ІІІ. Изучение нового материала

УРОК 47, 48.

МАЯ 2020г.

ДОНБАСС –ЧАСТЬ РУССКОГО МИРА.ДОНБАСС И РОССИЯ: ЧАСТЬ ВРЕМЕН.ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОНБАССА И РОССИИ

Цели урока:

 создать условия для ознакомления детей с героической историей становления нашего народа, его ратными подвигами, защитниками и созидателями родины; познакомить с понятиями «подвиг», «герой»;

 способствовать развитию логического мышления, памяти, кругозора, умения анализировать; пробудить и активизировать познавательный потенциал учащихся при изучении данной темы, совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля;

 способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости, любви к Родине.

 

Формируемые УУД:

 метапредметные: осуществлять планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе анализа, дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как составной части общества; структурировать полученные знания; анализировать их;

 личностные: формировать личностные ориентиры, направленные на любовь к родному краю, Донбассу; воспитывать патриотизм, ответственность за свои решения.

 

Планируемые методы, приемы, технологии: слово учителя, мозговой штурм, ассоциативный ряд, работа над проблемными вопросами, методы «микрофон»,

Тип урока: комбинированный урок

Ключевые дефиниции: ДОНБАСС И РОССИЯ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН. Историческая взаимосвязь.

Ход урока

І. Организационный момент

– Дорогие ребята! Обратите внимание на тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно. Мы познакомимся с историей Донбасса как составной частью истории Русского мира.

Я предлагаю вам определить цель нашего занятия.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм:

– Для чего мы должны изучать историю своей Родины?

– Как вы понимаете выражение Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? (ответы письменно)

«Ассоциативный ряд»

Составить по цепочке ассоциативный ряд к слову «Родина».

Проблемный вопрос

– Почему слово «Родина» у нас ассоциируется со словами «подвиг», «героизм»?

– О каких героях России вы знаете?

– Какие подвиги они совершили?

ІІІ. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы поговорим о подвигах отдельных граждан государства во имя величия государства. Урок у нас будет необычный, мы с вами совершим путешествие в историю нашей страны, нашего края. Во время путешествия вы познакомитесь с известными историческими личностями, настоящими героями, беззаветно любящими свою Родину.

– Каждый ли может быть героем? Многие спрашивают себя: Что значит быть героем?

Великий князь Александр Невский

Талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель – все силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. А Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний и лишений.

Великому князю Новгородскому Александру Невскому выпала нелегкая судьба «для спасения Руси он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока».

Слава этого человека была велика уже при его жизни. Главные сражения, выигранные князем, – битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими рыцарями (крестоносцами) на Чудском озере в 1242 году.

Понимая, что монгольское рабство – это унизительное и тяжкое бремя, он, тем не менее, приложил немало усилий к сохранению мира с Ордой, который давал ему возможность все силы бросить на отражение агрессии со стороны католического запада. Окатоличивание для православной Руси означало не только физическое уничтожение, но и духовную смерть.

В отличие от татар, крестоносцы, благословенные римским папой, не только грабили и убивали, но и несли разрушение основ православной духовной культуры русского народа. Почитание князя Александра как святого началось почти сразу после его кончины.

6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой. На денежные средства Русской Православной Церкви была Создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. В 1942 году был утвержден орден Александра Невского: им награждались командиры, обеспечившие успешные действия вверенных им частей и проявившие личную отвагу. До конца Великой Отечественной войны им было награждено больше 40 тысяч офицеров Красной Армии

Вопросы для рассуждения:

1. Чем знаменит русский князь Александр Невский?

2. Можно ли его назвать героем?

3. За что награждали орденом Александра Невского?

 

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – истинные спасители Отечества

Несмотря на то, что Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский действовали вместе лишь несколько лет. Их имена неразделимо связаны между собой. Они вышли на историческую авансцену в один из самых трагических периодов русской истории, когда нашествия, междоусобицы, эпидемии, неурожаи разорили русскую землю и превратили ее в легкую добычу для врагов.

В течение двух лет Москва была занята иноземными завоевателями. В Западной Европе считали, что Россия никогда не обретет былого могущества. Однако возникшее в глубине страны народное движение спасло русскую государственность. «Смутное время» было преодолено, и подняли народ на борьбу «гражданин Минин и князь Пожарский», как написано на поставленном в их честь монументе. Благодарные потомки по достоинству оценили их вклад в дело освобождения Отечества и воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г., к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные вскладчину, работа скульптора И.Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне

Вопросы для рассуждения:

1. Какой период в истории Российского государства называли «Смутное время»?

2. Можно ли назвать Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского патриотами?

3. Почему памятник этим людям стоит на центральной площади России?

 

Александр Суворов был потомком древнего дворянского рода. Он родился настолько слабым, что вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать его в полк. Но мальчик мечтал только о военной карьере и, чтобы добиться своего, поступил в солдаты. Таким образом, Суворов был, пожалуй, единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса. Он был единственным военачальником, который не проиграл ни одного сражения. Больше всего Александр Суворов прославился во время русско-турецкой войны 1768-1774 года. Войска, которыми он командовал, нанесли серьезные поражения туркам и вынудили их уйти из Крыма. Начиная с этого времени, имя Суворова означало только победу над врагом. Александра Суворова бесконечно любили и уважали и солдаты и командиры. Настоящий военный триумф Александр Суворов пережил 11 декабря 1790 года, когда его войска взяли турецкую крепость Измаил, которая считалась неприступной. Заслуги Суворова перед Отечеством не оставались незамеченными. Он получал в награду земли, ордена, почетные звания.

 

Однако независимый характер полководца был не по душе императору Павлу I. Их отношения особенно обострились после того, как Суворов отказался выполнять распоряжения императора преобразовать русскую армию на прусский лад. Александр Суворов был отстранен от командования и отправлен в отставку. Свой военный опыт он обобщил в знаменитой книге «Искусство побеждать». Он воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как М.Кутузов и П.Багратион.

Работа в группах

Задания группам. «Обсудите»

Первая группа. Вспомните фамилии наших известных земляков в XIX в., которые своими героическими действиями прославили наш край и свое государство.

1. Чем они прославились?

2. Можно ли сказать, что они герои?

Вторая группа. Вспомните фамилии наших известных земляков в XX в., которые своими героическими действиями прославили наш край и свое государство.

1. Чем они прославились?

2. Можно ли сказать, что они герои?

Г.Я.Седов – великий русский полярный исследователь

Биография великого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова необычна и трагична. Он родился в 1877 году в небольшом азовском селе Кривая Коса, сегодня этот поселок носит имя великого полярного исследователя – Седово. Георгий с ранних лет познал тяжелый труд. Его отец, простой азовский рыбак, пропал без вести на несколько лет. Мальчику пришлось работать, чтобы прокормить мать и восьмерых братьев и сестер. У него не было времени, чтобы учиться грамоте, и до 14 лет он не умел ни читать, ни писать. После того, как отец вернулся домой, за два года он окончил церковно-приходскую школу и сбежал из дома. Чем мальчик занимался в той жизни и как пробивался к желанной цели, мало известно. Но в 21 год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плаванья. В 24 года, после успешной сдачи экзамена, он получает чин поручика. Первая его гидрографическая экспедиция была на Северный Ледовитый океан. Северные льды давно манили молодого моряка. Он мечтал покорить Северный полюс и доказать, что русскому человеку такое под силу. Началась русско-японская война, и экспедицию на Северный полюс пришлось отложить. Но идея не оставляет его. Он пишет статьи, в которых доказывает, что освоение Северного морского пути необходимо России. Он работал на Каспийском море, на Колыме, исследовал Крестовую губу на Новой земле.

В 1912 году Георгий Седов начинает просить разрешения отправиться с экспедицией на Северный полюс и получает разрешение от государя Николая II. Однако, комиссия, которая была создана для организации экспедиции, не разрешает ее начало. Она считала, что план, разработанный Седовым, содержит многочисленные промахи. Седов же был уверен в своем успехе. Не добившись денег на экспедицию у правительства, он начинает компанию по сбору средств через газету, обращается к людям с просьбой помочь собрать экспедицию.

Только в конце августа экспедиция смогла выйти в море. Драгоценное время было упущено. Зима застала судно у берегов Новой Земли. Корабль не успел вернуться в Архангельск, и был затерт во льдах Северного Ледовитого океана. Однако Седов не теряет надежды покорить Северный полюс. Команда судна осталась на зимовку. Отсутствие качественных продуктов, болезни сделали пребывание в арктических льдах ужасным. Сам Седов обморозил пальца на ногах, но упорно мечтал о достижении полюса. Летом корабль не смогли освободить ото льдов. Начиналась вторая зимовка, еще более ужасная. Вся команда болела. Многие отказывались оставаться здесь и требовали возвращения. Но при отсутствии связи рассчитывать на помощь не приходилось. В начале февраля Седов с двумя матросами, Линником и Пустошным, отправился на собаках к полюсу. Тяжелейшие условия, отсутствие питания и топлива, мороз привели к тому, что в конце февраля 1914 года Георгий Седов умер в своей палатке. Матросы похоронили его на острове Рудольфа. В могилу положили российский флаг, который он хотел водрузить на полюсе, и люди отправились обратно к кораблю. В середине марта, голодные, замерзшие, без продуктов и топлива, они вернулись на корабль. Благодаря им, стала известна судьба великого путешественника и исследователя Севера.

Вопросы для рассуждения:

1. Гордитесь ли вы, что являетесь земляками Г.Я.Седова?

2. Какие качества характера вы можете выделить у исследователя?

3. Можно ли его назвать выдающейся личностью? Почему? (ответ аргументируйте)

И.И.Людников

Герой Советского Союза. Родился 26 сентября 1902 г. в селе Кривая Коса, ныне поселок городского типа Седово Новоазовского района Донецкой Народной Республики, в очень бедной семье. Умер 22 апреля 1976 г. Генерал – полковник, Герой Советского Союза. Русский. Подростком приехал в Юзовку. Работал на шахтах Донецка и Макеевки, о чем написал в своих воспоминаниях.

С марта 1941 года – командир 200-й стрелковой дивизии Киевского особого военного округа, с которой вступил в Великую Отечественную войну. С ноября 1941года командовал 16-й отдельной курсантской стрелковой бригадой, затем 390-й (март– апрель 1942 года), 138-й (май 1942 года – февраль 1943 года) и 70-й гвардейской стрелковой дивизией (февраль–июнь 1943 года), а с июня 1943 по май 1944 года – 15-м стрелковым корпусом. Эти соединения под его руководством участвовали в боях на Юго-Западном, Южном, Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Украинском фронтах.

Особенно отличилась под командованием И.И. Людникова 138-я стрелковая дивизия позже преобразованная в 70-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Под командованием Людникова 138-я стрелковая дивизия в октябре-ноябре 1942 г. героически сражалась с врагом в Сталинграде. Сто дней и ночей эта дивизия вела тяжелые бои за завод «Баррикады». Территория 700 м. по фронту и 400 м. в глубину (так называемый «Остров Людникова») была с трех сторон окружена фашистами, четвертой была Волга. Она простреливалась прямой наводкой артиллерии, обстреливалась минами и снарядами. Дивизия под командованием Людникова стойко оборонялась до перехода в наступление в декабре 1942 г. 25 января 1943 г. части дивизии повернули на север на уничтожение северной группы фашистских войск в районах заводов и заводских поселков.

В Курской битве И.И. Людников умело командовал 15-м стрелковым корпусом. Во время этой битвы 15-й стрелковый корпус под командованием генерал-лейтенанта Людникова выполнил свои задачи в обороне, а затем перешёл в контрнаступление. 22 сентября 1943 года передовые части корпуса вышли к Днепру в районе севернее города Чернобыль и с ходу начали форсирование. Овладев плацдармом на правом берегу, отразили контратаки и завязали бой по расширению плацдарма. За успешное управление войсками при форсировании Днепра и проявленные при этом отвагу и мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1892) 16 октября 1943 года. После освобождения Украины, с мая 1944 Людников стал командующий 39-й армии и во главе ее участвовал в операции «Багратион», приведшей к освобождению Белоруссии, Прибалтийских республик, в штурме города-крепости Кенигсберг в Восточной Пруссии. Великую Отечественную войну завершил на побережье Балтийского моря


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: