Урок обобщения и систематизации знаний

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи в отношении между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний, овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:

1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

6. Подведение итогов урока.

6.Урок проверки и коррекции знаний и умений (можно разделить на два урока: урок контроля и урок коррекции знаний и умений)

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Структура урока:

1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.

5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях.

6. Подведение итогов (на данном и последующих уроках).

Комбинированный урок.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

4. Изложение нового материала.

5. Первичное закрепление изученного.

6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

 

Другой вариант комбинированного урока:

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Проверка ранее усвоенных знаний.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

4. Изложение нового материала.

5. Восприятие и осознание учащимися нового материала.

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

7. Постановка домашнего задания.

 

Вариантов структур комбинированного урока великое множество, все зависит от поставленных целей и задач.

 

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:

1. Мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершаются постановкой интегрирующей цели урока.

2. Входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее).

3. Работу с новым материалом.

4. Закрепление изученного.

5. Завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке).

6. Рефлексию. Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Цель начинается с существительного и заканчивается на «-ИЕ»: раскрытие, изучение, ознакомление, закрепление, обеспечение, обобщение и т.д.

Цель должна быть четкой, конкретной, понятной, достижимой. Не стоит ставить цель, которую по итогу занятия будет не реально выполнить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: