Приложение №1. Тексты от Цветковой Е.В

Г.Череповец

 

                                                   

 

«Значение детского фольклора в развитии ребёнка в период младенчества и пестования»

 

 

Работу выполнила Шхагошева Анастасия,

ученица 7 б класса МОУ «Домозёровская школа»

Череповецкого района.

Руководитель Белова Любовь Александровна,

 учитель математики МОУ «Домозёровская школа».

 

 

 

 

2019-20120 уч. год

д.Батран Череповецкого района

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………..3 с.

2. Основная часть………………………………………………………………5 с.

1). Колыбельные……………………………………………………………..6 с.

2). Пестушки…………………………………………………………………7 с.

3). Потешки…………………………………………………………………..9 с.

3. Заключение………………………………...………………………………..12 с.

4. Приложения………………………………………………………………….13 с.

5. Респонденты…………………………………………………………………19 с.

6. Источники……………………………………………………………………20 с.

 

 

Введение.

       Наша семья – многодетная, у меня три сестры и три брата. Наша мама, Светлана Андреевна, интересуется историей Руси и считает, что детей нужно воспитывать в русских традициях. Именно поэтому наша семья в 2018 году переехала из Санкт-Петербурга в д.Барское Поле Череповецкого района, поближе к природе и земле. Я в семье старшая, поэтому мне тоже интересно, как играть с маленькими детьми, чем их занимать. В нашей семье не приветствуются компьютерные игры, поэтому традиционные народные забавы вполне могут заполнить наше свободное время. Много игр мы разучиваем на занятиях кружка «Народная мудрость», в которые мои сёстры тоже с удовольствием играют. Но самым маленьким нужны совсем другие забавы, поэтому я решила заняться изучением детского фольклора[1] в системе, начав с поэзии младенчества и пестования, которую иначе называют материнским фольклором.

 

       Младенчество – это период жизни ребёнка от рождения до 3-3,5 месяцев, когда ребёнок в основном лежит в колыбельке. А период пестования характеризуется тем, что большую часть бодрствования ребёнок проводит на руках у мамы, бабушки или няни. Слово «пестовать» означает «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним».[2] Этот период жизни малыша заканчивается тогда, когда он начнёт осваивать окружающий мир сам.

       Мы выдвинули следующую гипотезу: в нашем современном компьютерном веке не забыты народные традиции воспитания детей, и современные мамы и бабушки поют деткам колыбельные, забавляют их пестушками и потешками.

 

Цель: Изучение значения детского фольклора в воспитании детей периодов младенчества и пестования.

 

Задачи:

1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по теме исследования.

2. Составить опрос для местных жителей по теме исследования.  

3. Провести опрос жителей нашей местности и записать фольклорный материал, относящийся к периодам младенчества и пестования.

4.  Проанализировать и сравнить записанные фольклорные тексты.

Объект исследования: малые жанры фольклора.

Предмет исследования: колыбельные, потешки и пестушки.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов, опрос, беседа, сравнение, анализ.

       Мы побеседовали со многими мамами и бабушками, живущими в нашей местности, а записали тексты колыбельных, пестушек, потешек со слов только девяти женщин от 40 до 74 лет. Всего записано около 80 текстов.

       Изучена следующая литература:

«Народная Русь» Аполлона Коринфского, раздел «Детские годы»; «Где песня льётся, там легче живётся» (Из записной книжки собирателя и исследователя устного народного творчества Николая Шашукова)[3], «Поэзия детства» (составитель Е.Еремина).  

Актуальность:

       Современные учёные считают, что использование колыбельных, пестушек и потешек, а также других фольклорных произведений в воспитании можно считать элементами методики раннего развития ребёнка[4]. Эти незатейливые песенки помогают ребёнку адаптироваться в жизни, узнавать окружающий мир, почувствовать себя нужным и любимым. Также можно считать детские забавы с ручками, ножками, пальчиками не просто играми, а лечебными процедурами, которые помогут и современным детям вырасти здоровыми и счастливыми.

Практическая значимость:

       Собранный и обработанный материал может быть полезен как молодым мамам, так и детям, у которых есть младшие братья и сёстры. В последствие этот материал будет продолжен другими видами детского фольклора, который можно сформировать в сборник.

 

 

                                                                                                                                                                                                                               

Основная часть.

       В чем же заключались основные моменты традиционного народного воспитания детей? В первую очередь, это знакомство с окружающим миром, которое можно назвать обучением. Хотя мамы, когда пели детям колыбельные и играли с ними, вряд ли задумывались над тем, что они тем самым обучают и развивают деток, они просто делали то, что и их предки. Рассмотрим каждый вид материнского фольклора отдельно.

Колыбельные.

       Что такое колыбельная песня? Это песня, имеющая незатейливый мотив и повторяющиеся слова, нежная, протяжная, которая поётся, чтобы успокоить малыша, убаюкать его, то есть у этой песни есть конечная цель – усыпить ребёнка. Это первые песни, которые слышит ребёнок от самого близкого человека – матери, он узнаёт её голос, начинает усваивать родной язык, часто слышит своё имя, запоминает его.

           

       Не секрет, что малышу передаётся состояние матери, если она чем-то взволнована, а, начиная петь колыбельную, успокаивается и сама мама, так как размеренность песни заставляет сердце биться ей в такт, и малыш успокаивается и засыпает.

       Первые колыбельные, которые поёт мама ребёнку, не обязательно наполнять каким-то смыслом, так как ребёнок ещё не понимает многих слов, можно просто напевать мелодию со словами «Баю, баю, баюшки…». В нашей местности это называется «байкать» или «шишкать», т.к. мамы иногда поют просто «ш-ш-ш…». Тамара Аркадьевна Андреева рассказывает, что внуки до сих пор, хоть уже и выросли из младенчества, просят: «Баушка, шишкай нас!».

Мама могла и просто придумывать какие-то строчки сама, например:


«Спи, малышка, засыпай,

Баю-бай, баю-бай.

Пусть тебе приснится сказка,

Баю-бай, баю-бай.

Закрывай скорее глазки,

Баю-бай, баю-бай.

Светит солнышко в окошко,

Баю-бай, баю-бай.

Ты поспи её немножко,

Баю-бай, баю-бай» [5].


       Затем песни начинают обретать смысл, появляются герои песен, чаще коты, гуленьки, зайки, которые помогают укладывать ребёнка:


«Котя, котенька, коток,

Котя, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусок пирога,

 И кувшин молока» [6].

«Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули воркрвать,

Стала Катя засыпать» [7].

«Баю, баю, баиньки,

Прибежали заиньки.

Стали заиньки скакать,

Стала Аня засыпать [8]


       Иногда ребёнок долго не может уснуть, в колыбельных песнях появляются угрозы, чаще всего детей пугают страшными животными, например, волками, собачками. Появляются и страшные выдуманные персонажи колыбельных, это Бабай или Бадяй:

 

 «Баю-баю, баю-бай,

Под окошечком Бадяй.

Под окошечком Бадяй,

Всё кричит: Полину дай.

Мы Бадяя бадогом,

Побежал Бадяй бегом» [9].

       При беседах с местными жителями мы записали две колыбельные, в которых поётся о конкретных людях, которыми в деревнях пугали детей:


«Баю-бай, баю-бай,

Жил на Каргачах Балай,

А на Рябове Бабай,

Поскорее засыпай» [10].

«Баю-бай, баю-бай,

Есть на Рябове Бабай,

А на Фокине Улюта,

Матерится больно люто» [11].


       Встретилась и колыбельная с прямой угрозой физического наказания:

- Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Окаю да окаю,

Не уснёшь, накокаю [12].

       Многие колыбельные песни содержат описание домашних работ:

«Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка — коров доить,
Дедушка — дрова рубить,
Братец — печку растоплять,
А я Катеньку качать
»[13].

       Также многие колыбельные содержат мечты о будущем ребёнка. Среди записанных нами текстов таких не нашлось, мы обратились к литературе и нашли очень интересные старые песни:


«(имя) вырастет велик,

Будет в золоте ходить,

Будет в золоте ходить,

Чисто серебро носить», или:

«… будет воювать –

Богатырствовати,

Службу царскую нести,

Прославлятися» [14].


       Там же встретилась колыбельная, которая объясняет ребёнку, откуда он пришёл в этот мир:

«Бог тебя дал,

Христос даровал.

Пресвятая Похвала (Богородица)

В окошечко подала.

В окошечко подала,

Иванушкой назвала,

Нать-тко,

Да прими-тко!». [15]

       Начиная сбор фольклорного материала, мы столкнулись с тем, что многие наши респонденты говорили, что знают те песни, которые знают все. Но записав все тексты, выяснили, что многие песни начинаются одинаково, а концовки разные. Так самая известная песенка про волка звучала в таких вариантах:

       Самый распространённый, пугающий:

«Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток» [16].

       Второй вариант, где в продолжение к первому тексту успокаивающе звучит следующая строчка:

«…Ты к нам, волчек, не ходи,

Нашу Олю не буди» [17].

Третий вариант, с хорошим концом:

«… И утащит во лесок,

Под малиновый кусток.

Там малинка упадёт

Нашей Оле прямо в рот» [18].

       Фантазии мам нет предела, и они придумывают на ходу новые строчки к старым песенкам.

Вот ещё пример разных концовок известных колыбельных:

 «Баю, баю, баеньки,

Спят ребятки маленьки.

Только Катенька не спит,

Всё укладывать велит» [19], (или «во все глазоньки глядит» [20]).

«Баю, баю, баеньки,

Спят ребятки маленьки.

Спят, не просыпаются,

Встанут, нагуляются» [21].

       О чём бы ни пелось в колыбельной песни, главным всегда был успокаивающий эффект. Современные учёные доказали, что колыбельные песни укрепляют нервную и иммунную системы, развивают головной мозг[22]. 

 















Пестушки.

       Ребёнок подрастает, ему уже тесно в кроватке, и тогда настаёт черёд пестушек. Утром, когда ребёнок просыпается, мама говорит, поглаживая ему животик, ножки и ручки:

«Потягунюшки —
Порастунюшки,
Поперёк — толстунюшки,
А в ножках — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок». [23]

       Многие мамы даже не задумываются над тем, что занимаются с ребёнком зарядкой, укрепляют его тельце, то есть пестушки – это стишки и песенки, которыми мамы сопровождают физические упражнения, развивающие малыша.

Умывая ребёнка, мама приговаривает:

«Водичка-водичка,
Умой моё личко,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок». [24]

Во время таких ласковых приговоров ребёнок отвлекается от не очень приятных ему ощущений, например, попадания воды в глаза, а заодно запоминает, как называются части его тела.

Проводя рукой по головушке, лобику, носу, ротику и подбородку, мама говорит: «Лес, полянка, горка, ямка, обрыв» [25], массируя, щекоча и забавляя малыша.

Для массажа стоп пригодится такая пестушка:

«Кузнец, молодец,

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать,

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз-два, и готово [26]».

Многие пестушки сохранили заговорный смысл, например, во время купания, обливая ребёнка чистой водой, мама произносит: «С гуся вода, с Ани худоба!» [27], а когда ребёнок ушибся, говорят, поглаживая ушибленное место: «У кошки боли, у собачки боли, а у Маши заживи» [28]. Когда ребёнок болеет и сильно кашляет, стучат по спинке и говорят: «Кашель, кашель, пойди к дедушке в кошель» [29]. Встретился и такой вариант этой же пестушки: «Кашель, кашелёк, иди к бабке в кошелёк» [30], то есть, одни и те же пестушки также могут иметь различные варианты. Самое большое разнообразие обнаружилось у пестушки «…в ямку – бух!», которая вполне может считаться переходом к потешкам. Здесь не нужна никакая активность, но ребёнок, сидящий на коленях у мамы, папы или бабушки, пытается подстроиться под движения коленок, готовится провалиться в эту ямку, заливается смехом: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку – бух» (дорожка может быть маленькой, ровненькой, вместо дорожки встречаются маленькие пенёчки или трясочки и т.д.[31]). и только одна пестушка повторяет только концовку: «Ехали, ехали, ехали с орехами, Дрын ехал, дремал, Дрын дорогу потерял и в канавку – бух» [32].

В начале беседы почти все наши респонденты вспоминали стишки, которыми сопровождали массаж для своих детей и внуков:

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.
       Ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона
вдруг посыпался горох.
Пришли куры - поклевали
Пришли гуси - пощипали.
Прошел слон, прошла слониха,
Прошел маленький слоненок.
Пришел дворник, все подмел,
Поставил стул, стол,
Печатную машинку
И начал печатать:
Я купил жене и дочке
Тирле-точки, тирле-точки,
Заграничные чулочки,
Тирле-точки, тирле-точки.
А себе и сыну
Тирле-точки, тирле-точки,
Новую машину
Тирле-точки, тирле-точки.
Запечатал конверт и отправил» [33]
.

На одном из Интернет-сайтов мы нашли текст для детского массажа про лён, а так как лён в нашей местности сеют до сих пор, то эти стишки для нашей местности очень актуальны. Мы в тексте оставили комментарии к массажным движениям:

«Били лён, били
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили
(растираем ладонями)
Колотили, колотили
(похлопываем)
Мяли, мяли
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали
(поглаживаем ладонями)» [34].

 













































Потешки.

       Потешки и пестушки на первый взгляд очень похожи, и в некоторых книгах и статьях их относят к одному разделу, например, в книге «Поэзия детства». Отличие заключается в том, что пестушки сопровождают материнские действия, а потешки призывают к активным движениям самого ребёнка. Ребёнок узнаёт новые слова, начинает связывать их с определёнными движениями, то есть он как будто бы выполняет команды взрослого человека, который произносит текст или напевает песенку.

       Как только ребёнок начнёт садиться, мама сразу учит его махать ручками под следующий текст: «Ути-ути полетели, на головку сели» [35]. Под последние слова малыш пытается положить ручки на голову. Можно продолжить и дальше: «Шу, улетели!», и ручки убираются с головы. Не сразу получается, но многократное повторение приводит к успеху.

       Для того, чтобы запомнил ребёнок движения головой на «да» и «нет», используют такую потешку:

«Да-да-да!»:
Вверх и вниз киваем.
«Нет-нет-нет!»:
В стороны мотаем.
Чем же вертим мы с тобой?
Ну, конечно, головой!» [36].

           

       Самая распространённая потешка, конечно, «Ладушки», основное движение, которому дети учатся, играя, это хлопать в ладоши. Вариантов этой игры несколько, мы записали 3, два из которых отличаются незначительно. Приводим тексты, отличающиеся по содержанию:


«Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели-пили?

Кашку варили.

Кашка слатенька,

Бабушка добренька.

Только дедушка не добр,

Поварёшкой Катю в лоб» [37].

 «Ладушки, ладушки,

Пекла баба оладушки!

Маслом поливала

Детушкам давала!

Саше 2, Свете 2, Оле 2, Коле 2

Хороши оладушки у нашей бабушки!» [38].


       Всем известна игра с пальчиками, которая сопровождается потешкой «Карка-сорочка» или «Карка-воронка». Она очень полезна для развития пальчиков, как теперь говорят, мелкой моторики рук:                        


«Карка-сорочка по берегу скакала,

Гостей созывала,

Кашку варила, хвостом шевелила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала» [39].

Другой вариант концовки:

 

«Этому дала, этому дала.

А тебе палец-малец,

Ничего не досталось.

Вот пень, вот колода,

Вот ключевая водичка» [40].


       Со словом «пень» легонько ударяют по запястью, на слове «колода» - по локтевому сгибу, а «ключевая водичка» – под мышкой.

С пальчиками можно играть и произнося следующий текст:

«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!» [41]

       Многие дети, когда научатся вставать у опоры, начинают приплясывать, тут подойдёт следующая пестушка:

«Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича,

За Петра Петровича» [42].

       В другом тексте кота зовут Борис Петрович [43], а в третьем есть продолжение: «Рыжего усатого, страшного, полосатого [44]».

       Когда ребёнок научится ходить, его побуждают и к бегу. Здесь может помочь потешка «Коза рогатая», от которой ребёнок будет точно убегать:

«Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Кто кашку не ест,

Молока не пьет

Забодает, забодает, забодает» [45] (или просто забодёт).



