Группа: (Родной сынок)

1. Записать ключевые слова текста, относящиеся к сыну? Говоря о сыне, какие части речи использовал писатель. О чем это говорит? Как он ее характеризует в записке?

2. Выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово «долг», выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

3.  Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»?

4. Самое страшное слово в рассказе? (выделите его крупно на листке)

5. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить? (оценка поступка сына: что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать).

6. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать будет мешать?

7. Придёт ли время, когда он осознает это?

 

2 группа: (Мать)

 

1.  Записать ключевые слова текста, относящиеся к матери? Говоря о маме, какие части речи использовал писатель. О чем это говорит?

2. Что было написано в рекомендательном письме. (Внесите в листок эти слова) В какой форме они стоят?

3. Что будет с матерью? Подумайте о продолжении истории.

4. Как она выражается в тексте авторская позиция? Согласны с ней? (в каком предложении?) (запишите его)

5.  Найти в словаре слово «ВИЦА».

 

Комментарии к ответам групп.

Группа

1. Привёз в город, вложил записку, “забыл” на вокзале, рекомендательное письмо. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Он не знает и не ценит своей матери. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет каким-то холодом, говорит, как о животном! Сын отказался от старой матери.

2. Фразеологизмы:

  • сыновний долг
  • быть в неоплатном долгу перед матерью
  • отдать последний долг

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один.

3. Автор пишет, что сын подбил продать домишко.Во – первых, домишко звучит уже, как что-то старенькое. Подбил – значит уговорил мать, скорее всего и деньги забрал себе.

4. Самое страшное слово в тексте забыл. Как можно забыть мать?

 

2 группа

1. Неграмотная, изношенная в работе, выходная плюшевая жакетка, из старой русской деревни. В описании матери автор использовал только прилагательные, они определяют её человеческие качества.

2. В записке, которую ее сын вложил в карман  была дана рекомендация в няньки, сторожихи, домработницы. Звучит грубо. И если она старая, сможет ли она работать?

3. Без денег, робкая, пожилая будет стоять одна и искать глазами сына, надеяться, что он придет за ней, передумает. Кругом люди, каждый торопится по своим делам, никто не обращает внимание. Но мы надеемся, что найдутся среди них милосердные, которые не
пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

4. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.

 

Комментарии учителя для выступления.

но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни. “Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.

ВИЦА жен. (вить) сев., вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза.

сокр.: научно-техническое общество) НТР, [ энтээ́р ],

Какова позиция автора? (Авторская позиция выражена в последнем абзаце: «Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно. «Писатель сочувствует матери, осуждает бесчеловечность сына. Предлагает «пороть» его публично.)

 

- Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа?

Главная проблема - отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. "Забыть" ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение "сынка". Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.

Какой вопрос волнует писателя? Определите проблему миниатюры.
(Автор раскрывает вечную проблему отцов и детей)

На заключительном этапе пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)

 1 группа –сынок; 2 группа – мать.

Синквейн 1-й группы:

Синквейн 2-й группы:

  • Сынок.
  • Родной, действующий.
  • Вырос, привёз, ”забыл”.
  • Эта самая записка-рекомендация.
  • Грех

Синквейн 3-й группы:

  • Мать.
  • Пожилая, брошенная.
  • Ждёт, оглядывается, надеется.
  • Сердце ноет от жалости.
  • Горе.

Вернёмся к теме урока посмотрите на тему. В чем исповедь? (О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в рассказе-миниатюре и не оставил читателя равнодушным).

Осмысление: Учитель читает под музыку «Авэ Мария» В. Астафьев писал: " Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы - оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие - он пережил свою мать."

(На выключенном звуке) Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным. В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем права, несмотря ни на какие оправдания!

 

  (ВоЗМОЖНО притча – смотрим время)

Возможно, и герой нашей миниатюры одумается когда-то. Только, к сожалению, может быть уже поздно, и какого потом с этим жить? Сейчас я предлагаю послушать вам песню О. Газманова «Мама», который как раз поет о том, как грустно без теплых ласковых рук.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: