Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы, но обычно имеют определенные разделы. К ним относят: формулировку концепции бизнеса, выбор товаров и услуг, установление характеристик и свойств товара, услуги.
1. Ключевым понятием, с помощью которого мы можем проверить серьезность притязаний хозяйства на достойное место в агробизнесе, служит концепция, или идея бизнеса. Концепция (идея) бизнеса это краткое изложение того, чем в действительности ваш бизнес является и почему он лучше других. Хорошая формулировка идеи бизнеса почти всегда легко трансформируется в броский рекламный лозунг.
2. Анализ конъюнктуры рынка (текущая ситуация, потенциальные потребители, потенциальные конкуренты).
Для кратковременных бизнес-проектов и сделок изучение спроса позволяет выявить круг потребителей и на этом основании делается вывод об объемах продаж.
При долговременных проектах (крестьянско-фермерское хозяйство) нужно будет дать ответы на вопросы, кто и в каких объемах будет приобретать продукцию, как будет изменяться спрос. Делать долговременные прогнозы и расчеты. Данный раздел нужно дополнит документами, подтверждающими желания будущих потребителей.
3. Важнейшая составляющая бизнес-плана - стратегия маркетинга, предусматривающая выбор цены, рекламы, системы продажи и стимулирования сбыта. Планируя себестоимость и цены, нужно сравнивать их с теми же показателями конкурирующих товаров, а также устанавливать причины расхождения.
Стратегия маркетинга предполагает составление планов, по сбыту, по товарообороту, производственный план, план по инвестициям.
Из производственного плана формируется план приобретения сырья и материалов.
Кроме того, необходимо определить потребность в сотрудниках, это отражается в плане по персоналу.
Все эти планы помогут соотнести планируемые доходы и расходы, определив тем самым результативность создаваемого хозяйства. Варианты следующие: получаем прибыль, получаем убыток, выходим в ноль.
4. Технико-экономическое обоснование результативности и эффективности хозяйства. Оно должно быть тщательно проанализировано на предмет реалистичности и возможности реализации бизнес-идеи в данных природных условиях.
При превышении доходов над расходами или хотя бы их равенстве можно говорить о результативности хозяйства.
Себестоимость в растениеводстве состоит из следующих статей: затраты на оплату труда с отчислениями в фонд социального страхования, семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты растений, содержание основных средств производства, организацию производства и управления, страховые платежи, прочие затраты.
Снизить себестоимость продукции растениеводства можно путем:
Повышения урожайности культур (мелиорация земель, освоение правильных севооборотов и улучшение структуры посевных площадей, эффективное использование органических и минеральных удобрений)
Сокращения затрат на производство (механизация производственных процессов, интенсивные технологии выращивания культур, рациональное использование производственных фондов, устранение потерь продукции на всем пути движения от поля до прилавка, снижение накладных расходов)
Вопросы для повторения
1. Что такое предпринимательская идея?
2. Какие особенности имеет предпринимательская идея?
3. Назовите подходы к формированию цен.
4. Перечислите виды цен.
Задание для самостоятельной работы
Сформулировать предпринимательскую идею и составить краткий бизнес-план.






