Составляющие навыка чтения

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

«Навык чтения явление сложное, комплексное. - отмечает В.Г. Горецкий. - Он складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения, содержания и смысла читаемого и технической - подчиненной первой, обслуживающей ее».

Ведущее место принадлежит сознательности чтения. В.Г. Горецкий характеризует данную сторону чтения как «совокупное понимание читающим: 1) значения большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания и своего отношения к прочитанному»1.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Смысл предметного плана - это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способчтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

· из-за непонимания или искаженного понимания текста;

· в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

· из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

· в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения, отмечает Горецкий, «это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории» 1.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.

Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:

 

 

Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о том, каким способом читает ученик и в каком темпе.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ  

Четверг, 02 Августа 2018 г. 20:51 + в цитатник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: