Апреля 2020 г.
Письменная экзаменационная работа
По русскому языку.
Вариант 5.
Прочитайте текст и выполните задания 1 –3.
(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу — камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. (3)<...> процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
|
|
2) Под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий идёт процесс разрушения гор, это и называется выветриванием.
3) Солнце, вода, растения и бактерии являются внешними силами по отношению к горам, которые участвуют в процессе выветривания.
4) Выветриванием называется процесс разрушения гор под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий.
5) Днём камни расширяются, а ночью сжимаются, в трещины попадает вода, при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, к чему присоединяется и работа бактерий.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
К тому же
Конечно,
Когда
Все эти
Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИ́ЛА, -ы, жен.
1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света. С. инерции. С. ветра. Землетрясение силой в шесть баллов.
2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Выбиться из сил. Собраться с силами. Приняться за работу со свежими силами. Применить силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).
|
|
3. обычно мн. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. Силы природы. Творческие силы народа.
4. чего. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.
5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. народа.
6. Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.
7. Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло (утратило) силу.
8. мн. Общественная группа, общественный слой, а также вообще люди, обладающие какими-н. характерными для них признаками. Соотношение классовых сил. Лучшие артистические силы.
9. мн. Вооружённые силы, а также различные их виды. Военно-морские силы. Военно-воздушные силы. Главные силы (основная часть воюющих войск).
10. ед. Большое количество, множество (прост.). Народу там с.
11. силами кого (чего), в знач. предлога с род. Используя кого-что-н., при помощи кого-чего-н. Построено силами студентов.
12. сила!, в знач. сказ. О чём-н. очень хорошем, впечатляющем (прост.). Фильм с.!
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
докумЕнт
мозаИчный
надОлго
послалА
досУг
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В театральном училище учатся АРТИСТИЧНЫЕ и одарённые люди.
Подключаясь с помощью СКРЫТОГО удалённого доступа к компьютерам пользователей, злоумышленники перечисляли на свои счета крупные суммы.
ОБВИНИТЕЛЬСКАЯ речь прокурора не нашла поддержки у присяжных.
МАЛАХИТОВЫЙ камин находится в одной из комнат Большого Кремлевского дворца — в личных покоях российских императоров.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Посмотрев в заплаканные глаза Маруси, мне всё стало ясно.
2) В первой главе Чичиков приезжает в город и встречается с чиновниками, подготавливая почву для задуманной им авантюры.
3) Все, кто слушал доклад академика, был удивлён необычностью речи оратора.
4) В романе «Войне и мире» Л.Н. Толстой считал наиболее значимой «мысль народную».
5) Согласно новому постановлению, выдача справок осуществляется по письменному заявлению клиента.
6) Обломов - не просто герой, а герой-тип, имя которого давно стало нарицательным.
7) По окончанию института Григорий отправился на стажировку в Англию.
8) Кенгуру находился совсем рядом с решёткой и с любопытством разглядывал посетителей зоопарка.
|
|
9) Михаил спросил, что не возникают ли у меня сложности в работе.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
инв..нтарь
разв..вающийся (флаг)
бр..дить (по лесу)
соед..нение
пост..лить
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ро..черк, не..гибаемый;
пр..интересный, пр..строить;
без..скусный, за..нтересованный;
поз..вчера, не..бозримый;
без..ядерный, п..едестал.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
причудл..вый
оцен..вать
глянц..вый
выносл..вый
расстёг..ваться
11. Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
слыш..мый
движ..мый
заед..шь
высуш..шь
загон..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Все дома давно (не)штукатурены.
Горы, еще (не)освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе.
Это был (не)купленный, а свой собственный крыжовник.
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
Качество — это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются.
(И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел.
ЧТО(БЫ) стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком.
Солнце лишь иногда поглядывало ИЗ(ЗА) облаков, все вокруг было тихо, только щебетали КАКИЕ(ТО) птички.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
|
|