к мирной жизни в 1946 году. Их демобилизовали только потому, что они – будущие учителя, а их сослуживцы вернулись только в 1950 году. Успешно завершив училище, получив дипломы, они пополнили ряды учителей.

К счастью, мой папа, не попав в пекло войны, вернулся к 1 сентября 1941 года с тяжелым заболеванием легких, пробыв несколько суток в воде, укрываясь от бомбежек.

Мне было только 6 лет, когда началась война. До сих пор не покидает чувство, что именно в этом возрасте закончилась мое и моих сверстников детство, и как-то моментально наступило взросление.

Кругом царило напряжение, люди со слезами на глазах говорили о войне, растерянность, озабоченность, страх, испуг перед чем-то непонятном был во взгляде каждого. Это состояние от взрослых передавалось и нам, детям. 

Сегодня я хорошо помню, что когда из «черной тарелки» раздавался очень громкий железный (так казалось мне) голос мужчины (это был голос Левитана), я прятала голову под подушку. Боялась, что он опять скажет что-то страшное, пугающее и «война» придет в нашу деревню.

Мы не слышали рокота танков, разрыва снарядов, над нами не летали немецкие самолеты, пепелища сожженных деревень не стояли перед глазами. Но она не миновала нас. Она пришла к нам по-другому. Опустела деревня, мужчины ушли на фронт. Казалось, в деревне остановилась жизнь. Все замерли в ожидании. С нетерпением ждали весточки с фронта. Каждое письмо прочитывалось несколько раз и коллективно. Бабушкам часто читал, а потом с их слов писал письма их близким на фронт мой папа. Я и сегодня помню многие строчки из этих писем: «я скоро вернусь с победой», «учись хорошо, слушайся учителя», «помогай по хозяйству». Удивительно, что находясь в кровавом аду, люди, не забывали о детях, о школе, учителях. Наверное, оставаться просто добрым, заботливым на войне – это тоже почти подвиг. А ведь они знали, понимали, что каждую секунду они смотрели смерти в глаза.

Несмотря на трудности – нехватку учебников, письменных принадлежностей, одежды, хлеба, тепла в классах, благодаря порой только самоотверженному труду, наших учителей сумели выдержать все и справиться с поставленными задачами. Государство ни на минуту не оставляло без внимания школу, учителей.

Мне порой казалось, скорее, я чувствовала, что мои родители не только учат детей писать, читать, считать, а живут их жизнью. Помню, они вместе с ними писали письма близким на фронт, к новому году делали игрушки на елку, готовили маскарадные костюмы, маски, учили их петь, плясать, шить, вязать. Водили в лес, учили различать лекарственные и съедобные растения, собирать ягоды, делать из даров природы заготовки на зиму. Они учили труду, умению не только жить, но и выживать.

В это жестокое военное время я тоже переступила порог школы. С сумкой, сшитой из мешковины, чернильницей - непроливайкой, тетрадкой, разрезанной на половинки, ручкой - карандашом с одного конца и привязанным пером с другого. У замечательных учителей П-Иткуловской семилетней школы Баймакского района посчастливилось учиться, отличную профессиональную подготовку получить в Темясовском педучилище – кузнице педагогических кадров Зауралья; окончить Башкирский государственный университет и в 1960 году учителем переступить порог Бурибаевской средней школы, теоретически подготовленной к профессии, но без опыта и без уверенности в своих педагогических способностях, тем более мне, башкирке, рядом с опытными учителями преподавать русский язык в русских классах. Вскоре мне коллектив доверил должность завуча, а затем и директора школы.

Могу с уверенностью сказать «мне повезло», что мое становление как педагога и руководителя прошло именно в этом дружном, трудолюбивом коллективе, среди добрых, порядочных, требовательных прежде всего к себе людей. Костяк коллектива - ветераны Великой Отечественной войны, познавшие цену человеческой жизни, побывавшие в самом пекле войны. Те, кто в лихие военные годы сумели справиться со всеми невзгодами, свалившимися на их плечи, и с достоинством выполнить свою миссию – быть учителем – самой гуманной профессии на земле.    

