Сложное предложение. Итоговый тест

Сложное предложение. Итоговый тест

I вариант

1. Укажите номера, под которыми записаны сложные предложения (знаки препинания не расставлены):

а) Приют наш мал зато спокоен.

б) Пусть перебирается в деревню или я переберусь отсюда.

в) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.

г) И опрокинутое синее небо обнимает улицу и солнце нависает над головой.

д) Ржавеют в арсеналах пушки зато сверкают кивера.

2. Укажите номера, в которых ВЕРНО определён тип сложного предложения:

а) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит. (Сложносочинённое.)

б) Дружба не услуга, за неё не благодарят. (Сложноподчинённое.)

в) Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет. (Бессоюзное.)

г) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Сложноподчинённое.)

д) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (Бессоюзное.)

3. Укажите номера, под которыми записаны сложносочинённые предложения:

а) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу.

б) Но я знаю, для кого я буду писать.

в) Громче стал топот копыт, слышнее шорох колёс по гравию.

г) В этом есть своя целесообразность, но она нами ещё не разгадана.

д) Озеро обступили старые ивы, и на нём всегда было тихо и сумрачно.

4. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения:

а) Хотя я читал о «кораблях пустыни» – верблюдах, но они меня не прельщали.

б) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь.

в) Он, как только проснулся, сразу же умылся.

г) Шёл уже восьмой час, но было ещё совсем светло.

д) Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.  

5. Укажите номера, под которыми записаны бессоюзные сложные предложения:

а) Как бы ни было уныло покинутое место, всегда остаётся сожаление.

б) Он жив – и я рада.

в) Выйдешь на крыльцо – осень сразу окружит тебя.

г) Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте.

д) Я пошёл в кино, он же остался дома.

6. Укажите номера предложений, в которых СТАВИТСЯ запятая перед союзом И:

а) В ту же минуту взлетели сразу несколько ракет и застрекотали пулемёты.

б) Ростов не верил своим силам и сомнение это продолжалось более секунды.

в) В кофейнях варили чёрную гущу и сидели старики, тихо переговариваясь.

г) Как празднично украшен зал и как весело проходит вечер!

д) Солнце пряталось за вершины и туман начал расходиться в долинах.

 

7. Укажите, в каком ряду перечислены условные союзы:

а) так как, оттого что, в связи с тем что, потому что;

б) если, когда, раз, если бы;

в) хотя; несмотря на то, что; невзирая на то, что; вопреки тому, что;

г) когда, пока, едва, лишь;

д) чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

8. Укажите номера, в которых части сложноподчинённого предложения связаны при помощи союза (а не союзного слова):

а) Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни.

б) Когда Андерсен поселился в гостинице, в чернильнице оставалось ещё немного чернил.

в) Андерсен не знал, как называется это состояние.

г) Досадно, что так быстро разгорается заря.

д) Расскажите всем, что с вами случилось на озере.

9. Укажите номера, в которых ВЕРНО определён тип придаточной части сложноподчинённого предложения:

а) Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. (Определительная.)

б) Каждый раз думаешь, где ты за это время побывал. (Изъяснительная.)

в) Облако принесло оттуда, где дожди уже пролились. (Определительная.)

г) Цветы вырастали там, где весной была вода. (Места.)

д) Там, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. (Определительная.)

10. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения с придаточной времени:

а) Когда начнётся лето, мы поедем отдыхать на море.

б) Я узнал, когда начнутся вступительные экзамены.

в) Туристы уснули, как только установили палатки.

г) Они ещё не выяснили, как долго пробудут в Твери.

д) Особенно хорошо в лесу тогда, когда шумит неторопливый дождь.

11. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения с придаточной места:

а) Корабль шёл туда, где море и небо сливались.

б) Вновь я возвратился в город, где прошло моё детство.

в) Где вода, там и жизнь.

г) Я отправился туда, куда указал мне словоохотливый дедок.

д) Андрей соображал, куда идти дальше.

12. Укажите номера предложений, между частями которых ставится двоеточие:

а) Мало-помалу я догадался_это не человек, а медведь здесь прошёл.

б) На север пойдёшь_выйдешь к морю.

в) В радости и горести помни закон_один за всех, все за одного.

г) Я понимал_выручить нас может только случай.

д) Кустарники сменялись болотами_болота уступали место сопкам.

 

13. Укажите номера предложений, между частями которых ставится тире:

а) Сделал дело­_гуляй смело.

б) Пощадишь врага_погубишь общее дело и себя.

в) У озёр Мещёрского края есть одно странное свойство_чем меньше озеро, тем оно глубже.

г) Я знал_удар судьбы меня не обойдёт.

д) Уже в конце февраля появились проталины_зажурчали ручьи.

14. Укажите номера, в которых ВЕРНО определены оттенки смысловых значений между частями бессоюзного сложного предложения:

а) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (Значение одновременности действий.)

б) Упустишь минуту – потеряешь часы. (Значение противопоставления.)

в) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. (Пояснительное значение.)

г) Я много раз слышал: охотники используют ловчих птиц. (Изъяснительное значение.)

д) Ты запеваешь песню светлую – колокольчики звенят. (Сравнительное значение.)

15. Определите, в каких предложениях 3 части:

а)  В детстве жарче солнце, гуще трава, ярче небо и обильнее дожди.

б) Если приглядеться, можно увидеть, как из глубины оврага поднимается облачко тумана.

в) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

г) Гайдар поселился в большом доме, выходившем на сельскую улицу, а я – в бывшей баньке в глубине сада.

д) Один шквал прошёл, второй подходил, а третий был далеко на горизонте.

16. Найдите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

а) Все эти мысли станут яснее, если я расскажу, как был написан рассказ «Телеграмма».

б) Слепой знал, что на улице уже утро и в комнату смотрит солнце.

в) Старик не сумел ответить, что он станет делать с кладом, если найдёт его.

г) Отец рассказал мне, сколько водится рыбы и птицы, сколько озёр, какие чудные растут леса.

д) Мне чудилось, что рядом море и что пахнут чабрецом не степи, прибрежный песок.

17. Найдите предложение, соответствующее следующей схеме:

а) Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что

      уроки всё-таки надо учить.

б) Я не знаю, что бы с миром стало, если б в мире не было тебя!

в) Была надежда, что прилив приподнимет судно и его легче будет

снять с мели.

г) Когда к старости у него стала сохнуть правая рука, он стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи.

 

18. Укажите номера предложений, в которых СТАВИТСЯ запятая между союзами:

а) Я понял, что_если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

б) Все знают, что_когда попадёшь в историю, на первых порах нужно собрать всю волю в кулак.

в) Я спал, по-видимому, долго, потому что_когда проснулся, была уже ночь.

г) Я подумал, что_если сию минуту не переспорю старика, то трудно будет освободиться от его опеки.

д) Мне кажется, что_когда бушует море, то в его рёве звучит музыка.

19. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены ВЕРНО:

а) Я отвечал, что природа хороша, и что особенно хороши в наших лесах закаты.

б) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

в) Где гнутся над озером лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

г) Ему было приятно думать, что на работе всё хорошо, что дома тоже хорошо и что зима хороша.

д) Может показаться, что необычные знаки нужны в пьесе для того чтобы помочь актёру исполнять свою роль.

20. Определите, какие знаки препинания и в каком порядке должны быть расставлены в предложении: На улице и возле дач не было ни души_старые дачники уже ложились спать_а молодые гуляли в рощах_разбрелись по полянам.

а) тире, запятая, запятая;

б) запятая, тире, запятая;

в) запятая, запятая, запятая;

г) запятая, запятая, двоеточие;

д) двоеточие, запятая, запятая.

 

Сложное предложение. Итоговый тест

II вариант

1. Укажите номера, под которыми записаны сложные предложения (знаки препинания не расставлены):

а) Ему нравилось так думать о себе но он ошибался.

б) Ночь-то какая а вы приехали!

в) Потом я вылечился и меня решили отправить на отдых.

г) Ведомство большое но тихое.

д) Совсем не старинная а очень современная шляпа.

2. Укажите номера, в которых НЕВЕРНО определён тип сложного предложения:

а) Дружба не услуга, за неё не благодарят. (Сложносочинённое.)

б) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Сложноподчинённое.)

в) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит. (Сложноподчинённое.)

г) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (Сложносочинённое.)

д) Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет. (Бессоюзное.)

3. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения:

а) Но я знаю, для кого я буду писать.

б) В этом есть своя целесообразность, но она нами ещё не разгадана.

в) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу.

г) Громче стал топот копыт, слышнее шорох колёс по гравию.

д) Озеро обступили старые ивы, и на нём всегда было тихо и сумрачно.

4. Укажите номера, под которыми записаны бессоюзные предложения:

а) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь.

б) Он, как только проснулся, сразу же умылся.

в) Шёл уже восьмой час – было ещё совсем светло.

г) Хотя я читал о «кораблях пустыни» – верблюдах, но они меня не прельщали.

д) Испугаться она не могла: глаза у Грига смеялись.  

5. Укажите номера, под которыми записаны сложносочинённые сложные предложения:

а) Как бы ни было уныло покинутое место, всегда остаётся сожаление.

б) Выйдешь на крыльцо – осень сразу окружит тебя.

в) Он жив – и я рада.

г) Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте.

д) Я пошёл в кино, он же остался дома.

6. Укажите номера предложений, в которых НЕ ставится запятая перед союзом И:

а) Ростов не верил своим силам и сомнение это продолжалось более секунды.

б) В ту же минуту взлетели сразу несколько ракет и застрекотали пулемёты.

в) Как празднично украшен зал и как весело проходит вечер!

г) В кофейнях варили чёрную гущу и сидели старики, тихо переговариваясь.

д) Солнце пряталось за вершины и туман начал расходиться в долинах.

7. Укажите, в каком ряду перечислены уступительные союзы:

а) хотя; несмотря на то, что; невзирая на то, что; вопреки тому, что;

б) когда, пока, едва, лишь;

в) так как, оттого что, в связи с тем что, потому что;

г) если, когда, раз, если бы;

д) чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

8. Укажите номера, в которых части сложноподчинённого предложения связаны при помощи союзного слова:

а) Андерсен не знал, как называется это состояние.

б) Досадно, что так быстро разгорается заря.

в) Когда Андерсен поселился в гостинице, в чернильнице оставалось ещё немного чернил.

г) Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни.

д) Расскажите всем, что с вами случилось на озере.

9. Укажите номера, в которых ВЕРНО определён тип придаточной части сложноподчинённого предложения:

а) Каждый раз думаешь, где ты за это время побывал. (Изъяснительная.)

б) Цветы вырастали там, где весной была вода. (Определительная.)

в) Облако принесло оттуда, где дожди уже пролились. (Определительная.)

г) Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. (Определительная.)

д) Там, где по пояс стояли цветы, деревенские дети собирали щавель. (Места.)

10. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения с придаточной изъяснительной:

а) Я узнал, когда начнутся вступительные экзамены.

б) Когда начнётся лето, мы поедем отдыхать на море.

в) Они ещё не выяснили, как долго пробудут в Твери.

г) Туристы знают, как нужно устанавливать палатки.

д) Особенно хорошо в лесу тогда, когда шумит неторопливый дождь.

11. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения с придаточной определительной:

а) Ветер дул в ту сторону, куда ушёл Гайдар.

б) Вновь я возвратился в город, где прошло моё детство.

в) Где вода, там и жизнь.

г) Корабль шёл туда, где море и небо сливались.

д) Я отправился туда, куда указал мне словоохотливый дедок.

12. Укажите номера предложений, между частями которых ставится тире:

а) Расскажу_вы всё равно не поверите.

б) Мало-помалу я догадался_это не человек, а медведь здесь прошёл.

в) В радости и горести помни закон_один за всех, все за одного.

г) На север пойдёшь_выйдешь к морю.

д) Ты запеваешь песню светлую_колокольчики звенят.

 

13. Укажите номера предложений, между частями которых ставится двоеточие:

а) Пощадишь врага_погубишь общее дело и себя.

б) У озёр Мещёрского края есть одно странное свойство_чем меньше озеро, тем оно глубже.

в) Сделал дело­_гуляй смело.

г) В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно_через минуту всё тело покроют злые рыжие муравьи.

д) Я знал_удар судьбы меня не обойдёт.

14. Укажите номера, в которых ВЕРНО определены оттенки смысловых значений между частями бессоюзного сложного предложения:

а) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (Значение последовательности действий.)

б) Упустишь минуту – потеряешь часы. (Значение условия.)

в) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. (Изъяснительное значение.)

г) Я много раз слышал: охотники используют ловчих птиц. (Пояснительное значение.)

д) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяготы войны. (Значение причины.)

15. Определите, в каких предложениях 2 части:

а) Если приглядеться, можно увидеть, как из глубины оврага поднимается облачко тумана.

б) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

в) В детстве жарче солнце, гуще трава, ярче небо и обильнее дожди.

г) Гайдар поселился в большом доме, выходившем на сельскую улицу, а я – в бывшей баньке в глубине сада.

д) Один шквал прошёл, второй подходил, был на горизонте.

16. Найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением:

а) Стояла та обманчивая и удивительная пора, когда нельзя понять, какое сейчас время года – весна или осень.

б) Все эти мысли станут яснее, если я расскажу, как был написан рассказ «Телеграмма».

в) Слепой знал, что на улице уже утро и в комнату смотрит солнце.

г) Старик не сумел ответить, что он станет делать с кладом, если найдёт его.

д) Отец рассказал мне, сколько водится рыбы и птицы, сколько озёр, какие чудные растут леса.

17. Найдите предложение, соответствующее следующей схеме:

а) Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что

      уроки всё-таки надо учить.

б) Я не знаю, что бы с миром стало, если б в мире не было тебя!

в) Была надежда, что прилив приподнимет судно и его легче будет

снять с мели.

г) Когда к старости у него стала сохнуть правая рука, он стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи.

18. Укажите номера предложений, в которых НЕ ставится запятая между союзами:

а) Все знают, что_когда попадёшь в историю, на первых порах нужно собрать всю волю в кулак.

б) Я спал, по-видимому, долго, потому что_когда проснулся, была уже ночь.

в) Я понял, что_если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

г) Я подумал, что_если сию минуту не переспорю старика, то трудно будет освободиться от его опеки.

д) Мне кажется, что_когда бушует море, то в его рёве звучит музыка.

19. Укажите номера предложений, в которых НЕВЕРНО расставлены знаки препинания:

а) Может показаться, что необычные знаки нужны в пьесе для того чтобы помочь актёру исполнять свою роль.

б) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

в) Где гнутся над озером лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

г) Я отвечал, что природа хороша, и что особенно хороши в наших лесах закаты.

д) Ему было приятно думать, что на работе всё хорошо, что дома тоже хорошо, и что зима хороша.

20. Определите, какие знаки препинания и в каком порядке должны быть расставлены в предложении: Заглушив мотор_Николай толкнул дверцу_в кабину ворвался ледяной ветер_дождь брызнул в лицо.

а) тире, запятая, запятая;

б) запятая, тире, запятая;

в) запятая, запятая, запятая;

г) запятая, запятая, двоеточие;

д) двоеточие, запятая, запятая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: