1. Требования к эффективности тормозных систем.
2 Проверка герметичности пневмопривода тормозов
3. Технология проверки работоспособности пневмопривода тормозов автомобиля по клапанам контрольных выводов.
4. Регулировка тормозного механизма рабочего тормоза
1. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Таблица 1- Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах. | |||||
АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления РП , Н, не более | Удельная тормозная сила γТ, не менее | ||
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 490 | 0,59 | ||
М2, МЗ | 686 | 0,51 | |||
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 0,51 | ||
Таблица2- Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях. | |||||
АТС | Категория АТС (тягача в составе автопоезда) | Усилие на органе управления РП, Н,не более | Тормозной путь АТС SТ, не более | ||
Пассажирские и грузопассажирские автомобили
| Ml | 490 | 14,7 | ||
М2, МЗ | 686 | 18,3 | |||
Легковые автомобили с прицепом | Ml | 490 | 14,7 | ||
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 | 18,3 | ||
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1, N2, N3 | 686 | 19,5 | ||
Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16%. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий М1-МЗ и не менее 31% для категорий N1-N3.
Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2- для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2- для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.
Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускаются.
Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
|
|
2 Нарушение герметичности системы пневматических тормозов не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 5 Па (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами. Манометр системы пневматических тормозов должен быть в работоспособном состоянии.
3. Технология проверки работоспособности пневмопривода тормозов автомобиля КамАЗ-5320 по клапанам контрольных выводов.
Клапаны 12 (см. рис.113) контрольного вывода расположены в следующих местах контуров привода:
рабочих тормозов передней оси— на клапане ограничения давления;
рабочих тормозов задней тележки—на левом лонжероне рамы в зоне заднего моста;
стояночного и запасного тормозов—на правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и на ресивере контура;
вспомогательного тормоза и потребителей—на конденсационном ресивере.
В качестве контрольных технологических манометров используйте манометры с пределом измерений 0—10 кгс/см2. Проверку работоспособности пневматического тормозного привода производите в следующей последовательности:
заполните пневмосистему воздухом. При этом давление во всех контурах тормозного привода должно быть 6,2— 7,5 кгс/см2. Сигнальные лампы блока контрольных ламп тормозной системы должны погаснуть при достижении давления в контурах 4,5— 5,5 кгс/см2
нажмите полностью педаль привода рабочих тормозов. Давление по двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться (не более чем на 0,5 кгс/см2). При этом давление в клапане контрольного вывода В должно быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине водителя. Давление в клапане контрольного вывода Г должно быть не менее 2,3—2,7 кгс/см2 (для незагруженного автомобиля). Поднимите вверх вертикальную тягу привода регулятора 32 тормозных сил на величину статического прогиба подвески:
Модель автомобиля.. 5320 53212 5410 Статический прогиб, мм 40 33 42
Модель автомобиля.. 54112 5511 55102 Статический прогиб, мм 35 34 40
Давление в тормозных камерах 23 должно быть равно показанию нижней шкалы двухстрелочного манометра, давление в соединительной головке 29 должно быть 6,2— 7,5 кгс/см2, в соединительной головке 30 должно упасть до 0;
установите рукоятку привода крана 21 в переднее фиксированное положение. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть равно давлению в ресивере 8 стояночного и запасного контуров и находиться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2, давление в соединительной головке 29 до лжно быть равно 0, в соединительной головке 30 (вывод Ж)—4,8—5,3 кгс/см2;
установите рукоятку привода крана 21 стояночного тормоза в заднее фиксированное положение. На блоке контрольных ламп тормозной системы должна загораться контрольная лампа стояночного тормоза в мигающем режиме. Давление в клапане контрольного вывода Д должно упасть до 0, а в соединительной головке 29 типа должно составлять 6,2—7,5 кгс/см2;
при положении рукоятки крана 21 в заднем фиксированном положении нажмите на кнопку крана 13 аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно быть равным показанию двухстрелочного манометра 18 в кабине водителя. Штоки тормозных камер механизмов среднего и заднего мостов должны вернуться в исходное положение;
|
|
отпустите кнопку аварийного растормаживания. Давление в клапане контрольного вывода Д должно упасть до 0;
нажмите на кнопку крана 13 вспомогательного тормоза. Штоки цилиндров 16 управления заслонками моторного тормоза и пневмоцилиндра 15 выключения подачи топлива должны выдвинуться. Давление воздуха в тормозных камерах прицепа (полуприцепа) должно составлять 0,6—0,7 кгс/см2.
4.Частичная и полная регулировка тормозного механизма рабочего тормоза автомобиля ЗИЛ-431410: выявление потребности, технология регулировки, проверка ее качества.
Перед регулировкой тормоза должны находиться в холодном состоянии.
Полную регулировку выполняют только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Такую регулировку выполняют при помощи эксцентриковых осей колодок, проходящих через кронштейн осей, укрепленных в опорных тормозных дисках. При повороте осей колодок перемещается ось эксцентриситета и поворачивает колодки относительно тормозного барабана.
Полную регулировку передних и задних тормозов необходимо выполнять в следующем порядке.
Ослабить гайки 6 (см. рис. 6, а) крепления осей 7 колодок и сблизить эксцентрики осей, повернув оси метками одну к другой. Ослабить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному тормозному диску. На заднем мосту ослабить также болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста. Разжимный кулак должен находиться в среднем положении, не разжимая колодок.
Подать в тормозную камеру 31 сжатый воздух под давлением 1—1,5 кГ/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки). При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока 30 тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг 21 в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки 27 к тормозному барабану 8. Поворачивая эксцентрики осей 7 в одну и другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание проверять щупом через окно и тормозном барабане.на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. При регулировке следует проверить затяжку контргайки 29 вилки 28 штока.
|
|
На задних тормозах автомобиля прилегание колодок удобнее проверять со стороны редуктора моста при снятых щитках тормоза. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить сквозь всю ширину накладки тормозной колодки.
Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха — не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака. У тормозов задних колес автомобиля также затянуть болты крепления кронштейнов разжимного кулака к картеру заднего моста. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
Повернуть ключом ось 22 (см. рис. 6, б) червяка 23 (см. рис. 6, а), находящегося в зацеплении с шестерней 24, так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм для передних тормозов и 20—30 мм для задних тормозов (верхний предел имеет среднее значение). При этом разжимный кулак 18, поворачиваемый регулировочным рычагом 21, должен занять рабочее положение, но без разжима тормозных колодок 27.
Закончив регулировку, надо убедиться, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без задевания. Убедиться, что в отторможенном состоянии барабаны вращаются равномерно и свободно, не касаясь колодок, при этом колеса должны быть вывешены.
При полной регулировке зазоры между рабочей поверхностью тормозного барабана и накладками колодок должны быть: у разжимного кулака не менее 0,4 мм, у осей колодок не менее 0,2 мм.
Рис 6. Передняя ось и тормозной механизм автомобиля ЗиЛ 431410
Частичную регулировку выполняют для уменьшения зазоров между колодками и барабанами, увеличивающихся вследствие износа накладок и барабанов. Наличие больших зазоров, требующих частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 35 мм для передних тормозов и 40 мм для задних тормозов. При большом ходе штоков выполняют частичную регулировку вращением осей червяков регулировочных рычагов. Для этого необходимо: поднять домкратом регулируемое колесо или мост автомобиля, затем, вращая ключом в правую сторону за квадрат оси 22 (см. рис. 6, б) червяк 23 (см. рис. 6, а) регулировочного рычага, повернуть вал разжимного кулака 18 так, чтобы колесо затормозилось, после чего повернуть ось червяка шестерни 24 в левую сторону до свободного вращения колеса; замерить через окно барабана зазор между накладками колодок и рабочей поверхностью барабана. У правильно отрегулированного тормоза зазор должен соответствовать величине, указанной для полной регулировки тормозов.
Закончив регулировку, следует убедиться в правильности ее, нажимая на педаль тормоза при вращающемся колесе