Запишите это в тетрадь

Конспект урока по физике

  Тема:

"Источники света. Прямолинейное распространение света"

Цели урока:

· Дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления.

· познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;

· объяснить закон прямолинейного распространения света;

· рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;

· расширить кругозор учащихся.

Тип и вид урока: изучение нового материала, урок-беседа.

Методы обучения:

· эвристическая беседа

· объяснительно-репродуктивный,

· побуждающий

Приёмы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный

· Работа с книгой

· Эвристическая беседа

· Фронтальный эксперимент

· Предугадывание результатов эксперимента

· Использование жизненного опыта

· Практическая деятельность учащегося

· Лови ошибку

· Выбери картинку

· Приём коллективной деятельности учащихся

· Найди физику в стихах (межпредметная связь)

· Сообщения учащихся

 

 

Приборы и материалы:

· доска,

· лампочка,

· свеча,

· люминисцентная лампа,

· плакаты “Образование тени и полутени”, “Солнечные и лунные затмения”.

· Экран

· Компьютер

· Проектор

· На каждый стол: экран, свеча, непрозрачное тело

Ход урока:

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка отсутствующих и готовности к уроку, психологическая подготовка).

Здравствуйте ребята!  

II. Изучение нового материала (10 мин)

1.  

Под музыку лунная соната звучит стих Из оперы «Иоланта»

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нём источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом –

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаём.

· Из оперы «Иоланта»

УЧИТЕЛЬ- Как вы думаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Ученики- о ………

Учитель- Правильно. Мы сегодня начнём изучать интереснейший материал по теме «Световые явления»

 

Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Источники света. Прямолинейное распространение света»

Эксперимент (минутный)

· Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека -«минутный» эксперимент: предлагаю обучающимся на одну минутку закрыть глаза и представить себе «жизнь во тьме»!!!

·

· УЧИТЕЛЬ Вопрос: Каковы ваши ощущения?

· Ответ: мнение обучающихся.

УЧИТЕЛЬСледовательно значение света в нашей жизни невозможно переоценить

УЧИТЕЛЬ: Что же начнём изучение «световых явлений», а для этого нам будут необходимы специальные понятия, термины. У вас на столах лежат листочки с терминами по теме. Определите, какие из них вы уже знаете, а какие нет, и мы поместим их в табличку на доске.

(предлагаются на листочках термины: световые явления, оптика, свет, источник света, точечный источник света, световой луч, тень, полутень)

Не знаю

Знаю

 

 

(Ребята Вы должны написать ответы к каждому понятию)

· 3. Постановка проблемы (3 мин)

 

- Предлгаю  экране цветные картинки с изображениями световых явлений, тепловых явлений, различные предметы, животных.

УЧИТЕЛЬ: Выберете из этих картинок те, которые относятся к нашей теме на ваш взгляд.

Ученики выбирают: Солнечное затмение, радугу, молнию, отражение в воде и зеркале, северное сияние, лунное затмение, преломление карандаша в стакане.

В ясный солнечный день можно наблюдать много интересных явлений. Так, окружающие нас на улице тела дают тень, и от нашего тела также образуется тень. Подойдя к водяной поверхности (луже, пруду), можем увидеть в ней свое отражение, отражения других находящихся рядом предметов. Эти явления относятся к световым явлениям. В природе нас поражает разнообразие цветов: зеленые листья летом, коричневая земля, белые ромашки, голубые колокольчики, многоцветная радуга. Это тоже световые явления.

Благодаря органу зрения, человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

· Вы сможете объяснить многие световые явления после того, как изучите материал этой главы.

 

УЧИТЕЛЬ: Оптика – это раздел физики, изучающий световые явления.

Запишите  в тетрадь.

Что же такое свет?

Все мы знаем, что если на тело падает свет, то тело нагревается. Мы с вами изучали тепловые явления и знаем, что теплопередача осуществляется 3 способами:

1. теплопроводность

2. конвекция

3. излучение

Как вы думаете, какой из этих способов относится к световой передаче тепла?

Ученики. Излучение

УЧИТЕЛЬ: Верно. Следовательно свет- это излучение, но только та его часть, которая воспринимается нашим глазом.Значит…

Свет – это видимое излучение, воспринимаемое глазом.

Запишите это в тетрадь.

(обратить внимание детей шкалу электромагнитных волн)

Как вы думаете, какое следующее понятие мы будем изучать?

Ученики: Источники света.

УЧИТЕЛЬ: верно. Что является источником света?

Ученики: лампа, Солнце и … Вы должны продолжить

УЧИТЕЛЬ  . А, чем например отличаются такие источники света как Солнце и лампа?

Ученики: Солнце- это природа создала, а лампа создана человеком

УЧИТЕЛЬ: А как по- другому сказать, Солнце –это какой источник света? А лампа?

Ученики: высказывают предположения о том, что одно из них- Солнце это естественный источник света, а другой- лампа искусственный.

Источники света –  схема.

 

УЧИТЕЛЬ: Вывод. Что же такое источник света?

III.   Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.

Запишите  в тетрадь.

 

II. Индивидуальная  работа.  дана таблица, которую Вы должны заполнить

Источники света

Естественные

Искусственные

тепловые

люминесцирующие

 

 

Учитель: Свет – это удивительное, самое замечательное природное явление. Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали это явление, которое в физике обобщено в виде сухих законов, формул, понятий. Попробуйте взглянуть на эти законы с другой, лирической стороны, глазами Тютчева, Бунина, Тарковского.

  3 стихотворения (…мин на размышление)

  Необходимо прочитать стихотворение или отрывок из художественного произведения, выделить источник света и определить его вид и заполнить таблицу,учитывая все высказывания и стихи:

  

Догорай, гори, моя лучина,

Догорю с тобой и я.

(в старину это был нужный людям источник света)

 

 

Мерцая желтым язычком,

Свеча всё больше оплывает.

Вот так и мы с тобой живём:

Душа горит, а тело тает. (А.Тарковский)

(свеча давно стала символом жизни, знаний, а также символом бессмертия).

 

Как золотая спичка,

Дрожит огонь впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках. (А.Тарковский)

 

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей. (Адам Мицкевич)

 

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

 

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля

И в сиянье потонула

Вся сметенная земля. (Ф.Тютчев)

 

Звезда, звезда, холодная земля,

К холодным иглам ты всё ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь. (В.Луговской)

 

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

 

Затем каждый   читает стих и отвечает на поставленный вопрос.

-Ответы  учеников по каждому стиху

УЧИТЕЛЬ: Но мы видим не только источники света, но и тела, которые ими не являются, например книгу, дома, парту и т.д. Почему?

-Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: А в темноте мы их видим?

Ученики: нет.

Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.

Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает нам в глаза.

На практике все источники имеют свои размеры. Если размеры светящегося тела меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то это тело можно считать точечным источником.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: