Первая помощь при отравлении грибами

Ход урока

I. Организационный момент Проверка домашнего задания.

Выбери верные утверждения:

1. Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер

2. Бактерии – одни из самых древних организмов на Земле Бактерии – мелкие живые существа, которые можно увидеть лишь с помощью лупы

3. Многие бактерии являются возбудителями различных заболеваний человека.

4. Неблагоприятные условия бактерии переживают в состоянии споры.

5. Квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями.

6. Бактерии передвигаются при помощи ножек).

7. Размножаются бактерии делением.

8. В клетке бактерий есть вакуоли.

 

II. Актуализация знаний о грибах, как о самостоятельном царстве органического мира.

 

Учитель: Я приглашаю тебя на прогулку.

Полон сказок и чудес,
Наш Каменский лес,
Нас к себе он приглашает,
Раскрыть тайны обещает.
Чтоб узнали точно мы –
Как в лесу растут...

Тема нашего урока «Строение и многообразие грибов».

Цель: познакомиться с общей характеристикой и многообразием грибов, изучить их строение и жизнедеятельность.

- Грибы - это растения или животные?

Чтобы ответить на этот вопрос у вас недостаточно сведений.

 Поэтому мы отправимся с вами в увлекательное познавательное путешествие в лес. На нашем пути будет 5 станций.






IV. Изучение новой темы.

Остановка

Общая характеристика Царства грибов.

      Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о шляпочных грибах.

Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству живых организмов – Царству грибов.

Наука, изучающая грибы, называется - микологией (от греч. "микос" - гриб, "логос" - учение).

К грибам относят более 100 тыс. видов, имеющих разнообразное строение и образ жизни. Грибы обитают повсюду: в почве, воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных.

Все организмы царства "Грибы" имеют особенности:

1. Некоторые грибы – одноклеточные организмы, но есть и многоклеточные.

2. Грибы состоят из клеток.

3. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько).

4. Наличие хитина в клеточных стенках.

5. Не имеют хлорофилла.

5. Гетеротрофный способ питания.

6. Тело состоит из тонких белых нитей - гифов, образующих грибницу или мицелий.

 

Остановка

Строение гриба

Учитель: -Давайте рассмотрим, какое строение имеют грибы?

Учитель: Если в месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.
- Как вы думаете, что это такое? Грибница.

Ученые установили, что эти ветвящиеся нити и есть настоящее тело гриба, а то, что мы привыкли называть грибами, всего лишь плодовое тело.

         
 

 


1 – шляпка

2 – ножка

3 – плодовое тело

4 – грибница

- Мы рассмотрели строение гриба.

-В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы – белый, подберёзовик, масленок), а у других –пластинками (пластинчатые – рыжики, сыроежки, лисички (работа с демонстрационным материалом).

- Давай распределим грибы по группам.



Остановка

Многообразие грибов

Учитель: Давай познакомимся с многообразием грибов.

- Какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые). Приведи примеры.

Послушайте стихотворение про мальчика Петю.

 

Что случилось с нашим Петей?
Скушал он грибочки эти?
Разве Петя ты не знал,
В кузовок к тебе случайно,

Ядовитый гриб попал!

Кто же Петеньке поможет?
Кто спасти ребенка сможет?

- Давай поможем Пете.

Игра “ Какой из грибов в корзинке лишний”

Цель игры: объяснить на основании каких признаков гриб удален из корзинки.

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб)

2. Сморчок, подосиновик, опенок, вешенка, трутовик. (Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб)

3. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложный оп

- Ребята, а чтобы с вами не случилось как с Петей, необходимо знать правила





Памятка грибнику

1. При сборе грибов будьте особенно осторожны! Грибы таят в себе опасность отравления.

2. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.

3. Нашли гриб, не спешите вырывать его, подрежьте ножом. Нельзя расковыривать лесную подстилку – можно разрушить грибницу, следовательно, на этом месте долго не будет грибов.

4. Никогда не употребляй в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение. Не пробуй их на вкус.

5. Помни о ложных опятах: не бери грибы с ярко окрашенной шляпкой.

6. Не пробуй на вкус сырые грибы.

7. Никогда н

 о возможности развития бактериальных заболеваний при нарушении санитарно-гигиенических требований при их консервировании.

Первая помощь при отравлении грибами

Итак, что делать при отравлении грибами?. До прибытия медиков особое значение имеет первая помощь при отравлении грибами, которая позволит существенно снизить последствия или даже спасти жизнь человека:

  • Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.
  • Желательно принять активированный уголь, или белую глину, или аптечные взвеси.
  • Необходимо положить грелки или любое тепло к ногами и на живот больного.
  • Обеспечить полный покой на время лечения.
  • Остатки грибов уничтожать не стоит. Всегда хорошая идея – сохранить их для анализов. Ведь адекватное лечение отравления грибами становится возможным только при понимании того, какими именно грибами отравился пострадавший.

Важно помнить, что серьезное отравление грибами требует лечение в условиях стационара. Попытки справиться с проблемой самостоятельно, в домашних условиях, - ненужный риск, который грозит фатальными последствиями. Особое внимание стоит обратить на детей и пожилых людей. Именно они обычно переносят отравление грибами особенно тяжело.

- Помни правила эти - не нужно грибы собирать как наш Петя!

Учитель: - а ты знаешь, что есть ещё плесневые грибы?

- Они поселяются на деревянных строениях, продуктах питания и портят их. Могут вызвать заболевания человека, животных, и растений. Это плесневый гриб мукор.

Но среди них есть и полезные грибы. Их применяют в виноделии, при изготовлении хлеба, сыров, и лекарств.

            4  остановка

Жизнедеятельность грибов (питание и размножение).

Учитель: сейчас мы сыграем в игру

- Особое вещество в клеточных стенках грибов - это хитин? (да)

- Растения питаются за счёт процесса фотосинтеза? (да)

- При фотосинтезе из углекислого газа и воды, на свету растения создают органические вещества?(да)

- Фотосинтез у растений протекает в хлоропластах? (да)

- А как вы думаете, у грибов есть хлоропласты? (нет)

- Грибы способны к фотосинтезу? (нет)

- Грибы питаются готовыми органическими веществами? (да)

Учитель: Какой можно сделать вывод о способе питания грибов?

Для нормальной жизнедеятельности грибам необходимы готовые органические питательные вещества, минеральные соли, витамины.

Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.

Вывод: Грибы по способу питания - гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами, что сближает их с животными. А ещё по способу питания есть грибы –сапрофиты, которые питаются веществами, мертвых растений и животных, а грибы - паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет (головня, трутовик).

- Попробуем выяснить, как размножаются грибы?

- А что такое споры?

Спора - клетка, дающая начало новому организму.

Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем почве, споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. На которых затем происходит образование новых плодовых тел. Но грибы могут размножаться и вегетативно, т.е. участками грибницы или мицелия.

Остановка

Значение грибов в природе и жизни человека.

Учитель: Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? для человека:

  • использование в молочной, хлебопекарной и пищевой промышленности
  • получение витаминов В1 и В2, антибиотиков.
  • использование в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений
  • вызывают заболевания и отравления
  • вызывают загнивание пищевых продуктов, овощей и фруктов
  • разрушают древесину.

Прием: Это интересно! 258 видов шляпочных грибов содержат антибиотики, замедляющие рост болезнетворных организмов.

1. Экстракт, полученный из белого гриба, использовали для лечения обморожения, рака. Если белый гриб, которому «отроду» всего один день, весит 2 грамма, то на шестой день его жизни вес увеличивается в 95 раз.

2. Желчный гриб используют для лечения болезней печени, желчного пузыря.

3. Опенок обладает слабительным действием, его используют для лечения щитовидной железы.

4. Отваром мухоморов, лечат ревматизм, заболевания кожи, эпилепсию, тонзиллит.

5. Подосиновик может вырасти в высоту на 20 см., а диаметр шляпки до 30 см.

6. За одни сутки подберезовик может вырасти на 3 - 5 см.

7. В хвойных лесах Европы и Северной Америки прорастает необычный гриб, его необычность заключается в том, что он постоянно кровоточит. Исходя из своего названия он выглядит так, как будто из него сочится кровь.

8. Грибы которые светятся найдены в Бразилии. Этот вид грибов так ярко светится в темноте, что позволяет в этих условиях даже читать.

Значение грибов в природе:

  • участвуют в образовании гумуса
  • разлагают органические остатки
  • пища для животных
  • грибы - паразиты, участвуют в регуляции численности животных и растений.
  • участвуют в круговороте веществ в природе, в образовании плодородного слоя почвы.

Учитель: Заканчивается прогулка по лесу….

В лесу не просто так гуляли,
О грибах мы узнавали.
Что им нужно, чтоб питаться,
Где расти, как размножаться,
И стоит ли колец бояться?
В группы их распределяли,
И в свое лукошко клали.
Узнавать учились мы,
Ядовитые грибы.
Петеньку спасали, дружно.
В общем было нам не скучно...
Очень многое узнали –
И с собой для жизни взяли!

Учитель: Давай выясним, что полезного ты узнал сегодня на уроке? –

Теперь то мы можем ответить на вопрос: куда относят грибы?














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: