План лекции:
1) структурные модели словосочетаний;
2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;
3) синтаксические связи в словосочетаниях
По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.
Непростые словосочетания бывают двух видов:
а) сложные;
б) комбинированные.
В сложном словосочетании 1 главное слово и
несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».
В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.
Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.
Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:
Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.
В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.
Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.
Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:
Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.
Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:
1) атрибутивные;
2) объектные;
3) субъектные;
4) комплетивные;
5) обстоятельственные.
Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.
Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.
Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.
Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.
Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.
Типы связи слов в словосочетании и в предложении.
Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.
Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.
Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.
При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.
Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.
Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,
Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.
Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.
Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.
Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса
План лекции:
1) понятие о предложении как единице синтаксиса;
2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;
3) синтаксические связи между главными членами предложения
Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.
Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью: Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).
Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью. Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.
Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Япойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Япошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра» синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).
Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.
Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:
Реальный план: Ирреальный план:
Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.
Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.
Сын будет учиться в университете.
Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца: Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Типы связи слов в предложении.
Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией: Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.
Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение, при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.
Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение. При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого «тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.
Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы — гордость).
Лекция 5 Типология простого предложения
План лекции:
1) семантические признаки предложения;
2) структурные признаки предложения;
3) односоставные предложения и их типы;
4) полные – неполные предложения;
5) членимые – нечленимые предложения.
Мысль, которую формирует, выражает и сообщает предложение, состоит из 2-х элементов – субъекта и предиката. Академик А.А.Шахматов отмечает, что эти 2 элемента мысли могут быть выражены или раздельно, или слитно. В двусоставном предложении имеют место два разноименных главных члена предложения, выражающие отдельно субъект и предикат (о чем говорилось ранее). Односоставное предложение содержит один главный член, в котором слитно выражены субъект и предикат.
Основными признаками односоставного предложения являются:
- структурный. Грамматическую основу составляет 1 главный член предложения;
- семантический. Особая семантика: а) действие и состояние, производитель, носитель которого не назван; б) утверждение бытия;
- стилистический. Сфера употребления односоставных предложений ограничена (употребляются в РС, ПС, ХС).
По совокупности структурно-семантических признаков выделяются следующие группы односоставных предложений. Глагольные односоставные предложения противопоставляются именным. В глагольных односоставных предложениях подлежащее отсутствует, и нет необходимости его восстанавливать, важным и главным является само действие, а не кто его исполняет. Грамматическая семантика односоставных определенно-личных предложений – принадлежность действия определенному лицу (одному из собеседников). Исполнитель действия подразумевается, но не называется.
Эта грамматическая семантика находит свое выражение в структуре предложений, т.е. в способах выражения главного члена предложения:
1) формами 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени глаголов – Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море;
2) формами 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения – Слушайте, товарищи-потомки! Лети, лети, лепесток, через запад на восток…;
3) формами 2 лица изъявительного наклонения (реже): Идешь завтра в поход?
Примечания
1 В определенно-личных предложениях главный член – сказуемое - не может быть выражен формой 3 лица, так как, по мнению проф.А.М. Пешковского, в 3 лице к сказуемому можно подставить не только личное местоимение ОН, но и тысячи других слов с разными значениями. Предложения с такими сказуемыми считаются неполными: На коленях в огороде лебеду полю, вырываю и бросаю, пусть простит меня!
2 Главный член определенно-личных предложений не может быть выражен формой прошедшего времени. Формы прошедшего времени вообще не имеют лица, следовательно. Не могут указывать на определенное лицо. Подобные предложения рассматриваются как двусоставные неполные (контекстуальные): Письмо ваше получил, спасибо.
Грамматическая семантика односоставных неопределенно-личных предложений - обозначение действия неопределенного лица или группы неопределенных лиц. Главный член таких предложений выражается: 1) формой 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени - В дверь стучат: властно и торопливо. И на обломках самовластья напишут наши имена! 2) формами множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения - Америку открыли в конце 15 века.
Если бы они этого заслуживали, о них писали бы в газетах.
Грамматическая семантика односоставных обобщенно-личных предложений - обозначение действия обобщенного лица, действие типичное, повторяющееся, относящееся к каждому и ко всем. Наименование действующего лица устранено, в связи с его обобщенностью, неконкретностью. Формы выражения главного члена:
1) глаголами в формах 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени
Муха – не волк, из ружья не убьешь. На всех не угодишь;
2) глаголами в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения – Особенно хвалят тот товар, который хотят сбыть с рук. Цыплят по осени считают;
3) глаголами в форме 1 лица множественного числа изъявительного наклонения –
Что имеем, не храним, потерявши, плачем;
4) глаголами в форме повелительного наклонения – Глупому в поле не давай воли.
Если в односоставных личных предложениях субъект-исполнитель действия не был назван, но подразумевался (как некое определенное, неопределенное или обобщенное лицо), то в безличных глагольных предложениях деятельность осуществляется без деятеля (по А.М.Пешковскому), независимо от него, чаще стихийно. На этом основании в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.
Сравните: Саша не спит, но она весела. Саше не спится, но весело ей. (Во втором предложении – состояние, независимое от воли действующего лица)
Главный член безличного предложения выражается:
1) безличным глаголом - В воздухе похолодало. Скоро рассветет. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей;
2) личным глаголом в безличном употреблении - Пахнет сеном над лугами. От лип душистых медом тянет. (Сравните: Роза пахнет малиной. Кто-то тянет за веревку);
3) словом категории состояния - В вагоне было тесно. Надо перестраивать всю жизнь;
4) страдательным причастием в форме среднего рода - Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно;
5) отрицательным словом (словом-предложением) - У меня нет времени. Не было ни гроша.
В последние годы в самостоятельную группу выделяются инфинитивные предложения, то есть такие предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом – Скоро ехать. Тебе идти первому.
Определение места инфинитивных предложений в системе типов односоставных предложений носит дискуссионный характер в современной лингвистике. Одни ученые (Галкина-Федорук, авторы
школьных учебников) рассматривают инфинитивные предложения в составе безличных (иначе говоря, считают их безличными) на том основании, что и в этих предложениях общим является то, что в них нет и не может быть подлежащего. Другие ученые (А.Н. Гвоздев, Н.С.Валгина, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов, В.А.Бабайцева и др.) разграничивают безличные и инфинитивные предложения, выявляя следующие существенные различия между ними:
- различие в семантике предложений. В преобладающем большинстве своем безличные предложения обозначают действие или состояние, возникающее и протекающее независимо от деятеля. Зачастую, по сути, он вообще отсутствует. В инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к действию;
- различен характер выражения модальности. В безличных предложениях модальное значение выражается лексически (Тебе следует, нужно заниматься), в инфинитивных предложениях – с помощью интонации (тебе заниматься бы);
- различна природа главного слова. В безличных предложениях в большинстве случаев подлежащее недопустимо в силу лексического значения глагола-сказуемого (Тошнит. Скучно. Мне не спится.), в инфинитивных предложениях подлежащего не допускает форма сказуемого (Молчать! Съездить бы к морю).
Таким образом, общее между безличными и инфинитивными предложениями носит поверхностный характер, а различий проявляется больше и они являются более основательными, что позволяет выделение инфинитивных предложений в самостоятельную группу в системе типов односоставных предложений.
По структурно-семантическим особенностям инфинитивные предложения можно разделить на две основные группы:
1) предложения без частицы «бы»;
2) предложения с частицей «бы».
В инфинитивных предложениях без частицы «бы» выражаются модальные значения долженствования, необходимости, неизбежности действия. Они заключают в себе категоричный приказ, волю говорящего (Построиться в одну шеренгу). В инфинитивных предложениях с частицей «бы» выражается желательность, предпочтительность действия, опасение по поводу совершения действия (Только бы мне место хорошенько узнать).