Конспект урока по физике
Тема:
"Источники света. Прямолинейное распространение света"
Цели урока:
· Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.
· познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
· объяснить закон прямолинейного распространения света;
· рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;
· расширить кругозор учащихся.
Тип и вид урока: изучение нового материала, урок-беседа.
Методы обучения:
· эвристическая беседа
· объяснительно-репродуктивный,
· побуждающий
Приёмы обучения:
· Объяснительно-иллюстративный
· Работа с книгой
· Эвристическая беседа
· Фронтальный эксперимент
· Предугадывание результатов эксперимента
· Использование жизненного опыта
· Практическая деятельность учащегося
· Лови ошибку
· Выбери картинку
· Приём коллективной деятельности учащихся
· Найди физику в стихах (межпредметная связь)
· Сообщения учащихся
Приборы и материалы:
· доска,
· лампочка,
|
|
· свеча,
· люминисцентная лампа,
· плакаты “Образование тени и полутени”, “Солнечные и лунные затмения”.
· Экран
· Компьютер
· Проектор
· На каждый стол: экран, свеча, непрозрачное тело
Ход урока:
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку, психологическая подготовка).
Здравствуйте ребята!
II. Изучение нового материала (10 мин)
1.
Под музыку лунная соната звучит стих Из оперы «Иоланта»
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаём.
· Из оперы «Иоланта»
УЧИТЕЛЬ- Как вы думаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Ученики- о ………
Учитель- Правильно. Мы сегодня начнём изучать интереснейший материал по теме «Световые явления»
Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Источники света. Прямолинейное распространение света»
Эксперимент (минутный)
· Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека -«минутный» эксперимент: предлагаю обучающимся на одну минутку закрыть глаза и представить себе «жизнь во тьме»!!!
·
· УЧИТЕЛЬ Вопрос: Каковы ваши ощущения?
· Ответ: мнение обучающихся.
УЧИТЕЛЬСледовательно значение света в нашей жизни невозможно переоценить
УЧИТЕЛЬ: Что же начнём изучение «световых явлений», а для этого нам будут необходимы специальные понятия, термины. У вас на столах лежат листочки с терминами по теме. Определите, какие из них вы уже знаете, а какие нет, и мы поместим их в табличку на доске.
|
|
(предлагаются на листочках термины: световые явления, оптика, свет, источник света, точечный источник света, световой луч, тень, полутень)
Не знаю
Знаю
(Ребята Вы должны написать ответы к каждому понятию)
· 3. Постановка проблемы (3 мин)
- Предлгаю экране цветные картинки с изображениями световых явлений, тепловых явлений, различные предметы, животных.
УЧИТЕЛЬ: Выберете из этих картинок те, которые относятся к нашей теме на ваш взгляд.
Ученики выбирают: Солнечное затмение, радугу, молнию, отражение в воде и зеркале, северное сияние, лунное затмение, преломление карандаша в стакане.
В ясный солнечный день можно наблюдать много интересных явлений. Так, окружающие нас на улице тела дают тень, и от нашего тела также образуется тень. Подойдя к водяной поверхности (луже, пруду), можем увидеть в ней свое отражение, отражения других находящихся рядом предметов. Эти явления относятся к световым явлениям. В природе нас поражает разнообразие цветов: зеленые листья летом, коричневая земля, белые ромашки, голубые колокольчики, многоцветная радуга. Это тоже световые явления.
Благодаря органу зрения, человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.
· Вы сможете объяснить многие световые явления после того, как изучите материал этой главы.
УЧИТЕЛЬ: Оптика – это раздел физики, изучающий световые явления.
Запишите в тетрадь.
Что же такое свет?
Все мы знаем, что если на тело падает свет, то тело нагревается. Мы с вами изучали тепловые явления и знаем, что теплопередача осуществляется 3 способами:
1. теплопроводность
2. конвекция
3. излучение
Как вы думаете, какой из этих способов относится к световой передаче тепла?
Ученики. Излучение
УЧИТЕЛЬ: Верно. Следовательно свет- это излучение, но только та его часть, которая воспринимается нашим глазом.Значит…
Свет – это видимое излучение, воспринимаемое глазом.
Запишите это в тетрадь.
(обратить внимание детей шкалу электромагнитных волн)
Как вы думаете, какое следующее понятие мы будем изучать?
Ученики: Источники света.
УЧИТЕЛЬ: верно. Что является источником света?
Ученики: лампа, Солнце и … Вы должны продолжить
УЧИТЕЛЬ . А, чем например отличаются такие источники света как Солнце и лампа?
Ученики: Солнце- это природа создала, а лампа создана человеком
УЧИТЕЛЬ: А как по- другому сказать, Солнце –это какой источник света? А лампа?
Ученики: высказывают предположения о том, что одно из них- Солнце это естественный источник света, а другой- лампа искусственный.
Источники света – схема.
УЧИТЕЛЬ: Вывод. Что же такое источник света?
III. Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
Запишите в тетрадь.
II. Индивидуальная работа. дана таблица, которую Вы должны заполнить
Источники света
Естественные
Искусственные
тепловые
люминесцирующие
Учитель: Свет – это удивительное, самое замечательное природное явление. Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали это явление, которое в физике обобщено в виде сухих законов, формул, понятий. Попробуйте взглянуть на эти законы с другой, лирической стороны, глазами Тютчева, Бунина, Тарковского.
3 стихотворения (…мин на размышление)
Необходимо прочитать стихотворение или отрывок из художественного произведения, выделить источник света и определить его вид и заполнить таблицу,учитывая все высказывания и стихи:
|
|
Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я.
(в старину это был нужный людям источник света)
Мерцая желтым язычком,
Свеча всё больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живём:
Душа горит, а тело тает. (А.Тарковский)
(свеча давно стала символом жизни, знаний, а также символом бессмертия).
Как золотая спичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках. (А.Тарковский)
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей. (Адам Мицкевич)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля
И в сиянье потонула
Вся сметенная земля. (Ф.Тютчев)
Звезда, звезда, холодная земля,
К холодным иглам ты всё ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь. (В.Луговской)
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Затем каждый читает стих и отвечает на поставленный вопрос.
-Ответы учеников по каждому стиху
УЧИТЕЛЬ: Но мы видим не только источники света, но и тела, которые ими не являются, например книгу, дома, парту и т.д. Почему?
-Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: А в темноте мы их видим?
Ученики: нет.
Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.
Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает нам в глаза.
На практике все источники имеют свои размеры. Если размеры светящегося тела меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то это тело можно считать точечным источником.