А вот и современная потешка, которая очень нравится детям:


 «У меня пропал мой носик,
Нету носа у меня (прикрыть нос ладонью).
А вот и носик появился.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля! (хлопаем в ладоши и по коленям)

У меня пропали ушки,
Нету ушек у меня,
Вот и ручки появились,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

И т.д. - щёчки, ручки, ножки, глазки....

Нос, рот, голова, уши,
Щечки, лоб, глаза, плечи, плечи,
Шея, грудь (показываем пальцем те части тела, которые называем).
Не забыть бы что-нибудь» [46].

        

 

 



























Заключение.

       Изучив литературу, Интернет-сайты по теме исследования, а также из бесед с местными жителями мы выяснили, что колыбельные, пестушки и потешки имеют большое значение в развитии ребёнка. Колыбельные песни успокаивают ребёнка, способствуют крепкому сну, устанавливают контакт с матерью. Пестушки сопровождают первые физические упражнения ребёнка, мама производит массажные движения, укрепляя тем самым здоровье малыша. Потешки способствуют активному физическому развитию ребёнка, а также запоминанию многих слов, что важно для умственного развития.

       Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась не полностью. Молодые мамы очень мало знают песенок и стишков для детей, редко поют колыбельные или совсем не поют. С раннего возраста дети начинают играть с телефоном, смотрят мультики по телевизору. Это можно объяснить и тем, что мамы много работают, им некогда заниматься детьми. Многие мамы даже не используют отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

        Мы предполагали, что чем человек старше, тем больше фольклорного материала он может вспомнить, но ошиблись. Женщины старше 75 лет (среди опрошенных было 5 женщин этого возраста) не могли вспомнить почти ничего кроме «ладушек». Это нас удивило, но объяснение оказалось очень простым. В то время, когда родились их дети, женщины сидели с детьми в декретном отпуске лишь месяц, поэтому с детьми сидели бабушки. Когда появились внуки, они ещё не достигли пенсионного возраста, да и сидеть с маленькими внучатами не нужно было, так как мамы в это время могли находиться в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет. А вот эти мамы, которые сейчас уже бабушки, говорят, что пели колыбельные своим детям и продолжают петь сейчас внукам, и знают много потешек и пестушек. Особенно много разных стихов и песен знают женщины, у которых были младшие братья и сёстры в семье, они помнят, как водились с ними бабушки, именно от бабушек пришли фольклорные знания и к ним.

       Дальнейшее исследование по данной теме можно посвятить изучению первых игрушек, а также старинных обрядов и обычаев, например, на первый зуб, постриги и т.д. После окончания периода пестования начинается время активного умственного и физического развития со своими песнями и стишками. На смену потешкам и пестушкам приходят прибаутки и скороговорки, которые развивают речь. Дети начинают осваивать подвижные игры, большинство которых сопровождается песнями. Всё это может стать материалом для изучения.

       Практическая значимость уже выполненной работы заключается в том, что нами собрано около 80 фольклорных текстов, среди которых 27 колыбельных, 19 пестушек, 16 потешек.  Тексты будут находиться в музее крестьянского быта, и ими могут воспользоваться все желающие. У нас в деревне очень хорошо работает ветеранская организация, активисты которой могут использовать собранный материал для обучения молодых мам.

           

Приложения.

Приложение №1. Тексты от Цветковой Е.В.


1. Ой, люли, люли, люли!

Прилетели журавли.

Журавли – то мохноноги

Не нашли пути – дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип.

Не будите нашу Свету

Света спит, спит, спит.

 

2. Баю - баюшки – баю,

 Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток!

К нам волчок не ходи,

И Максимку не буди!

3. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Кто кашку не ест,

Молока не пьет

Забодает, забодает, забодает.

 

4. Ладушки, ладушки,

Пекла баба оладушки!

Маслом поливала

Детушкам давала!

Саше 2, Свете 2, Оле 2, Коле 2

Хороши оладушки у нашей бабушки!

 

5. Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

На одной ножке.

 

6. Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

 

7. Карка-сорочка по берегу скакала,

Гостей созывала,

Кашку варила, хвостом шевелила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: