Содержание патриотического воспитания в Отечественной гимназии в начале XX века

(НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)

Аннотация: В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ века автором определено содержание патриотического воспитания, осуществлявшегося классными наставниками в отечественной гимназии (знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности).

Ключевые слова: гимназия, патриотическое воспитание, классный наставник, классный руководитель.

 

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, определили трансформацию ценностей в сознании подрастающего поколения. В этих условиях особенно остро возникает необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания в деятельности современного классного руководителя.

В связи с этим закономерно обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ в., отражающих различные аспекты деятельности классных наставников в гимназиях Казанского учебного округа, мы определили содержание патриотического воспитания: знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности.

Наибольший интерес представляет для нас период начала ХХ века, когда общественно-политическая и военная ситуация в стране была насыщена примерами патриотического содержания. В источниках этого периода зафиксировано три масштабных события, существенно повлиявших на содержание воспитательной деятельности классных наставников, — празднование столетия Отечественной войны в 1912 году, трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году и I Мировая война, начавшаяся в 1914 году. Победа России в Отечественной войне в 1812 году отражала военную и экономическую мощь государства, талант полководцев, героизм народа. А юбилей правящей династии Романовых свидетельствовал о стабильности монархии, богоизбранности царской фамилии.

Активизации познавательного интереса к происходящим событиям способствовали воспитательные мероприятия, праздничные богослужения в гимназических церквях, религиозно-нравственные беседы, проводимые классными наставниками, написание сочинений на исторические темы. В гимназические библиотеки приобретались подарочные альбомы, книги, картины. Известно, что воспитанники некоторых гимназий получали юбилейные издания «Отечественная война», «Александр I», «Сто лет назад», «Двенадцатый год на Руси». В I казанской гимназии была изготовлена настенная таблица «Родословие российского царствующего Дома», которая украшала гимназические стены и использовалась в качестве наглядного пособия по изучению истории России, династии Романовых в частности [1, л. 14].

Воспитательная система отечественной гимназии чутко реагировала на социально-политические события, происходившие в стране и регионах. Наиболее значимым событием начала ХХ столетия явилось участие Российской империи в I Мировой войне, определившее перемены в деятельности всей гимназии и классных наставников в особенности. В сложный военный период необходимо было воспитывать граждан-патриотов, приверженцев монархии, формировать у детей чувство сопричастности к общегосударственному делу разгрома врага. Данные чувства, качества формировали классные наставники как координаторы воспитательной системы отдельного класса и гимназии в целом.

Интерес к истории, обычаям и традициям народов проявлялся через беседы классных наставников с воспитанниками на исторические, военные темы. Классные наставники рассказывали о территории, охваченной военными действиями, о положении детей и школы там. Воспитанникам гимназий сообщалось также о подвигах людей, отстаивающих Родину в тылу, о труде государственных деятелей, телеграфистов, сестер милосердия, крестьян; приводились примеры великодушия русского солдата, приведшего раненого пленника-немца и отдавшего ему свою порцию; военных, спасающих немецких детей. Данные факты позволяли детям испытывать чувства гордости и патриотизма. Конечно, гимназисты получали информацию из газет, от родителей, от знакомых, но все-таки общую картину формировала школа, главным образом классные наставники. Таким образом, эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий.

Важным фактором, определившим содержание патриотического воспитания гимназистов, являлась национальнаяидея, идея славянского братства, которая прослеживалась преимущественно в содержании воспитательных мероприятий — репертуар гимназического хора обязательно содержал гимн «Гей, славяне», «Вспомним, братцы, россов славу», «Боже, Царя храни» [2, л. 2]. Промонархический характер содержания номеров свидетельствовал о воспитании в учениках приверженности государственному устройству, русскому народу. Классные наставники использовали патриотический потенциал национальной литературы, знакомили воспитанников с географией, историей, обычаями и традициями предков и современников, формируя таким образом национальное самосознание, уважение к прошлому и настоящему Родины.

Самым содержательным компонентом патриотического воспитания гимназистов явилось их участие в социально-значимой деятельности,которая реализовывалась в устройстве мероприятий - патриотических концертов, спектаклей, чтений; благотворительных вечеров, сборов, изготовления воспитанниками вещей, подарков для отправки солдатам. Так, из протокола заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии мы узнаем об организации благотворительного спектакля «с целью развития патриотизма у детей, а также сбора средств для пособий детям героев и жертв I Мировой войны» [3, л. 6]; а в III казанской гимназии в пользу «неимущих» учеников была поставлена оперетта «Севильский цирюльник» [4, л. 4].

Факты участия воспитанников гимназий в сборах вещей на нужды фронта были отмечены во многих городах империи. Так, гимназисты       г. Казани под руководством классного наставника А.М. Магницкого собрали и отправили на фронт праздничные пасхальные подарки [5, л. 50]. Туда же вкладывались письма детей солдатам. Отметим, что традиция написания писем была достаточно распространена в этот период. Классная наставница одной из гимназий приводит пример такого письма [6, с. 3]: «Дорогой солдатик, защитник Родины, желаю тебе победить врага…», затем просили написать «Как Вы живете» и желали вернуться с войны здоровыми, а в конце неизменно стояла просьба «Пришлите ответ». Известны случаи, когда ответные письма приходили на адрес школы. В них солдаты благодарили гимназистов за проявленное внимание: «Милые казанцы, мы не можем обойти молчанием о тех радостях и приятных минутах, когда наши герои получили подарки, постараемся поддержать нашу славу, сокрушить ненавистного врага славянства». Известно также, что гимназистки Казанского учебного округа занимались изготовлением белья для раненых [7, с. 792]. Естественно, главной целью подобных акций являлось предоставление гимназистам возможности принять косвенное участие в происходящих событиях, «внести вклад в победу».

В условиях I Мировой войны возник объективный недостаток рабочих рук, прежде всего в сельскохозяйственной сфере. Это повлекло за собой организацию трудовых дружин для сезонной помощи семьям участников военных действий [8, л. 60]. Такая деятельность позволяла гимназистам реализовать альтруистические желания, помощь Родине, народу, конкретным семьям не только словами, но и реальными поступками.

Гимназические педагоги, классные наставники констатировали естественное желание воспитанников сохранить память о героях. С этой целью в актовых залах некоторых гимназий возводились мраморные доски с фамилиями участников военных событий; организовывались выставки, посвященные войне [9, с. 113]. Подготовка экспозиций способствовала лучшему пониманию и оценке воспитанниками военных и политических событий, позволяла гимназистам принять участие в сохранении памяти об участниках военных действий.

Воспитательная система отечественной гимназии основывалась на тесном сотрудничестве с семьями учеников. Родители также участвовали в сборах вещей, медикаментов для пострадавших от войны районов. Таким образом усиливалась связь семьи и школы, происходило приобщение родителей к делам школы.

Классные наставники и сами активно участвовали в различных общественных организациях и объединениях. Так, созданный в годы I Мировой войны «Комитет помощи пострадавшим», в который, кроме классных наставников, входили педагоги, общественные деятели, работники СМИ, врачи, занимался оказанием помощи пострадавшим от войны, обустройством лазаретов, лечением раненых, оказанием продовольственной помощи [10, с. 379]. К сфере деятельности комитета относилась также материальная и педагогическая помощь семьям, забота о детях. Комитет оказывал поддержку учителям-беженцам, прибывшим из областей, охваченных военными действиями; семьям педагогов, призванных на войну, и, наконец, самим учителям, лишившимся в связи с войной заработка.

Таким образом, общественно-политические и военные события начала ХХ века создали благоприятную обстановку для нравственного, патриотического воспитания гимназистов, определив тем самым приоритетные направления в деятельности классных наставников. Содержание патриотического воспитания, осуществляемого классными наставниками, определялось, с одной стороны, знаниями и фактами о развитии монархии, военных и политических событиях. Эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий. Важным моментом в патриотическом воспитании являлось участие и наставников, и гимназистов в социально-значимой деятельности (сбор пожертвований, изготовление вещей, подарков для солдат, организация санитарных и трудовых дружин, выставок), что формировало у них готовность к выполнению гражданского долга защиты Родины. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников позволяет констатировать, что патриотическое воспитание в гимназии было направлено на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений; патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому; готовности к выполнению гражданского долга защиты Родины.

В заключение отметим, что, несмотря на успешную в целом постановку воспитательного процесса в гимназии, классные наставники в исследуемый период испытывали ряд трудностей. В периодической печати встречаются свидетельства наставников о чрезвычайно низком уровне дисциплины в гимназии; известно об участии воспитанников в различных кружках и объединениях, увлечения их революционными идеями. На наш взгляд, данные факты свидетельствуют о «неофициальном патриотизме» гимназистов, вступающем в противоречие с существующей воспитательной системой. Кроме того, активное участие самих наставников в различных организациях, общественных движениях, благотворительных фондах отвлекало их от непосредственной воспитательной работы с детьми. Другая трудность была вызвана низкой оплатой труда преподавателей и воспитателей гимназии, следовательно, тяжелым материальным положением наставников, еще более усугубленным военными событиями.

 

Литература:

1. Об организуемой в Санкт-Петербурге юбилейной художественно-исторической выставке в память 300-летия царствования Дома Романовых // Национальныйархив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 87 I Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 8004. Л. 14.

2. Об актах, вечерах, концертах, спектаклях и прочих развлечениях для учащихся III Казанской мужской гимназии в 1915 г. // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2380. Л. 2.

3. Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии // Центральныйгосударственный архив Удмуртской Республики. Ф.89 Глазовская мужская гимназия, оп. 1, д. 17. Л. 6.

4. О вечерах, балах, праздниках, спектаклях, концертах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф. 88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2082. Л. 4.

5. О пожертвованиях на Красный крест III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2383 Л. 50.

6. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. - С. 3.

7. Отклики войны // Вестник образования и воспитания. - 1914. - Т. 1. - №9. - С.792.

8. Об ученических экскурсиях и трудовых дружинах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 2431 Л. 60.

9. Хроника школьной жизни // Вестник образования и воспитания. - 1915. - №1. - С.113.

10.  Педагогическая хроника // Воспитание и образование. – 1914. - №1. - С. 379.

УДК 930.85

Калмакова Е. А.

Учитель СОШ (с. Карлыханово, РБ, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: