Практическое занятие № 7
Наблюдение над существенными признаками словосочетания
Цель занятия: обобщение знаний по теме «Словосочетание»; отработка умения определять виды словосочетаний и связи слов в них; закрепление навыков правописания.
Пояснение к выполнению практической работы.
- Напишите фамилию, имя, группу.
- Напишите дату, номер практической работы, тему, цель.
- Прочитайте теоретическую часть. Повторите правила.
- Решите тест и запишите ответы. (Ответы записывайте колонкой.)
- Работу необходимо сфотографировать и выслать преподавателю по электронной почте. 2020kambur@mail.ru Работу необходимо выслать 20 апреля.
Теоретические сведения
Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому: говорить× (как?) тихо, мы× (с кем?) с тобой.
|
|
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирск ая река, нов ые вещи, участвовать в экспедици и, идти в школ у, бежать быстро.
Словосочетаниями не является:
- грамматическая основа;
- однородные члены предложения;
- предлог + сущ., числит., местоим.;
- фразеологизм.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на следующие виды (по характеру главного слова):
• именные: яркие цветы× (главное слово — существительное), очень скромный× (главное слово — прилагательное), пятый× с краю (главное слово — числительное);
кто-то× из ребят (главное слово — местоимение);
• глагольные: смотрит× вдаль (главное слово — глагол);
• наречные: по-весеннему тепло× (главное слово — наречие).
В русском языке существуют три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
|
|
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, её, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
Образец разбора
Язык есть вековой труд 4 целого поколения (Даль).
какой?
Вековой труд× (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
(именное; тип связи - согласование)
Задания для практического занятия
1. Какое словосочетание построено по модели «прилаг. + сущ.×»?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глагол× + наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прилаг.× + наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло
4. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глагол + сущ. в вин.п.»:
а) относиться по-товарищески;
б) рубить топором;
в) преодолеть препятствие;
г) бежать по дорожке.
5. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) в течение дня
б) верная мужу
в) грустный взгляд
г) поехал отдохнуть
6.Укажите глагольное словосочетание:
а) чуть – чуть прикоснуться;
б) двое из них;
в) к больному плечу;
г) очень больно.
7.Укажите именное словосочетание:
а) приду поговорить;
б) мало-помалу привыкаю;
в) с радостью обратился;
г) белый от боли.
8. Укажите наречное словосочетание:
а) чересчур быстро;
б) любящая тебя;
в) вышла замуж;
г) в чьих-то перчатках.
9. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч
10. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск
11. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам
12. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
13. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
|
|
14. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
15. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
16. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
17. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
18. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки ?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа
19. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.
20. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.
А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.
21. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.