Высокая оценка моего труда это признание, прежде всего самоотверженной, творческой работы всего коллектива.

А для меня самое главное, я оправдала надежду своих родителей, не изменила их профессии учителя, с достоинством прошла тернистый сложный путь учителя, добавила еще 50 лет к династии Камаловых-Биккуловых. Я рада, что сумела подготовить смену. Моя старшая внучка Камалова Альфия - учитель русского языка и литературы Булгаковской СОШ Уфимского района г. Уфы. Очень надеюсь, что из 7 внуков кто-то обязательно станет очень хорошим учителем. 

Мы сегодня живем в очень непростое, сложное время. Переписывание истории, ложное толкование итогов Великой Отечественной войны, игнорируя решение Нюренбергского процесса, стало уже нормой.

Вспышки эпидемий, техногенные катастрофы, локальные и информационные войны, героизация образов убийц и предателей, организация и финансирование цветных революций под предлогом «насаждения демократии», терроризм толкают человечество в опасную пропасть.

Многие высокопоставленные чиновники из-за бугра с трибун, с экранов телевизор в средствах массовой информации открыто, громко и очень легко обещают решения многих проблем в мире силой оружия, без страха и совести легко произносят слова «война», «атомная бомба».

Как бы ни пытались унизить нас, умолить наши заслуги – мы Народ – Победитель. Это признано международным сообществом. 

И мы обязаны, должны, имеем полное право от нападок, обвинений, оскорблений и лжи защищать наших ветеранов, которые еще живы, рядом с нами, рискуя жизнью, спасшие нас и страну от коварного врага. Мы в долгу перед двадцатью миллионами погибшими, ценой собственной жизни, заплативших за нашу свободу.

Время летит очень быстро. К сожалению, с каждым прожитым днем редеют ряды ветеранов, да и людей моего возраста, кого сегодня вежливо, с уважением называют «дети войны», становится все меньше и меньше.

До конца понять умом, увидеть глазами, почувствовать душой. Как сумела наша страна, наш народ пережить этот кровавый ужас, помогли мне поездки по местам боевых сражений, встречи с очевидцами, участниками этих событий, рассказы блокадников, цифры похороненных на Пискаревском кладбище, дневник Тани Савичевой нельзя слушать, видеть, читать без горьких слез. Захоронение солдат на территории Грузии и Украины, где покоится прах моих братьев – учителей, мне кажется, вместе с нами оплакивают даже березы в Трептов-парке. 

Могут наступить такие времена, когда для последующих, да и нынешнего поколения, салют в День Победы 9 мая, Бессмертный полк, Георгиевская ленточка, фильмы о войне, несколько строчек и страниц из учебников, со временем будут источником знаний о Великой Отечественной войне.

Чтобы отстоять свое право называться Народом - Победителем, нам надо знать всю правду о войне. Только факты, подтвержденные документами, воспоминания ветеранов, кто был участником, свидетелем тех страшных событий, являются для нас точной, достоверной, убедительной, ценной информацией. Ее надо и доносить постоянно до всех, кто еще надеется, что ложь пройдет, и кто еще сомневается. Об этом надо кричать!

75 лет над нами ясное голубое небо. В честь этой даты на параде в Москве мы увидим наше новейшее вооружение. Они созданы только для того, чтобы защитить нашу страну, наших людей от тех, кто еще пытается пока нас пугать, угрожать, провоцировать. Мы мирные люди, и ни на кого не собираемся нападать.

Мы в неоплатном долгу перед теми, кто спас нас от страшной напасти фашистов, дал нам возможность жить спокойно под мирным небом, учиться, радоваться жизни, наслаждаться детством, юностью и зрелостью.

Слишком дорогой ценой досталась нам Победа!

 

УДК 070.15

Кокоулин В. Г.

Доктор ист. н., главный редактор научно-исторического журнала

«Сибирский Архив» (Новосибирск, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: