Подготовка виртуальной экскурсии

Виды, способы создания виртуальной экскурсии

В методической литературе приводятся различные классификации

экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных

экскурсий:

1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных

общей темой;

2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией

выдающихся людей.

На практике же деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер. (Рис.1)

Рис.1 Виды виртуальных экскурсий

С точки зрения использования информационных технологий можно

рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии.

Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:

1) использование технологий создания презентации;

2) использование инструментов сайтостроения (создание графических

карт, гиперссылок);

3) использование геоинформационных систем (yandex,google и др.);

4) 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта);

5) использование панорамных композиций (создание горячих точек и

переходов).

Создавая виртуальную экскурсию по той или иной теме, педагог углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации, используя при этом все возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.

Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на занятиях.

 



Подготовка виртуальной экскурсии

Подготовка виртуальной экскурсиипроходит четыре основные ступени.

1. Предварительная работа – разработка темы, определение целей и задач, одновременно с этим отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии, поэтому каждая экскурсия должна иметь четкую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу, то, что является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы виртуальной экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания «банка» виртуальных экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.

3. После выбора темы определяется цель виртуальной экскурсии. Цель экскурсии – это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связана с понятием «идея», т. к. предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея, как замысел виртуальной экскурсии, как главная ее мысль, неразрывно связана с темой.

Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.

4. Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путем раскрытия темы (продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными). Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.

Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема.

Примерный план экскурсии:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Рассказ педагога с использованием электронной презентации.

4. Викторина.

5. Самостоятельная работа воспитанников.

6. Отчеты детей о проделанной работе.

7. Подведение итогов.

Составляя текст экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрывать все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

На каждом этапе важно настроить воспитанников на повторение и закрепление пройденного материала, при необходимости организовать их работу с дополнительными источниками информации, ознакомить с задачами экскурсии, раскрыть характер предстоящей работы, сообщить требования к поведению воспитанников.

Виртуальная экскурсия, как и любое другое занятие, начинается с организационного момента. Педагог организует детей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.

После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача – актуализация имеющихся у воспитанников знаний по изучаемой теме. Это позволяет педагогу сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным, подготовить их выполнению самостоятельной работы в группах.

Проведение следующего этапа виртуальной экскурсии может быть различным.

Вариант первый: педагог организует самостоятельную работу воспитанников в группах с использованием электронных образовательных ресурсов, проводит инструктаж, руководит их деятельностью, консультирует, помогает.

Вариант второй: педагог организует самостоятельную работу обучающихся по заданиям, составленным на основе собственного рассказа или рассказа экскурсовода.

Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой.

 

При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант – это использование презентаций, поскольку каждый педагог и обучающийся владеют данными умениями. Если говорить о сайтостроении, то все учебные заведения имеют в наличии необходимое программное обеспечение.

При использовании геоинформационных систем необходим лишь доступ в интернет на хорошей скорости.

Четвертый способ сложен в организации, так как не каждое образовательное учреждение имеет в своем распоряжении программное обеспечение для 3D-моделирования, наличия условий для изучения данной темы.

Использование панорамных композиций сопряжено с еще большими трудностями, поскольку необходимо специальное оборудование для создания панорам. Здесь так же необходимо специальное дорогостоящее программное обеспечение.

Таким образом, самостоятельное создание педагогом и обучающимися виртуальной экскурсии – это трудоемкий, но эффективный процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий.

Принципы подготовки виртуальной экскурсии

При разработке виртуальной экскурсии придерживались следующих принципов:

· научности, предполагающему соответствие содержания экскурсий современному науки;

· доступности, предполагающему обеспечение логико‐педагогической последовательности учебного материала;

· наглядности; согласно этому принципу средства обучения должны быть достаточно наглядными для формирования соответствующих ассоциаций;

· связи теории с практикой; при выполнении этого принципа экскурсии побуждают учащихся к активной жизнедеятельности, стимулируют у них заинтересованное, добросовестное, ответственное и уважительное отношение к труду, учению, к знаниям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: