Урок №5 «Синус и косинус, тангенс суммы и разности двух аргументов»
Цели урока: 1. Изучить формулы синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов
2. Научиться применять эти формулы для решения задач
Формулы синуса и косинуса суммы двух аргументов
На уроке рассматриваются формулы синуса и косинуса суммы аргументов, применение этих формул для решения некоторых задач на вычисление и упрощение выражений, решение уравнений и доказательство тождеств.
Самыми важными в тригонометрии являются следующие две формулы:
Применение формул синуса и косинуса суммы двух аргументов для разных задач
1. Задача: Вычислить .
Решение:
1) Применяя формулу синуса суммы двух углов, имеем:
2) Применяя формулу косинуса суммы двух углов, имеем:
.
Ответ:
2. Задача: упростить выражение .
Решение: применяя формулу синуса суммы двух аргументов, получаем:
.
Ответ: .
В следующей задаче используется формула косинуса суммы двух аргументов.
3. Задача: упростить выражение
.
Решение:
Ответ: .
Доказательство тождеств с помощью формул синуса и косинуса суммы двух аргументов
4. Доказать тождество:
Доказательство:
,
что и требовалось доказать. Все действия можно провести и в обратном порядке.
5. Доказать тождество: . (1)
Доказательство:
Пусть
1) Докажем, что левая часть равна правой части:
2) Можно доказать, что правая часть равна левой части:
Получим
при всех .
При этом, (1) эквивалентно верному равенству при всех действительных Тождество доказано.
Вычислительные задачи
6. Найдите значение выражения:
Решение:
Используя формулу при получаем:
.
Ответ: .
7. Вычислить:
Решение:
.
Ответ: .
8. Задача.
Дано:
Вычислить:
Вычисление:
из основного тригонометрического тождества имеем:
Ответ: .
Теперь рассмотрим формулы синуса и косинуса разности двух аргументов.
6. Итог урока
На уроке рассматривались формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности аргументов, их применение для решения некоторых задач.
Домашнее задание:
1.Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни/ [ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2017
Гл.5, параграф 28, выполнить №№ 482-486 (четные)
2. Выполнить практическую работу:
- Вычислить: ;
- Найти , если ; .
- Вычислить: ;