У М.Ю. Лермонтова - «Нет, не тебя так пылко я люблю.»

СРОК СДАЧИ ЭТОЙ РАБОТЫ – ДО 21 АПРЕЛЯ.

Если ты хочешь хорошо написать, нужно тренироваться. На экзамене у вас не будет ничего, кроме знаний.

Закрепление лирики 19 века.

С вас спрашивают задания с кратким ответом.

Коротко, четко и по делу!

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М. Ю. Лермонтов, 1840

1) Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?

Подсказка: Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустными философскими размышлениями о жизни. Это жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение поэта.

2) Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним миром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?

Подсказка: выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). Можно взять стихи и самого М.Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»), и А.С. Пушкина («Зимнее утро»), и Ф.И. Тютчева («Есть в осени первоначальной», «Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)», «Фонтан»).

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не.молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф. И. Тютчев, 1828—1854

 

 

1) С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

Подсказка: В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.

2) Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

Подсказка: ДА ВСЕХ! ВСЕХ, КТО БЫЛ ДО НЕГО!!! НЕ БОЙТЕСЬ ЭТОГО ВОПРОСА, А ДУМАЙТЕ ГОЛОВОЙ.

Есть ли у Тютчева созвучные мотивы с Лермонтовым и Пушкиным? ДА! ДА! Значит, он продолжает их традиции.

Тема трагичной любви и связи человека и природы – от Лермонтова

Философские темы жизни и смерти перекликаются отчетливо с Пушкиным.

Тема Родины созвучна с Лермонтовым (у Лермонтова «Деревня», а у Тютчева – «Эти бедные селенья»)

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.

Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.

Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнёшь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

 

О ты, чьих писем много, много

В моём портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблёкшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Н.А. Некрасов, 1852)

1) В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?

Подсказка: Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.

2) В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?

Подсказка: Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.

У М.Ю. Лермонтова - «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней;

В твоих чертах ищу черты другие;

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

(посвящено Екатерине Быховец, которая напомнила поэту его возлюбленную Варвару Александровну Лопухину)

Настоящая любовь уже давно прошла, а лирический герой лишь ищет похожих, осознавая, что ушедшие чувства не вернуть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: