СРОК СДАЧИ ЭТОЙ РАБОТЫ – ДО 21 АПРЕЛЯ.
Если ты хочешь хорошо написать, нужно тренироваться. На экзамене у вас не будет ничего, кроме знаний.
Закрепление лирики 19 века.
С вас спрашивают задания с кратким ответом.
Коротко, четко и по делу!
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М. Ю. Лермонтов, 1840
1) Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?
Подсказка: Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустными философскими размышлениями о жизни. Это жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение поэта.
2) Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним миром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?
|
|
Подсказка: выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). Можно взять стихи и самого М.Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»), и А.С. Пушкина («Зимнее утро»), и Ф.И. Тютчева («Есть в осени первоначальной», «Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)», «Фонтан»).
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не.молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ф. И. Тютчев, 1828—1854
1) С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
Подсказка: В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.
Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.
|
|
2) Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
Подсказка: ДА ВСЕХ! ВСЕХ, КТО БЫЛ ДО НЕГО!!! НЕ БОЙТЕСЬ ЭТОГО ВОПРОСА, А ДУМАЙТЕ ГОЛОВОЙ.
Есть ли у Тютчева созвучные мотивы с Лермонтовым и Пушкиным? ДА! ДА! Значит, он продолжает их традиции.
Тема трагичной любви и связи человека и природы – от Лермонтова
Философские темы жизни и смерти перекликаются отчетливо с Пушкиным.
Тема Родины созвучна с Лермонтовым (у Лермонтова «Деревня», а у Тютчева – «Эти бедные селенья»)
В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.
Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».
Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.
Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.
О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей её посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнёшь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...
О ты, чьих писем много, много
В моём портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы –
Поблёкшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!
(Н.А. Некрасов, 1852)
1) В чём состоит противоречивость чувств, которые испытывает лирический герой Н.А. Некрасова?
Подсказка: Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написанное в 1852 году, посвящено А.Я. Панаевой. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же герой не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Вот почему чувства лирического героя столь противоречивы.
|
|
2) В каких произведениях русских поэтов звучит мотив ушедшей любви и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением Н.А. Некрасова?
Подсказка: Лирический герой Некрасова испытывает противоречивые чувства. Он не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины, при этом понимая, «что правды в них и проку мало». Однако письма напоминают о прекрасном прошлом, выступая в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Любовь прекрасна, хоть от неё и остались лишь воспоминания.
У М.Ю. Лермонтова - «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
(посвящено Екатерине Быховец, которая напомнила поэту его возлюбленную Варвару Александровну Лопухину)
Настоящая любовь уже давно прошла, а лирический герой лишь ищет похожих, осознавая, что ушедшие чувства не вернуть