Виды неподвижных неразъёмных соединений

МДК 02.01. Организация и технология сборки, регулировки и испытания, машин и оборудования различного назначения

Тема 2. Технология сборки, регулировки и испытания неподвижных неразъёмных соединений

Урок 9. Неподвижные неразъёмные соединения.

План

Основные понятия про соединения.

Виды неподвижных неразъёмных соединений.

Основные понятия про соединения.

В процессе изготовления машин некоторые их детали соединяют между собой, при этом образуются неразъёмные или разъёмные соединения.

Соединение — процесс изготовления изделия из деталей, сборочных единиц (узлов), агрегатов путём физического объединения в одно целое.

Неразъёмными называют соединения, которые невозможно разобрать без нарушения или повреждения деталей. К ним относятся заклёпочные, сварные, клеевые соединения, соединения, полученные пайкой, а также условно посадки с натягом.

Неподвижное соединение — соединение деталей, обеспечивающее неизменность их взаимного положения в процессе работы машины или это соединение, в котором отсутствует возможность относительного перемещения составных частей изделия. Неподвижное соединение может быть разъёмным и неразъёмным. Обеспечивается крепёжными деталями, напрессовкой одной детали на другую, клёпкой, сваркой, склеиванием.

 

Виды неподвижных неразъёмных соединений.

Клепаные соединения образуют с помощью зак­лепок. Заклепка представляет собой стер­жень круглого сечения, один конец которого имеет сферическую, коническую или другую форму. Стер­жень заклепки вставляют в сквозное отверстие скрепляемых деталей до упора головкой. Свободный конец выхо­дит за пределы детали при­мерно на 1,5 d. Его раскле­пывают и придают форму сферической (полукруг­лой) или конической (по­тайной) головки. Один или несколько рядов заклепок образуют заклепочный шов. Заклепки в ряду разме­щают на одинаковом рас­стоянии одна от другой, называемом шагом. Линии, по которым располагают центры заклепок, называются рисками, а расстояние между соседними рисками — дорожкой.

Соединения деталей с помощью заклепок могут быть выполнены встык с накладками или внахлестку.

Швы бывают с рядовым и шахматным расположением заклепок.

Сварные соединения выполняют способом нагрева мест соедине­ния деталей до температуры плавления или зазор между деталями заполняют расплавленной присадкой. После остывания получают свар­ной шов необходимой прочности. Если сварной шов расположен с одной стороны соединения, то его называют односторонним, а если с двух сторон — двухсторонним. Шов выполняют непрерывным по всей длине или прерывистым, т.е. разделенным на отдельные участки одинаковой длины равными промежутками.

Швы прерывистые двусторонние могут иметь цепное расположе­ние (отдельные участки шва находятся один против друго­го), и шахматное, когда промежутки одной стороны находятся про­тив сварных участков шва с другой. Иногда шов выполняют в виде отдельных сварных точек.

По форме поперечных сечений швы бывают: нормальные, выпук­лые (усиленные), вогнутые. Нормальный шов представляет в сечении равнобедренный треуголь­ник. Выпуклый (усиленный) шов имеет выпуклость — высоту усиле­ния. Вогнутый шов отличается от нормального наличием впадины.

В зависимости от характера выполняемого шва и для его усиле­ния применяют различные конструктивные элементы поперечных сечений кромок свариваемых элементов: без скоса кромок; со ско­сом одной кромки; с криволинейным скосом одной кромки; со скосом двух кромок; с криволинейным скосом двух кромок; с дву­мя симметричными скосами одной кромки; с двумя несимметрич­ными скосами одной кромки; с двумя симметричными скосами двух кромок; с двумя несимметричными скосами двух кромок. Как правило, между кромками сваренных элементов должен быть зазор в пределах 1—5 мм.

Различают два наиболее распространенных вида сварки плавлени­ем — дуговую и газовую.

Пайка представляет собой процесс соединения металлов, нахо­дящихся в твердом состоянии, посредством расплавленного приса­дочного материала, называемого припоем. При пайке медных жил, а также проводников заземления к броне и свинцовой оболочке кабелей используют паяльную пасту, состоящую из следующих ком­понентов (в массовых частях): канифоли — 10, животного жира — 3, хлористого аммония — 2, хлористого цинка — 1, воды или эти­лового спирта (ректификат) — 1. Формы паяных соединений: нахлесточное, стыковое.

Склеивание представляет собой процесс соединения деталей различными видами клея в зависимости от склеиваемых материалов.

Для склеивания различных изоляционных деталей пластмассо­вых (кроме полиэтилена и фторопласта), фарфоровых, стеклянных и металлических, для пакетов электротехничес­кой стали трансформато­ров, якорей, статоров применяют, например, клей типа БФ. С применением мине­ральных наполнителей (тальк, кварцевая мука, каолин, литопон, окись цинка и др.) на клеях БФ можно изготовить различные электроизоляционные замазки, кото­рые после соответствующего прогрева приобретают хорошую меха­ническую прочность. Клеевой шов после затвердевания приобретает электроизоляционные свойства.

Перед склеиванием поверхности протирают ацетоном, ацетатами или спиртом. Поверхности металлов, фенопластов, аминопластов и кожи предварительно зачищают наждачной бумагой, затем покрыва­ют клеем два раза. После каждого покрытия склеиваемые элементы выдерживают в течение 1 ч для просушки клеевого слоя. Оптималь­ная толщина клеевого шва — 0,15-0,25 мм. Для соединения склеиваемые детали прижимают друг к другу и выдерживают под давлением (5—15) • 105 Па при температуре 150° С в течение 0,5— 1 ч.

Для склеивания холодным способом резины с резиной, а также резины с металлами, стеклом и другими материалами применяют клей № 88Н (ВТУ ТУ-880-50), «Склею насмерть». Клеевой шов эластичный. Склеива­емые поверхности зачищают наждачной бумагой, протирают бен­зином и просушивают в течение 5—10 мин. Поверхности металлов покрывают клеем два раза. После первого покрытия выдерживают для подсушки 7—10 мин, после второго покрытия — 2—8 мин. На резину наносят один слой клея и выдерживают 2—8 мин для под­сушки. Склеиваемые детали прижимают друг к другу и выдержива­ют в течение суток.

Клей хранят в герметически закрытой таре, соблюдая правила хранения огнеопасных материалов.

Соединения с натягом осуществляются подбором соответствующих посадок, в которых натяг создаётся необходимой разностью посадочных размеров насаживаемых одна на другую деталей. Взаимная неподвижность соединяемых деталей обеспечивается силами трения, возникающими на поверхности контакта деталей.

 

Соединения деталей с натягом условно относят к неразъёмным соединениям, хотя, особенно при закалённых поверхностях, они допускают разборку и новую сборку деталей. Для этого используют:

- механическое сопряжение;

- тепловые посадки;

- охлаждение охватываемой детали.

Достоинства соединений с натягом:

простота конструкции и хорошее базирование соединяемых деталей;

большая нагрузочная способность.

Недостатки соединений с натягом:

сложность сборки и, особенно, разборки;

рассеивание прочности соединения в связи с колебаниями действительных посадочных размеров в пределах допусков.

 

Рис.1.Схема видов неразъёмных соединений.

 

Домашнее задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: