IV. Работа с текстом. Извлечение смысла, интерпретация текста

Приглашаю вас на пресс-конференцию. Что такое пресс-конференция напомните мне?

Сегодня  нам даст комментарий на ваши вопросы Виктор Петрович, роль которого сегодня возьмет на себя Женя. Я не просто определила именно его. Дело в том, что Женя у нас родом из с. Игарка, а это место тесто связано с именем писателя. Женя учился в школе, которая носит название им. Астафьева. Итак, начинаем.

Прием Пресс-конференция

Виктор Петрович, скажите, пожалуйста, где вы родились, и как прошло ваше детство?

Ответ -родился я в небольшом поселке Красноярского края Овсянке и прожил насыщенную и полную событиями жизнь. Был третьим ребёнком в семье, две мои старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения мой отец Петр Астафьев попал в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время одной из поездок моей мамы Лидии Потылициной к отцу лодка, в которой плыла она, перевернулась. Мама, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Мне тогда было семь лет. После смерти матери я жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.



А как дальше складывались отношения с отцом?

Ответ - Выйдя из заключения, отец мой женился во второй раз. Семья наша была раскулачена и переехала в село Игарка. Из-за сложных отношений отца и мачехи я оказался в доме-интернате (мой отец тяжело заболел, а родные просто выгнали меня из дома и какое-то время я жил в заброшенной парикмахерской, но после серьезного инцидента в школе, получил распределение в дом-интернат). «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки».

Мы знаем, что вы были участником Великой Отечественной войны, расскажите об этом?

Ответ - в 1942 году я ушел добровольцем в армию. В 1942-1943 годах обучался в пехотном училище в Новосибирске, после чего воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский фронт. Всю войну я был обычным солдатом, но получил огромное количество наград, среди которых и орден «Красной Звезды». Несколько раз я был тяжело ранен. В 1943 году познакомился на фронте со своей будущей женой медсестрой Марией Корякиной.

 

Как складывались у вас отношения с женой?

Ответ - У меня были очень напряженные отношения с женой: она мечтала о верном муже, а я был увлечен творчеством. В 1947 году рождается наша первая дочь, но она умирает в младенческом возрасте из-за плохого питания.

Виктор Петрович, какие проблемы вы поднимаете в своем творчестве?

Ответ – Прежде всего, нравственные проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, правды и лжи, проблему воспитания в семье, проблему «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле. Я не идеализирую своих героев.


Спасибо вам за ответы, ребята. Что вас поразило в судьбе Виктора Петрович а? (Трудная была жизнь, сирота…)

Да, ребята, мы услышали о нелегкой судьбе писателя. Много испытаний выпало на долю писателя. Может именно поэтому Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе. Может быть, не пройдя этот путь, не было бы тех прекрасных произведений, которые мы читаем.

Присаживаемся на свои места.

 

А мы продолжаем. Посмотрите, у меня в руках небольшой чистый лист бумаги.. Как думаете, что мы можем написать на нем? 

Писали ли Вы когда-либо записки в своей жизни, (на уроке, в школе, на перемене, неважно кому, неважно где, когда, просто писали ли?) Современные записки? – SMS, через электронную почту?


Вопросы для размышления:



Что обычно пишут в записке,

Кому и когда пишут записку?

(Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным)

Замечательно, значит, записки бывают разные: бытовые - частные, полуофициальные. Но все записки пишутся, поэтому отнести тих можно к эпистолярному жанру. Да, но ведь мы ходим в храм, пишем о здравии и об упокоении.

Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помЯнник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения.

Я не случайно заговорила о записках. Ведь одна из миниатюр, с которой мы познакомимся, носит это название. «Записка».

Приём прогнозирования

О чём может быть рассказ с таким названием?

 (Рассказ с таким названием, наверное, может быть о друзьях, которые пишут друг другу записки, а может быть нашли какую-то необычную записку загадочную записку, с которой начнутся невероятные события).

Далее читается начало рассказа:

 «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но незловредна».

3. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку,

кому. (Возможные ответы:

1) уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

2) судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

3) слово «прокорм» обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды).

После этого читаем весь текст рассказа «Записка».

В.П.Астафьев. Записка


“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но незловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни
родной сынок, подбив продать домишко,  привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в
работе, и “забыл” ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок
вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки,
сторожихи, домработницы.
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора
этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, - чтоб далеко и всем было слышно.











IV. Работа с текстом. Извлечение смысла, интерпретация текста.

Какие чувства вы испытали, прочитав миниатюру?
(Недоумение, растерянность, грусть, боль, шок, ужас, негодование, потому что так поступить с родной матерью невозможно. Это нечеловеческое, подлое, бездушное, безразличное отношение к матери, словно к вещи. Так не бывает и быть не может)

Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.

О чем он? (сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность - так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение «родного сынка». Так не бывает!)

Что же подтолкнуло сына к такому поступку? Давайте разбираться.

Итак, работа в группах:

· организатор – отвечает за работу группы в целом;

· секретарь – записывает от лица группы;

· докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

· хронометрист – следит за временем.

· наблюдатель - следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

· Оформитель – тот, кто оформляем на листке.

Итак, задания для групп:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: