Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
|
|
Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:
· если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;
· по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;
· иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;
· заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;
· сколько в книге произведений, и какие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.
Осознанность чтения.
Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:
· выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
|
|
· пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
· отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
· определять эмоциональный характер текста;
· выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
· опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
· определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
· уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;
· осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
· формулировать тему небольшого текста;
· работать с названием текста: выбирать наиболее точный заголовок из всех предложенных, самостоятельно озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
· выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
· определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
· находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Для проверки осознанности чтения предлагайте разным ученикам разные задания.
Пример
Чудесная ёлка.
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
Задание 1. Определи и отметь галочкой предмет, который не упоминается в рассказе.
Задание 2. Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?
Задание 3. Составь картинный план для пересказа текста;
Задание 4. Подчеркни предложение, выражающее основную мысль текста. Для проверки осознанности чтения, хорошо применять деформированный текст.
Пример
Орешник.
Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.