Задания для практического занятия

Практическое занятие № 7

Наблюдение над существенными признаками словосочетания

    Цель занятия: обобщение знаний по теме «Словосочетание»; отработка умения определять виды словосочетаний и связи слов в них; закрепление навыков правописания.

 

Пояснение к выполнению практической работы.

  1. Напишите фамилию, имя, группу.
  2. Напишите дату, номер практической работы, тему, цель.
  3. Прочитайте теоретическую часть. Повторите правила.
  4. Решите тест и запишите ответы. (Ответы записывайте колонкой.)

 

  1. Работу необходимо сфотографировать и выслать преподавателю по электронной почте.  2020kambur@mail.ru Работу необходимо выслать 20 апреля.

 

Теоретические сведения

Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому: говорить× (как?) тихо, мы× (с кем?) с тобой.

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирск ая река, нов ые вещи, участвовать в экспедици и, идти в школ у, бежать быстро.

Словосочетаниями не является:

  • грамматическая основа;
  • однородные члены предложения;
  • предлог + сущ., числит., местоим.;
  • фразеологизм.

 

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на следующие виды (по характеру главного слова):

• именные: яркие цветы× (главное слово — существительное), очень скромный× (главное слово — прилагательное), пятый× с краю (главное слово — числительное);

кто-то× из ребят (главное слово — местоимение);

• глагольные: смотрит× вдаль (главное слово — глагол);

• наречные: по-весеннему тепло× (главное слово — наречие).

 

В русском языке существуют три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).

Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, её, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

 

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).





Образец разбора

Язык есть вековой труд 4 целого поколения (Даль).


какой?
Вековой труд× (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

(именное; тип связи - согласование)

 



Задания для практического занятия

1. Какое словосочетание построено по модели «прилаг. + сущ.×»?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе

 

2. Какое словосочетание построено по модели «глагол× + наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу

 

3. Какое словосочетание построено по модели «прилаг.× + наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло

 

4. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глагол + сущ. в вин.п.»:

а) относиться по-товарищески;

б) рубить топором;

в) преодолеть препятствие;

г) бежать по дорожке.

 

5. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) в течение дня

б) верная мужу

в) грустный взгляд

г) поехал отдохнуть

 

6.Укажите глагольное словосочетание:

а) чуть – чуть прикоснуться;

б) двое из них;

в) к больному плечу;

г) очень больно.

 

7.Укажите именное словосочетание:

а) приду поговорить;

б) мало-помалу привыкаю;

в) с радостью обратился;

г) белый от боли.

 

8. Укажите наречное словосочетание:

а) чересчур быстро;

б) любящая тебя;

в) вышла замуж;

г) в чьих-то перчатках.

 

9. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч

 

10. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск

 

11. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам

 

12. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

 

13. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

 

14. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

 

15. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

 

16. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)

 

17. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)

 

18. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки ?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа

 

19. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.

 

20. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

 

21. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление, выполните синтаксический разбор этого словосочетания.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

 






















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: