Техническое обслуживание тормозной системы с пневматическим приводом

1. Требования к эффективности тормозных систем.

2 Проверка герметичности пневмопривода тормозов

3. Технология проверки работоспособности пневмопривода тормозов автомобиля по клапанам контрольных выводов.

4. Регулировка тормозного механизма рабочего тормоза

 

1. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

 

Таблица 1- Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах.

АТС Категория АТС Усилие на органе управления РП , Н, не более Удельная тормозная сила γТ, не менее

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Ml 490 0,59
М2, МЗ 686 0,51
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 0,51

Таблица2- Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях.

АТС Категория АТС (тягача в составе автопоезда) Усилие на органе управления РП, Н,не более Тормозной путь АТС SТ, не более

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

Ml 490 14,7
М2, МЗ 686 18,3
Легковые автомобили с прицепом Ml 490 14,7
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 18,3
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) N1, N2, N3 686 19,5

 Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16%. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий М1-МЗ и не менее 31% для категорий N1-N3.

 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2- для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2- для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.

 Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускаются.

 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.

 

2 Нарушение герметичности системы пневматических тор­мозов не должно вызывать падение давления воздуха при нера­ботающем компрессоре на 5 Па (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами. Манометр системы пневматических тормозов должен быть в работоспособ­ном состоянии.

 

 

3. Технология проверки работоспособности пневмопривода тормозов автомобиля КамАЗ-5320 по клапанам контрольных выводов.

Клапаны 12 (см. рис.113) кон­трольного вывода расположены в следующих местах контуров при­вода:

рабочих тормозов передней оси— на клапане ограничения давления;

рабочих тормозов задней тележ­ки—на левом лонжероне рамы в зоне заднего моста;

стояночного и запасного тормо­зов—на правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и на ресиве­ре контура;

вспомогательного тормоза и по­требителей—на конденсационном ресивере.

В качестве контрольных техно­логических манометров используйте манометры с пределом измерений 0—10 кгс/см2. Проверку работоспособности пнев­матического тормозного привода производите в следующей последо­вательности:

заполните пневмосистему возду­хом. При этом давление во всех контурах тормозного привода должно быть 6,2— 7,5 кгс/см2. Сигнальные лампы бло­ка контрольных ламп тормозной си­стемы должны погаснуть при дости­жении давления в контурах 4,5— 5,5 кгс/см2

нажмите полностью педаль приво­да рабочих тормозов. Давление по двухстрелочному манометру в каби­не водителя должно резко снизиться (не более чем на 0,5 кгс/см2). При этом давление в клапане контроль­ного вывода В должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водите­ля. Давление в клапане контрольного вывода Г должно быть не менее 2,3—2,7 кгс/см2 (для незагруженно­го автомобиля). Поднимите вверх вертикальную тягу привода регуля­тора 32 тормозных сил на величину статического прогиба подвески:

Модель автомобиля.. 5320 53212 5410 Статический прогиб, мм  40   33   42

Модель автомобиля.. 54112 5511 55102 Статический прогиб, мм  35   34   40

Давление в тормозных камерах 23 должно быть равно показанию ниж­ней шкалы двухстрелочного мано­метра, давление в соединительной головке 29 должно быть 6,2— 7,5 кгс/см2, в соединительной головке 30 должно упасть до 0;

установите рукоятку привода кра­на 21 в переднее фиксированное по­ложение. Давление в клапане конт­рольного вывода Д должно быть равно давлению в ресивере 8 стояноч­ного и запасного контуров и нахо­диться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2, давление в соединительной головке 29 до лжно быть равно 0, в соединительной головке 30 (вывод Ж)—4,8—5,3 кгс/см2;

установите рукоятку привода кра­на 21 стояночного тормоза в заднее фиксированное положение. На блоке контрольных ламп тормозной систе­мы должна загораться контрольная лампа стояночного тормоза в ми­гающем режиме. Давление в клапане контрольного вывода Д должно упасть до 0, а в соединительной головке 29 типа дол­жно составлять 6,2—7,5 кгс/см2;

при положении рукоятки крана 21 в заднем фиксированном положении нажмите на кнопку крана 13 аварий­ного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть равным показанию двухстрелочного манометра 18 в ка­бине водителя. Штоки тормозных камер механизмов среднего и задне­го мостов должны вернуться в ис­ходное положение;

отпустите кнопку аварийного рас­тормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно упасть до 0;

нажмите на кнопку крана 13 вспо­могательного тормоза. Штоки ци­линдров 16 управления заслонками моторного тормоза и пневмоцилиндра 15 выключения подачи топлива должны выдвинуться. Давление воз­духа в тормозных камерах прицепа (полуприцепа) должно составлять 0,6—0,7 кгс/см2.

4.Частичная и полная регулировка тормозного механизма рабочего тормоза автомобиля ЗИЛ-431410: выявление потребности, технология регулировки, проверка ее качества.

 Перед регулировкой тормоза должны нахо­диться в холодном состоянии.

Полную регулировку выполняют только после разборки и ре­монта тормозов или нарушения концентричности рабочих по­верхностей колодок и барабанов в результате ослабления креп­ления осей колодок. Такую регулировку выполняют при помощи эксцентриковых осей колодок, проходящих через кронштейн осей, укрепленных в опорных тормозных дисках. При повороте осей колодок перемещается ось эксцентриситета и поворачива­ет колодки относительно тормозного барабана.

Полную регулировку передних и задних тормозов необходимо выполнять в следующем порядке.

Ослабить гайки 6 (см. рис. 6, а) крепления осей 7 колодок и сблизить эксцентрики осей, повернув оси метками одну к дру­гой. Ослабить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному тормозному диску. На заднем мосту осла­бить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста. Разжимный кулак должен находиться в среднем положении, не разжимая колодок.

Подать в тормозную камеру 31 сжатый воздух под давлением 1—1,5 кГ/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки). При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока 30 тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг 21 в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки 27 к тормозному барабану 8. Поворачивая эксцентрики осей 7 в одну и другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тор­мозному барабану. Прилегание проверять щупом через окно и тормозном барабане.на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. При регулировке следует проверить затяжку контргайки 29 вилки 28 штока.

На задних тормозах автомобиля прилегание колодок удоб­нее проверять со стороны редуктора моста при снятых щитках тормоза. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить сквозь всю ширину накладки тормозной колодки.

Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха — не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, на­дежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака. У тормозов задних колес автомобиля также затянуть болты крепления кронштейнов разжимного ку­лака к картеру заднего моста. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжа­того воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

Повернуть ключом ось 22 (см. рис. 6, б) червяка 23 (см. рис. 6, а), находящегося в зацеплении с шестерней 24, так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм для передних тормозов и 20—30 мм для задних тормозов (верх­ний предел имеет среднее значение). При этом разжимный ку­лак 18, поворачиваемый регулировочным рычагом 21, должен занять рабочее положение, но без разжима тормозных коло­док 27.

Закончив регулировку, надо убедиться, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без задевания. Убедиться, что в отторможенном состоянии барабаны вращаются равномерно и свобод­но, не касаясь колодок, при этом колеса должны быть выве­шены.

При полной регулировке зазоры между рабочей поверх­ностью тормозного барабана и накладками колодок должны быть: у разжимного кулака не менее 0,4 мм, у осей колодок не менее 0,2 мм.

Рис 6. Передняя ось и тормозной механизм автомобиля ЗиЛ 431410

Частичную регулировку выполняют для уменьшения зазоров между колодками и барабанами, увеличивающихся вследствие износа накладок и барабанов. Наличие больших зазоров, тре­бующих частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 35 мм для передних тормозов и 40 мм для задних тормозов.   При большом ходе штоков выполняют частичную регулировку вращением осей червяков регулировочных рычагов. Для этого необходимо: поднять домкратом регулируемое колесо или мост автомобиля, затем, вращая ключом в правую сторону за квад­рат оси 22 (см. рис. 6, б) червяк 23 (см. рис. 6, а) регулиро­вочного рычага, повернуть вал разжимного кулака 18 так, что­бы колесо затормозилось, после чего повернуть ось червяка шестерни 24 в левую сторону до свободного вращения колеса; замерить через окно барабана зазор между накладками коло­док и рабочей поверхностью барабана. У правильно отрегулиро­ванного тормоза зазор должен соответствовать величине, ука­занной для полной регулировки тормозов.

Закончив регулировку, следует убедиться в правильности ее, нажимая на педаль тормоза при вращающемся колесе

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: