Четверть россиян не владеет функциональным чтением, заявила на встрече с педагогами Хакасии министр просвещения Ольга Васильева. По её словам, на данный момент навыком не владеют от 22 до 25% населения страны, а его потеря начинается в раннем возрасте.
О том, что такое функциональное чтение, владеете ли вы им и как ему научиться, объясняет Ильин Максим Анатольевич, руководитель Школы Активного Мышления Ильина (ШАМИ).
Что такое функциональное чтение
Это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
· поиск информации;
· понимание прочитанного;
· работу с полученной информацией (интерпретация, оценка);
· применение информации для решения своей задачи.
Эти умения формируются у нас самого детства, их уровень зависит от дошкольного развития, школьной программы, учителей, родителей и самого человека.
Как узнать: есть ли у меня навыки функционального чтения
Человек, который владеет функциональным чтением, способен обозначить тему и основную мысль письменного текста, отобрать из него необходимую информацию, сделать вывод, отличить точку зрения автора от факта, понимает выражения, использованные в переносном смысле.
|
|
Предположим, вы решили приготовить блюдо по незнакомому рецепту.
Если не развит навык поиска информации — вы не найдёте рецепт.
Отсутствует понимание — прочтёте рецепт, но не сообразите, как готовить.
Нет навыка обработки информации — приготовите блюдо, но только потом обнаружите, что в состав входит ингредиент, на который у вас аллергия.
Не умеете применять прочитанную информацию — найдёте рецепт, поймёте, как готовить, оцените ингредиенты и сделаете вывод, что блюдо получится вкусным, но не будете его готовить, а сварите пельмени.
Если вы попадали в похожие ситуации, стоит задуматься о развитии навыков функционального чтения, потому как недостаток в освоении хотя бы одного из них может осложнить ваше взаимодействие с окружающим миром.
Как научиться функциональному чтению
В школе нет специальных упражнений, направленных на развитие навыков функционального чтения. Дети, как правило, сами или с помощью родителей пишут доклады и готовят презентации — учатся искать информацию в разных источниках, читают книги — тренируются понимать прочитанное. В итоге не у всех эти умения развиваются одинаково: у многих провал в развитии хотя бы одного из них.
Предлагаю несколько советов для отработки навыков функционального чтения:
· Если вы читаете научную или деловую литературу, сформулируйте задачу (цель чтения) и держите её в голове. Например: «Как я могу применить эту информацию для снижения ставки по ипотеке?». Через некоторое время сформируется привычка, читать не просто так, а оценивать полезность получаемой информации для достижения своей цели.
|
|
· Прочитали главу в книге, остановитесь и сформулируйте основную мысль текста в паре предложений. Это поможет лучше понимать, запоминать и применять полученную информацию.
Детей советую сначала научить чтению в нормальном темпе. Какое может быть функциональное чтение, когда ребёнок читает 4 слова в минуту! Если ребёнок научился бегло читать, просите пересказать прочитанное подробно, а потом выделить основные мысли из текста.